Главная Аналитические статьи и мнения

Мода на беспилотники над полем боя

0
1257

Количество беспилотников в войсках разных стран мира растет бурными темпами, и этот рост уже необратим. Оснащение вооруженных сил различных государств комплексами с беспилотными летательными аппаратами (далее – БПЛА) различного назначения принимает сегодня характер устойчивой тенденции. И дело здесь не в том, что тема беспилотников считается модной и о ней говорят на самом высоком уровне.

• Суть в том, что развитие современных и перспективных технологий позволяет сегодня беспилотным летательным аппаратам успешно выполнять такие функции, которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими силами и средствами. Так, БПЛА показали свою высокую эффективность при выполнении задач ведения наблюдения и разведки. Беспилотники стали «всевидящим оком в небе», позволив наземному оператору в реальном масштабе времени отслеживать и контролировать развитие обстановки в заданном районе или на заданном маршруте.

• С каждым годом лавинообразно увеличиваются возможности решения БПЛА ударных задач. Соответственно увеличивается и количество самих беспилотников. Так, согласно планам Пентагона, в ближайшие три десятилетия число беспилотников на вооружении США должно увеличиться в четыре раза. В настоящее время американские военные используют около 7000 БПЛА различных типов.

Главное достоинство беспилотников», и это признают все эксперты, – отсутствие на борту человека, благодаря чему независимо от сложности и трудности выполняемой БПЛА задачи жизни военнослужащих не угрожает опасность.

БПЛА способен действовать в зонах радиационного и химического заражения. Ему не нужны сложные системы жизнеобеспечения экипажа.

В кризисной ситуации беспилотником в любую минуту можно пожертвовать, особенно тогда, когда их производство будет поставлено на поток.

• Благодаря своим преимуществам беспилотники постепенно осваивают многие функции пилотируемой авиации. Мировой опыт развития малой беспилотной авиации свидетельствует, что уже через полтора-два десятилетия они смогут выполнять абсолютное большинство задач, решаемых сегодня пилотируемой авиацией, за исключением некоторых специфических функций, как то медицинская эвакуация раненых.

• Вместе с тем не все оценки зарубежных военных специалистов в отношении будущего беспилотников военного назначения такие категоричные. Так, в частности, в сухопутных войсках США еще в 2003 году было проведено сравнительное исследование возможностей БПЛА и перспективного армейского разведывательного вертолета RAH-66 «Команч». В ходе этих сравнительных испытаний выяснилось, что БПЛА могут успешно выполнять только:
— 67% разведывательных задач на поле боя;
— 50% задач по обеспечению охранения войск;
— 25% задач по боевому поражению.

• Тогда же был сделан соответствующий вывод: БПЛА не могут полностью заменить боевые вертолеты армейской авиации, они способны только дополнить возможности последних. И все же, несмотря на объективные результаты полевых испытаний, было принято решение сделать ставку на беспилотники. Причины такого решения уже назывались: проще, дешевле, безопаснее для личного состава – а значит, эффективнее.

• Тенденция замещения пилотируемых воздушных машин беспилотниками, в наиболее выраженной форме проявляющаяся в армиях экономически развитых государств, постепенно приобретает универсальный характер. Только в Ираке и Афганистане за последние 10 лет БПЛА ВС США налетали более одного миллиона часов.

ЧЕТЫРЕ ФАКТОРА РАЗВИТИЯ

• Конечно же, говорить о том, что уже в скором будущем над полем боя будут кружить одни только беспилотники, явно преждевременно. Несмотря на свою кажущуюся простоту, разработка, производство и применение БПЛА – довольно сложный и дорогостоящий комплекс мероприятий. Но важно другое – количество беспилотников в войсках разных стран мира растет бурными темпами, и этот рост уже необратим. Растет не только количество БПЛА, но расширяется круг решаемых ими в интересах вооруженных сил задач.

