На международном военно-морском салоне «Евронаваль-2008» один из авторов статьи был свидетелем визита делегации ВМФ России во главе с главкомом адмиралом Владимиром Высоцким к экспозиции французской кораблестроительной компании DCNS. Подойдя к макету универсального десантного корабля (УДК) «Мистраль» с эскортом из сверкающих золотом погон российских флотоводцев, В.Высоцкий спросил у стендиста: «Это «Мистраль»?». И на утвердительный ответ последнего задал уточняющий вопрос: «Сколько стоит?».
• Ошалевший француз, совершенно не уполномоченный по своему статусу озвучивать какую-либо финансовую информацию, долго мялся, но затем, оробев от плотного окружения угрюмого вида русских адмиралов, произнес: «300–350 миллионов евро». «Хорошо, – серьезно сказал главком, – тогда мы покупаем два!».
Сомнения остались
• Откровенно говоря, этот эпизод тогда можно было бы принять за неудачную шутку главы делегации ВМФ России, если бы не последующие события. В частности, к концу 2009 года стала проясняться позиция командования Военно-морского флота относительно УДК. Адмирал В.Высоцкий сообщил, что речь идет о создании корабля подобного класса с привлечением технологий, а не о тупой покупке.
• Российская сторона также вела переговоры с Испанией, заканчивающей строительство более крупного УДК «Хуан Карлос I», на который уже имелся заказ от Австралии. Однако выбор по итогам тендера был сделан в пользу французского корабля, хотя Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) бралась построить свой аналог за три года.
• В сентябре 2010 года, накануне салона «Евронаваль-2010» одному из нас по приглашению французской стороны предоставили возможность посетить предприятия ведущей кораблестроительной компании Франции DCNS, военно-морскую базу в Тулоне и детально ознакомиться с УДК «Тоннер» – вторым кораблем типа «Мистраль». В ходе этого визита на все вопросы относительно постройки УДК для России французская сторона уже давала утвердительные ответы.
• Контракт на первую пару УДК французской постройки был подписан 17 июня 2011 года в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума. Стоимость первого корабля, который был заложен 1 февраля 2012 года, определена в 720 миллионов евро, а второго и последующих – в 650. Первый УДК будет поставлен России в конце 2014-го, через 36 месяцев после подписания контракта, а второй – в 2015 году.
• Итак, когда соблюдены все формальности и начаты работы по постройке первых двух УДК, хотелось бы понять, что, собственно, даст группировка из четырех кораблей типа «Мистраль» российскому ВМФ? Зачем нам вообще такой класс кораблей, как УДК, ведь обходились мы без этого натовского изобретения в советские годы, почему оно понадобилось нам сейчас?
Изменение оперативных концепций
• Советский флот уже в конце 70-х – начале 80-х годов стал инструментом политического и экономического проникновения в Мировой океан, а участие в локальных войнах становилось весьма актуальной задачей. В этот период начали отходить в прошлое схемы десантных операций Второй мировой войны, основанные на лобовых атаках. В связи с этим стали терять свое значение некоторые десантные корабли того времени, прежде всего, танко-десантные (ТДК).
• Они могли подходить только к определенным районам береговой черты, составляющим четыре-пять процентов общей длины мирового побережья. К тому же при лобовой атаке скорость подхода ТДК к берегу была ничтожна (10–15 узлов или 18,5–28 километров в час), а при выходе в точку десантирования снижалась в два-три раза.
• При таких условиях корабли становились легкой мишенью для уцелевших закопанных танков и долговременных огневых точек противника. Огнем с берега можно было уничтожить корабль, на котором находилась морская пехота (МП) численностью от роты до батальона.
Делегация ВМФ России на военно-морском салоне «Евронаваль-2008» у макета УДК «Мистраль» компании DCNS. В центре — главком ВМФ адмирал флота В.Высоцкий, крайний слева — руководитель российской делегации, заместитель директора ФСВТС России К.Бирюлин.
