Главная Аналитические статьи и мнения

Пороховая бочка made in China

2
321

Вьетнам сегодня – это одна из самых быстроразвивающихся стран Азии. Согласно индексу Bloomberg, экономика этой страны по перспективности занимает в регионе 3-е место после Китая и Индии, а по динамичности развития входит в первую десятку стран мира. Сюда стремятся инвесторы, выводящие капитал из кризисного Евросоюза и России.

• Однако, как считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, безоблачное будущее вьетнамской экономики под большим вопросом. Именно Вьетнам может стать местом, где столкнутся интересы крупнейших мировых держав.

— Мир сегодня напоминает пороховую бочку, к которой тянется множество бикфордовых шнуров. Вы считаете, что один из них может быть подожжён во Вьетнаме. Почему?

• Многие из тех, кто интересуется геополитикой, наверняка читали знаменитую книгу американского ученого Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». В ней приводится сценарий возможного начала мировой войны во втором десятилетии 21 века. Приведу цитату:

• «Быстрыми темпами осуществляется разработка американскими компаниями нефтяных месторождений в Южно-Китайском море, в основном, под покровительством Китая, но отдельные зоны находятся под вьетнамским контролем. Благодаря новым возможностями военного присутствия, уверенность Китая окрепла, и он объявляет, что намерен установить полный контроль над всем Южно-Китайским морем – Китай всегда претендовал на суверенитет над ним. Вьетнамцы оказывают сопротивление, происходит вооруженное столкновение между китайскими и вьетнамскими военными кораблями. Китайцы, горя желанием отомстить за унижение 1979 года, вторгаются во Вьетнам».

Далее описывается схема, как весь мир вынужденно втягивается в этот военный конфликт.

— Однако, книга, цитату из которой вы приводите, написана в 1996 году. С той поры многое изменилось…

• Предположения ученого во многом подтверждаются современными реалиями. Американские компании действительно ведут поиск углеводородов на вьетнамском шельфе, и довольно успешно. Этим же занимается и российский «Газпром», который уже обнаружил два газовых месторождения — «Бао Ванг» и «Бао Ден». Российские геологи рассказывали мне, что постоянно происходят инциденты с военными кораблями Китая, которые стараются сорвать геологоразведочные работы.

• Причём китайцы ведут себя весьма агрессивно: портят геологическое оборудование, подходят вплотную к мирным судам. Дело доходит до серьёзных дипломатических скандалов между Китаем и Вьетнамом. Руководство СРВ неоднократно официально заявляло о притеснениях рыболовецких судов со стороны военно-морского флота Китая и обвиняло Пекин в противодействии строительству нефтяных скважин. Весной минувшего года между Китаем и Вьетнамом произошли несколько инцидентов с участием гражданских и военных судов, вызвавших в Ханое и Хошимине серию демонстраций.

• Напряженность в отношениях между Китаем и Вьетнамом существует давно. В 1998 году между странами произошло даже небольшое сражение за один из островов в Южно-Китайском море, которое закончилось гибелью 50 вьетнамских моряков

— Видимо, это происходит из-за того, что эти страны не могут поделить какие-то перспективные участки шельфа в Южно-Китайском море?

• Именно так. Речь идет о северной части вьетнамского шельфа, расположенного в непосредственной близости от Китая. На южный шельф Вьетнама Китай пока не посягает. Там уже давно работают как российская «Зарубежнефть», так и западные компании.

• Китай, кроме того, претендует на все Южно-Китайское море и находящиеся в нем острова Спратли и Парасельские острова, расположенные на основных морских путях, используемых для перевозки грузов между Юго-Восточной Азией, Европой и Ближним Востоком. Вьетнам, Малайзия, Бруней и Филиппины претендуют только на часть региона. США опасаются ограничений на свободное судоходство в этом регионе. В конце минувшего года Вашингтон объявил о развертывании военной базы в Дарвине на севере Австралии, чем вызвал большое неудовольствие Пекина.