• В связи с этим можно выделить четыре группы факторов, формирующие современные тенденции развития беспилотной авиации военного назначения:

1. функциональные факторы – потребности заказчика, т.е. военного ведомства, которое заинтересовано в том, чтобы иметь такие БПЛА, которые отвечают их сегодняшним и завтрашним практическим потребностям;

2. технологические факторы – непрерывное развитие новых и совершенствование существующих технологий разработки, создания и производства БПЛА различного назначения, в том числе и вариантов их полезной нагрузки;

3. психологические факторы – особенности совместного применения на поле боя людей и роботов;

4. материально-финансовые факторы – необходимость массовой разработки, производства и эксплуатации серийных образцов БПЛА в интересах войск (сил).

• В этих факторах главную роль, естественно, играет функциональное предназначение беспилотника. Самый современный в технологическом отношении БПЛА, пусть даже по вполне приемлемой стоимости, не нужен войскам, если он не способен удовлетворять их требования.

• Есть у этой проблемы еще одно измерение. По вполне понятным причинам у разных ведомств существует свой набор требований к комплексам с беспилотными летательными аппаратами, что затрудняет межведомственное взаимодействие в этой области. Для вооруженных сил важным требованием является, например, «незаметность» (малые размеры, малошумность), наличие надежных и защищенных каналов связи с БПЛА, всепогодность аппарата, способность стабильно действовать днем и ночью, в условиях как высоких, так и низких температур.

• В результате беспилотник, который принят «на ура» в одной стране или в одном ведомстве, вполне может оказаться плохим с точки зрения удовлетворения потребностей другой страны или другого ведомства.

• Под воздействием вышеуказанных четырех групп факторов формируются и тенденции технического развития современной беспилотной авиации. Исходя из анализа опыта передовых в экономическом отношении государств, можно говорить о формировании двух разнонаправленных центробежных тенденций:
— во-первых, увеличение (в идеале – «до бесконечности») дальности полета и времени нахождения в воздухе;
— во-вторых, максимальная миниатюризация БПЛА.

• Применительно к специфике действий сухопутных войск эти две тенденции в развитии беспилотной авиации проявляются в следующем. С одной стороны, сухопутные войска стремятся получить на вооружение БПЛА с повышенной дальностью полета, позволяющие им решать задачи в оперативно-тактической и оперативной глубине.

• С другой стороны, отчетливо просматривается тенденция переноса акцента усилий командования сухопутных войск на оснащение БПЛА до уровня мелких тактических подразделений (вплоть до взвода).

• Пути практической реализации этих двух тенденций развития беспилотной авиации многообразны. Внедрение современных технологий уже в ближайшем будущем позволяет ожидать на этих направлениях прорывных изменений. Так, совершенствование двигательных установок и принципиально новые подходы в этой области «раздвигают» временные и пространственные параметры полета перспективных БПЛА.

• Новые возможности развития беспилотной авиации открываются и в результате реализации проектов создания беспилотных летающих танкеров и систем автоматической дозаправки топливом в воздухе. Исследования в этой области уже ведутся. Это позволит в конечном итоге снять с повестки дня вопрос о дальности полета БПЛА и времени его нахождения в воздухе, что откроет новые горизонты использования беспилотников, в том числе и в военных целях.

ФАНТАСТИКА НА ГРАНИ РЕАЛЬНОСТИ

• Огромные перспективы в развитии мини- и микро-БПЛА открываются в связи с развитием нанотехнологий и биотехнологий. Проекты нано-беспилотников, хоть и существующие пока только в головах своих создателей, предусматривают создание миниатюрных систем, способных летать роями или стаями над противником, прежде всего в городских условиях, контролируя каждый его шаг и каждое слово.

• Несмотря на все преимущества, которые дает использование беспилотной авиации в интересах наземных группировок войск, у этого процесса есть определенные ограничения:

— широкомасштабное использование всеми сторонами беспилотных летательных аппаратов может привести к частичной или даже полной дезорганизации процессов управления воздушным пространством над районом конфликта;

— сложности межвидовой и тем более межведомственной координации полетов своих беспилотников будут многократно увеличены наличием БПЛА противника, которые будут в таком случае выступать в качестве своеобразных «воздушных мин»;

— если еще учесть и воздействие противника на системы управления беспилотников, вплоть до попыток явно или скрытно взять их под свой контроль, последствия могут быть труднопредсказуемыми.