• Известно, что танк может эффективно стрелять по точечной цели с дистанции 5 км и, следовательно, при открытии огня по приближающемуся ТДК с этого расстояния уже в двух километрах от берега корабль получил бы до 60 попаданий и благополучно затонул. А если бы в обороне была рота танков? Надо еще учитывать, что никакая корабельная артиллерия не сможет на этих дистанциях уничтожить танк.
• Парадоксально, но факт: до нынешнего дня «стратеги» российского ВМФ придерживались советской тактики применения морской пехоты. В этой связи заказ на французские УДК фактически символизирует удар по отжившим взглядам тех представителей командования российского флота и кораблестроителей, которые и после развала СССР в 1991 году продолжали упорно придерживаться устаревшей советской концепции развития ДК ВМФ.
• Венец их труда – головной ТДК проекта 11711 «Иван Грен» сегодня находится на стапеле калининградского судостроительного завода «Янтарь». Это, на наш взгляд, совершенно бесполезный в современной войне корабль, каких никто из ведущих морских держав не строит с 60-х годов прошлого века. Может быть, поэтому на строящийся «Иван Грен» до сих пор нет утвержденного проекта и согласованного облика. Флот за время строительства (шесть лет) уже три раза менял тактико-технические элементы корабля, в техническое задание (ТЗ) были внесены 22 изменения.
• За тот период, когда мы упорно демонстрировали свою импотенцию в области концептуальных подходов к десантному кораблестроению, продолжая уповать на опыт Второй мировой войны, в США и Англии уже с 50-х годов появились первые десантные вертолетоносцы, обеспечивающие «вертикальный охват», то есть высадку десанта в тыл противодесантной обороны (ПДО).
• Реализация этой концепции привела к кардинальному снижению массы оружия МП, поскольку его стремились реализовать в соответствии с характеристиками грузоподъемности транспортно-десантных вертолетов (ТДВ). Штурмовая авиация и ударные вертолеты подавляли ПВО противника, ТДВ высаживали в тыл обороны десант морпехов и рельеф побережья уже не играл особой роли – доступность стала стопроцентной. При необходимости такой десант мог сразу захватить и столицу небольшого прибрежного или островного государства.
• С другой стороны, никто не отменял и задачу высадки тяжелой техники. Для этого уже с 60-х годов танки и тяжелые боевые машины пехоты (БМП) высаживались с катеров. Первоначально это были водоизмещающие катера, для них доступность побережья составляла 15–17 процентов. С начала 80-х годов начали применяться десантные катера на воздушной подушке (ДКА ВП), для которых доступность побережья составляла около 40–70 процентов, а скорость доставки тяжелой техники и десанта увеличилась в пять раз.
• Наконец, в США были созданы усовершенствованные плавающие боевые машины десанта (БМД) типа AAAV (advanced amphibious assault vehicle), способные с высокой скоростью двигаться по воде из-за горизонта и самостоятельно выходить на берег.
Таким образом, за счет увеличения доступности побережья происходило резкое распыление сил и средств ПДО и соответственно повышалась эффективность десантной операции при резком снижении возможных потерь. А в СССР в это время упорно продолжалось строительство ТДК.
• Новая тактика МП потребовала создания и новых кораблей. Поэтому в 70-х годах в США появились первые УДК – корабли, способные высаживать как десант с вертолетов, так и тяжелую технику с катеров. Эти корабли уже не приближались к берегу ближе, чем на 50–100 километров (первая «волна» вертолетов поднималась на удалении около 100 километров, а в 50 километрах от берега начиналась высадка тяжелой техники с ДКА ВП).
• В СССР тоже была предпринята попытка создать подобный корабль проекта 1174 (шифр «Носорог»). По этому проекту был создан ТДК с доковой камерой и «оригинальным» авиационным вооружением (носовая и кормовая взлетно-посадочные площадки и ангар в надстройке между ними). Построить их удалось всего три единицы.