— Из ваших слов следует, что в вялотекущем состоянии конфликт между Китаем и Вьетнамом продолжается десятки лет. А что-то указывает на то, что именно в ближайшее время он может перейти в горячую стадию?

• Судя по всему, в северной части вьетнамского шельфа находятся очень серьёзные запасы углеводородов. Все данные, полученные геологами, говорят об этом. Поэтому Китай может попытаться решиться на военную агрессию. Это особенно актуально в условиях, когда под большим вопрос оказалось будущее Ирана, который, как известно, является одним из основных поставщиков нефти в КНР.

• Решившись на прямую агрессию против Вьетнама, Поднебесная попытается убить сразу несколько зайцев. Во-первых, заполучит северную часть вьетнамского шельфа, и тем самым снизит свою сырьевую зависимость от поставщиков энергоресурсов. Во-вторых, смоет с себя национальный позор 1979 года. Напомню, тогда китайцы напали на Вьетнам, рассчитывая быстро поставить эту страну на место. Однако вьетнамцы разгромили превосходящие китайские силы. Причём сделали это вспомогательными подразделениями – основная часть вьетнамской армии находилась в это время Камбодже.

• Для китайцев это до сих пор является тягчайшим оскорблением. Ведь их в десятки раз больше, чем вьетнамцев! Это всё равно, как если бы современная Россия не смогла победить несколько спецподразделений Грузии.

• И третий фактор, который может толкнуть Поднебесную к войне. В Китае сейчас очень остро стоит проблема взаимодействия между экономически развитыми, преуспевающими провинциями у побережья Тихого океана и нищими крестьянскими центральными районами. Китайское побережье сегодня намного сильнее завязано на Европу и США, куда в основном идут производимые там товары, чем на соседние провинции. Крестьян из центральных районов Китая они воспринимают, как нахлебников.

• Вполне возможно, что американцы попытаются подбить богатое побережье на то, чтобы добиться независимости от остального Китая. В руководстве КНР это понимают, поэтому, не исключено, что они попытаются начать маленькую победоносную войну. Такой приём шёл в ход во все времена.

— Вьетнам понимает, что ситуация может развиваться именно таким образом?

• Да. В последние несколько лет Вьетнам стремительно наращивает закупки вооружения в России. Наша страна поставляет ему истребители Су-30МК2, ракетные катера, фрегаты типа «Гепард», подводные лодки, подвижные береговые комплексы «Бастион» с противокорабельными крылатыми ракетами «Яхонт» и т.д. В результате Вьетнам вышел на второе место среди покупателей российского оружия после Индии. Ранее это место долгое время занимал Китай.

• Причём, купленное у нас вооружение рассчитано главным образом на противодействие агрессии с моря, защиту морских месторождений, либо на защиту береговой линии. Так что выводы делайте сами. Надо учитывать и то обстоятельство, что у российских нефтегазовых компаний большие планы на вьетнамские углеводороды.

— Значит ли это, что Россия поневоле будет втянута в этот конфликт?

• Я думаю, мы до последнего постараемся избежать вооружённого участия в нём. Единственное, что мы делаем и будем делать – вооружать Вьетнам. Его армия в прошлом веке трижды доказала свою боеспособность. Так что Китаю в любом случае будет непросто.

• Главный вопрос в случае войны между Вьетнамом и Китаем – как поведут себя США и Япония. США сейчас контролирует большинство морских торговых путей в этом регионе. Победа Китая резко изменит ситуацию. Поэтому американцы не будут оставаться в стороне. У Японии ситуация ещё серьёзнее. Через Южно-Китайское море она получает большую часть сырья, без которого её экономика окажется на грани коллапса. Поэтому велика вероятность разрастания конфликта до масштабов новой мировой войны.

/Алексей Полубота, svpressa.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Константин

    Бред, высосанный из пальца. Прошу прощения за резкость.

  2. Виктор.

    Автор — откровенный мальчишка, жонглирующий оборотами.Хотелось бы что-то посерьезнее.