Актуальная задача
• В 70–80-е годы в СССР также велась разработка УДК проекта 11780 полным водоизмещением от 20.000 до 40.000 тонн, но по ряду причин он так и не был реализован. Связано это было с тем, что с постройкой и принятием на вооружение УДК изменилась бы вся концепция проведения десантных операций – от высадки на урез воды с помощью ТДК и лобовой атаки ПДО к «вертикальному охвату» и ее атаке с воздуха и тыла с помощью вертолетов и ДКА ВП.
• ТДК в отличие от УДК способны высаживать десанты всего на четыре-пять процентов побережья, в то время как УДК обеспечивают высадку на 40–100% береговой черты. Аргументация того факта, что на этих четырех-пяти процентах побережья может быть создана мощная ПДО, прорыв которой приведет к большим потерям или даже к срыву десантной операции, парировалась чисто российским аргументом – на войне без потерь не бывает. После распада СССР в 1991 году в руководстве ВМФ доминировали прежние взгляды на развитие десантных кораблей.
• Таким образом, попытка построить УДК проекта 11780 не была реализована, поскольку стапельных мест для их постройки не нашлось, да и желания реализовать этот проект у военно-политического руководства (ВПР) СССР было мало. Из УДК опять хотели сделать не только десантные, но и противолодочные корабли.
• Многим специалистам было давно понятно, что надо строить только УДК, способные действовать против любого противника и в любом регионе, но эта концепция не находила сторонников в ВПР. Командование ВМФ СССР, в частности, видело перспективы развития флота только в ядерной войне, борьбе с подводными лодками и в дивизиях МП, атакующих побережье с фронтального направления, не считаясь с потерями. Только этим объясняется строительство морально устаревших ДК проекта 11711 типа ТДК. Последними прекратили строить для своих ВМС такие корабли Индия и Китай.
• Так что же столь резко изменило взгляды командования отечественного ВМФ на роль УДК в современных военно-морских операциях до такой степени, что флот выступил заказчиком французских УДК? Ведь многие эксперты полагают, что приобретение «Мистралей» является чистой политикой, а военные моряки просто «взяли под козырек».
По-видимому, ответ в какой-то степени связан с событиями августа 2008 года, после которых главком ВМФ адмирал В.Высоцкий сказал, что при наличии УДК Черноморский флот мог бы выполнить поставленную задачу всего за 40 минут, в то время как на это потребовалось 26 часов.
• Очевидно, это действительно так, если у противника слабая оборона. В этом случае УДК может самостоятельно проводить десантные операции буквально мгновенно, поскольку на его борту кроме морской пехоты и транспортных вертолетов всегда имеются боевые вертолеты, а в ряде случаев и многоцелевые самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП).
• Боевые задачи, которые способен решать такой корабль, во многом зависят от типа используемой им авиации (СВВП, БЛА, вертолеты всех типов). Однако некоторые эксперты полагают, что в боевых действиях УДК вследствие большой осадки (6,2 метра) будет малоэффективен, особенно при действиях по сильно укрепленному берегу.
• При такой осадке корабля десант с тяжелой техникой должен будет высаживаться на большом расстоянии от берега с применением ДКА, в связи с чем существует значительная вероятность того, что только малая часть десанта сможет до него добраться под огнем береговой артиллерии и ударами авиационных средств противника.
• Однако УДК никогда не подходит ближе 50–100 километров к берегу и всегда высаживает тяжелую технику только с ДКА и только тогда, когда его вертолетный десант практически захватит плацдарм в месте высадки тяжелой техники. Поэтому осадка УДК совершенно ни при чем.
• Обращение к береговой артиллерии это вообще нонсенс, так как она будет в считанные минуты уничтожена боевыми вертолетами и атакована с тыла, а вот с танками противника придется возиться долго. Если авиационные средства противника к моменту операции не будут подавлены, то любая десантная операция в современных условиях может превратиться в авантюру.
• В современной обстановке, когда считается, что у России нет прямых противников среди ведущих западных стран, а для нашего ВМФ нет прямой угрозы со стороны их ВМС, но зато имеются небольшие конфликтные государства, в том числе и на побережье, возникают качественно новые угрозы безопасности страны, и эти угрозы, прежде всего наземные.
• Справиться с ними могут лишь многоцелевые средства, способные бороться с наземными противоборствующими силами всеми видами оружия: авианосцы, многоцелевые эсминцы и фрегаты, а также многоцелевые УДК. Эти обстоятельства привели к снижению роли противокорабельного ракетного оружия на НК (в США его вообще снимают с кораблей) и возрастанию роли как морского ракетного оружия для поражения наземных целей, так и десантных сил.
• Если у государства в составе флота нет универсальных кораблей, то возникает необходимость в формировании крупных соединений, налаживании системы управления и снабжения, что связано с расходованием огромных средств и времени на планирование и обеспечение целой войны даже с заведомо слабым противником. В этом свете строительство УДК для России можно рассматривать как актуальную задачу.
• Поскольку выше упоминался разработанный Невским ПКБ еще в 80-е годы УДК проекта 11780, возникает вопрос о возможности его «реанимирования» с творческой переработкой вместо заказа УДК за рубежом. В принципе это было возможно, но время упущено. Для проектирования нужно три-пять лет, постройка потребует еще от трех до пяти лет и таким образом на создание корабля уйдет шесть – десять лет. А УДК нужен уже сейчас. В составе ВМФ РФ есть ТАВКР, крейсера и эсминцы, а океанского ДК нет.
• Вдобавок трудно кардинальным образом «осовременить» взгляды флотских заказчиков такого корабля. Они ведь снова будут отстаивать советские требования к проектированию и, конечно, «нагрузят» новый корабль всем, чем только можно.
• Разумно предположить, что на УДК российской разработки обязательно установят пушку для стрельбы по берегу, РСЗО, КР для стрельбы по берегу, крупный ЗРК, огромные комплексы РЭБ. Однако почти все это уже было на проекте 11780, результат создания которого известен. Но даже если и не менять состав вооружения и оставить его таким, как на УДК типа «Мистраль», выполнив только российские требования по живучести, то и тогда водоизмещение корабля возрастет до 23.000–25.000 тонн.
• Вот почему приобретение корабля у одной из ведущих военно-морских держав мира, создающей УДК в соответствии с современными тенденциями развития флота, на наш взгляд, выглядит вполне оптимальным решением на фоне вышеприведенных подходов к созданию отечественного корабля аналогичного типа.
• Помимо этого есть большая вероятность того, что у нас, несмотря на громкие заявления по борьбе с коррупцией, выделенные на проектирование и строительство УДК деньги могут банальным образом разворовать, в результате чего флот ничего не получит.
Одно весьма важное уточнение. Порой «Мистраль» почему-то квалифицируют как десантно-высадочный корабль-док – ДВКД. Однако в мировой классификации «Мистраль» не ДВКД, а универсальный десантный корабль – УДК.
• У ДВКД имеется палубная авиагруппа из нескольких вертолетов, которые либо доставляют на берег мелкие разведгруппы, либо обеспечивают снабжение высадившегося десанта. УДК имеет несколько эскадрилий и способен действовать следующим образом – эскадрилья боевых вертолетов (для России это, возможно, морской вариант Ка-52) пробивает коридор в системе ПВО противника, а эскадрилья транспортно-боевых вертолетов (для России это Ка-29) высаживает в тыл сразу роту морпехов.
• В таком взаимодействии в незащищенный тыл высаживается до двух рот морпехов (один заход – одна рота). И только потом после удара с тыла начинается высадка тяжелой техники на урез воды, а эскадрилья боевых вертолетов в это время уничтожает огневые точки на берегу, помогая высадившимся с вертолетов морпехам. Высадка на урез воды идет только после уничтожения в этом месте противодесантной обороны.
Видимо, потребуются доработки
• Необходимо отметить, что вместе с УДК Россия получит от Франции некоторые новые технологии. Речь идет, прежде всего, о перспективной единой электро-энергетической установке (ЕЭЭУ) с погруженными главными электродвигателями, размещенными в винторулевых колонках (ВРК), что позволяет кораблю легко и быстро маневрировать.
• В то же время возникает вопрос о целесообразности УДК с полным электродвижением и ВРК, поскольку те же ВМС США обходятся без этих наворотов. Для УДК типа «Мистраль», водоизмещение которого вдвое меньше, чем аналогичных американских кораблей, ВРК крайне необходимы для позиционирования корабля при волнении и обеспечения нормального входа и выхода ДКА из доковой камеры.
• Американские УДК, водоизмещение которых превышает 40.000 тонн, даже при четырехбалльном волнении имеют без колонок достаточную устойчивость для захода катеров. При отсутствии колонок надо применять много подруливающих устройств и создавать систему управления удержанием корабля в определенном положении, а это гораздо сложнее, чем применение ВРК.
• Отечественные специалисты, в частности, намучились с этой проблемой при реализации проекта 1174. Применение ВРК экономит объем корабля из-за отсутствия линий валов. Обеспечивается также возможность произвольного размещения энергоотсеков из-за отсутствия их жесткой привязки к линиям валов.
• Однако эксперты отмечают и серьезные недостатки ЕЭЭУ. Прежде всего, это малая скорость хода (18 узлов по сравнению с 22–24 для УДК США и Испании) и высокая стоимость технического обслуживания на протяжении жизненного цикла, которая в условиях РФ может составить 25–30% стоимости корабля. Осмотр и обслуживание электродвигателей в условиях эксплуатации возможны только при нахождении корабля в доке, а с большими доками в России проблемы на всех морских театрах ввиду их нехватки.
УДК типа «Мистраль» имеет самую низкую скорость (19 узлов) в семействе мировых универсальных десантных кораблей, у которых она 21–23 узла. Однако в современных условиях УДК предназначены, прежде всего, для противодействия странам третьего мира со слабыми ВМС.
• Кроме того, даже авианосное ударное соединение имеет скорость боевого экономического хода от 18 до 22 узлов. Конечно, скорость полного хода около 30 узлов была бы для УДК предпочтительнее, но тогда водоизмещение выросло бы до 30 000 тонн и пришлось бы энергетику менять на газотурбинную. Так что для первых отечественных УДК типа «Мистраль» скорость вполне достаточна. Когда Россия будет иметь полноценные авианосцы, тогда и нужно строить полноценные большие УДК с высокой скоростью хода.
• Наибольшей проблемой, которую строящиеся УДК типа «Мистраль» представляют для российского ВМФ в техническом плане, является невозможность их применения без определенных доработок, поскольку проект УДК создан во многом по гражданским нормам и требованиям.
• При полном водоизмещении 21600 тонн УДК имеет доковую камеру, в которой могут разместиться четыре ДКА проекта 11770 или два ДКА ВП, подобные катерам проекта 1206 (отечественный ДК проекта 1174 при полном водоизмещении 14600 тонн имеет доковую камеру, в которой размещается в 1,5 раза больше ДКА).
• На УДК отсутствует танковый трюм. Танки типа Т-80 или Т-90 могут размещаться на площадке перед доковой камерой – три единицы и в ДКА (два-четыре танка). Таким образом, на УДК невозможно разместить штатную роту танков российской морской пехоты. Ангар для автобронетехники размещен над доковой камерой и под ангаром для вертолетов. В нем может находиться техника с единичной массой до 30–32 тонн. Высота этого ангара может не позволить разместить некоторые образцы боевой техники МП, а размещать там танки массой 50–60 тонн даже после подкрепления палубы, возможно, будет сложно из-за снижения остойчивости корабля.
• Ангар для вертолетов имеет большую площадь и в нем при плотной расстановке можно разместить до 20 транспортно-боевых вертолетов типа Ка-29. Высота ангара немного недостаточна для нормальной эксплуатации российских вертолетов, однако вряд ли незначительное увеличение высоты составляет крупную проблему.
• На корабле созданы прекрасные жилые условия для 450 морских пехотинцев и имеется превосходный госпиталь. По-видимому, именно создание комфортных условий размещения МП привело к минимизации габаритов танкового трюма и многих других помещений для военной техники.
• По мнению экспертов, реализация в корабле требований ВМФ РФ, а также требований по размещению российской МП (одного батальона) может привести к росту водоизмещения корабля до 27000–28000 тонн и соответственно к замене ГЭУ на более мощную и простую. В противном случае необходимо менять не только требования и нормы проектирования и постройки кораблей, выработанные всем опытом отечественного кораблестроения, но и назначение, вооружение и организационную структуру российской МП.
Что-то это напоминает…
• Кстати, не успели во Франции приступить к строительству первых УДК для России, как уже начали возникать опасения, что эти корабли могут разделить судьбу проекта 11780. И связано это с тем, что наши военные хотят возложить на «Мистрали» слишком много функций и намереваются установить на них слишком много современного морского вооружения.
• В российском Генштабе, например, уже раздаются голоса, вещающие, что «нам не нужны безоружные УДК, которыми располагают французские ВМС. Такие «Мистрали» по сути – гигантские плавающие транспорты с современными системами боевого управления, навигации, разведки и связи, своего рода беззащитные плавучие командные пункты, которые надо прикрывать и с моря, и с воздуха другими боевыми кораблями и авиацией».
• Там же подчеркивают: «УДК нашего ВМФ должны не только управлять действиями различных родов сил военно-морских группировок (надводных кораблей, подлодок, морской авиации) или даже действиями межвидовых группировок на морских и океанских ТВД, не только доставлять и высаживать на берег морскую пехоту на бронемашинах с помощью вертолетов и десантно-высадочных средств, но должны и сами обладать достаточной огневой и ударной мощью, чтобы быть полноценными самозащищенными многофункциональными боевыми кораблями в составе этих группировок».
• «Поэтому российские УДК будут оснащены крылатыми ракетами с увеличенной дальностью стрельбы, новейшими средствами ПВО-ПРО и ПЛО», – уточняют наши военные «мозги». Главком ВМФ России адмирал В.Высоцкий заявил, что строящиеся во Франции УДК типа «Мистраль» оснастят российским оружием. На них будет повышена защищенность средствами ПВО, размещены ракетные комплексы самообороны, а вертолетная группа будет усилена вплоть до выполнения противолодочных задач.
Кстати, корабли уже строятся, а технического задания на состав вооружения и его размещение на корабле у Главного штаба ВМФ еще нет, хотя применяемые технологии строительства подобных кораблей позволяют интегрировать в существующий проект российские системы вооружения, включая отечественные десантно-высадочные средства и палубную авиацию.
Нет пока и никаких «движений» по формированию береговой инфраструктуры для УДК.
• Высоцкий подчеркнул, что подобные корабли важны как «элемент корабельной группировки, они могут существенно усилить ее потенциал». По его мнению, наличие на борту этого класса кораблей оборудованного командного центра позволяет управлять силами различного масштаба на любом удалении от баз флота в морских и океанских зонах. Данный корабль может быть использован в качестве корабля управления, координирующего действия группировки, развертываемой в любых районах Мирового океана для решения миротворческих и гуманитарных задач. Причем возможности для оказания гуманитарной помощи населению превышают по своим техническим показателям действующие сегодня корабли и суда России в несколько раз.
• «Именно эти качества кораблей типа «Мистраль» позволяют говорить о необходимости и целесообразности их применения в составе российского ВМФ по всему спектру задач сил общего назначения в мирное и военное время», – указал главком.
• Однако попробуем возразить адмиралу Высоцкому в следующем. Современные зарубежные УДК, помимо гуманитарных операций, предназначены для борьбы с разным противником: с сильным – совместно с авианосной многоцелевой группой, со слабым (например, странами третьего мира с незначительными ВМС) – используя свое авиационное вооружение даже самостоятельно. Именно в расчете на это и проектировались УДК типа «Мистраль». Ливан (гуманитарная операция), Алжир, Ливия – вот, пожалуй, весь перечень стран на сегодня, где эти корабли были задействованы.
• Поэтому попытка обоснования их нужности для ВМФ России в качестве комплексных морских многоцелевых платформ для координации действий межвидовых группировок на морских и океанских ТВД, доставки и высадки на берег МП на бронемашинах, с помощью вертолетов и десантно-высадочных средств, к тому же платформ с самостоятельной огневой и ударной мощью, чтобы быть полноценными самозащищенными многофункциональными боевыми кораблями в составе корабельных группировок, – все это уже начинает напоминать историю ВМФ СССР, где каждый крупный корабль рассматривался как самозащищенный и способный действовать в одиночку. Эти требования начинают приближать российский «Мистраль» к судьбе УДК проекта 11780.
• Итак, с одной стороны, политическое решение о приобретении для ВМФ России УДК типа «Мистраль» можно было бы рассматривать как прорывную технологию, способную видоизменить отечественные амфибийные силы. С другой стороны, создается впечатление, что в головах многих лиц, причастных к адаптации этих УДК под цели и задачи российского ВМФ, наблюдается дефицит таких прорывных технологий.
• Уже раздаются голоса некоторых российских адмиралов об отправке половины этих УДК на Тихоокеанский флот. Вот только с кем они будут там воевать? С Китаем или Японией? Да и ремонтная база на Дальнем Востоке весьма слабая. Все угрозы для России, как показывают последние события, концентрируются на юге со всеми вытекающими для УДК последствиями. Если, конечно, они не повторят судьбу проекта 11780.
/Владислав Никольский, Николай Новичков, vpk-news.ru/
1. Больше всего порадовала разница в стоимости с 300-350млн.евро до 720/650млн, даже с переделками, это явно коррупционная сделка.
2. УДК для ВМФ РФ нужны, хотя мы и теряем всех своих союзников и плацдармы, благодаря преступной бездарности и аморфности Правительства.
3. УДК без средств самозащиты и слабым ходом, просто НЕНУЖНЫ.
4. Морская Пехота, как Высокомобильные Ударные Войска больше нуждаются в машинах класса БМП-3Ф + ПТРК «Хризантема-С» или «Вена»/»Нона-С». Относительно лёгкие(по сравнению с танком), быстрые и плавающие.
5. «Война — сликом серьёзное занятие чтобы доверять её военным.»
1. Серьёзный недостаток «Мистраля» — остойчивость при волнениях моря более 4 баллов, то есть зависимость высадки от погоды. Помню как мы, простите, травили за борт плавбазы «Гангут»(аналогичной «коробки») в Северном море при солнечной погоде на длинной волне…
2. Подводные лодки просто растерзают такой тихоход…
3. Думаете Франция не получала «добро» от НАТО «втулить» русским такое «фуфло»?..
4. Может, дешевле высаживаться с МКС?..
5. И больше никакой контактной войны — только точечные удары авиации!
УДК, действующий «из-за горизонта», чудовищных размеров (мишень) — это всё теории «высосанные из пальца» и не проверенные в боях. Если вы забыли, при десанте «берег» отстреливается. Из 20 десантных кораблей около 5 кораблей потопят. Но остальные десант высадят. Что будет, когда единственный УДК потопят? Как управлять и направлять десантные группы 2-й и 3-й волны, находясь «за горизонтом»?
Реально УДК будет полезен для «поддержки» действующего правительства или большого партизанского соединения, контролирующего берег. НО в таком случае и БДК будут столь же полезны.
Считаем: УДК имеет водоизмещение 30 000 т (2000 десантников), БДК -5000 т(20 танков+ 400 десантников), т.е. по стоимости 6 БДК= 1 УДК.
При наличии обороны 4 БДК из 6-ти высадят десант= 1600 десантников + 80 танков. В тех же условиях УДК высадит 1000-1500 десантников пешком, при этом сам на 25% будет разбит (с учётом размера мишени — на 50%) и уплывет в ремонт. При наличии у защитников истребителей из 20 вертолетов УДК уцелеет не более 5 и пропорционально количество десанта. В реальной войне БДК в 3 раза эффективнее.