• Осознавая важность оснащения вооруженных сил беспилотными летательными комплексами различного назначения, многие государства мира сейчас переживают настоящий бум в развитии беспилотной авиации.

• Свои модели разработаны и приняты на вооружение в Израиле, США, Италии, Франции и целом ряде других государств. В настоящее время можно говорить о своеобразной «моде» на беспилотники. В США были разработаны амбициозные планы массового оснащения всех бригад сухопутных войск новейшими комплексами БПЛА четырех классов – на 8, 16, 40 и 75 км соответственно.

• Однако по мере проработки этих вопросов сухопутные войска США в конечном счете вынуждены были отказаться от первоначальных планов и остановиться только на БПЛА ближнего действия ХМ-156. Создавать новые семейства бригадных БПЛА в ближайшие годы было сочтено невыгодным по категории «стоимость–эффективность».

СДЕЛАНО В РОССИИ

• Большой задел в области развития беспилотной авиации был сделан в Советском Союзе еще в 60–70-е годы. Однако в последующие годы ситуация изменилась. Современное состояние разработок беспилотных летательных аппаратов в Российской Федерации вряд ли можно назвать беспроблемным. На то есть масса причин объективного и субъективного характера.

• В настоящее время работами в области создания «маленьких» БПЛА в той или иной степени в стране занимаются несколько десятков организаций, фирм и КБ. Абсолютное большинство из них работают в инициативном порядке, на горячем энтузиазме и творческом запале. Хорошие конструкторские и производственные школы сложились в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Ижевске.

• Создаваемые там образцы по многим характеристикам не только не уступают лучшим зарубежным моделям своего класса, но порой и превосходят их – часто, кстати, за счет того, что у нас умеют находить простые пути решения сложных проблем. В числе лучших отечественных БПЛА можно выделить «Орлан», «Элерон», «Ласточка», «Стрекоза».

Интересный сравнительный анализ израильского БПЛА SEARHER MKIIJ и БПЛА «Орлан-10» проделан отечественными экспертами.

БПЛА «Серчер»:
– 3 БПЛА (каждый в своем контейнере);
– контейнер с НПУ (установлен на «КамМАЗе»);
– прицеп с антенным устройством (вес 3 тонны);
– тележка-заправщик;
– тележка-охладитель для обеспечения работы двигателя на земле.

Кроме того, по результатам испытаний выявлена необходимость привлечения еще пяти единиц колесной техники (включая автокран), не входящей в состав комплекса. Без них эксплуатация невозможна.

– взлет только с асфальтированной взлетно-посадочной полосы (ВПП из бетонных плит непригодна из-за малого диаметра колес);
– посадка на такую же ВПП;
– продолжительность полета: 15 часов;
– взлетный вес: около 450 кг;
– размах крыла: 8,5 м; длина: 5,8 м;
– минимальный заявленный экипаж: 9 человек. В реальности потребовалось привлечение дополнительно 17–20 человек.

Полезная нагрузка: комбинированная (день/ночь) камера на гиростабилизированной платформе.
Стоимость: 700 млн. рублей.

БПЛА «Орлан-10»:
– 3 БПЛА (каждый в ящике 1,6 х 0,56 х 0,33 м);
– комплект стартового и технологического оборудования (включая разборную катапульту) в таком же ящике;
– 1–3 ящика с АРМ НПУ (в зависимости от количества типов полезной нагрузки, установленных одновременно на борту; ящики 1,4 х 0,5 х 0,3 м;
– палатка-ангар для размещения НПУ, проведения ТО и отдыха экипажа;
– универсальная печь для палатки (дрова, газ, дизтопливо, авиационный керосин);
– бензоагрегат 1 КВт.
– комплекс, вместе со штатным экипажем может перевозиться на одном «УАЗе» или одним бортом вертолета Ми-8. Возможна перевозка комплекса в багаже рейсами гражданских авиалиний;
– минимальный экипаж: 2 человека;
– штатный экипаж (для многосуточной работы): 4–5 человек (в зависимости от полезной нагрузки);
– взлет: с катапульты (нужна площадка, свободная от деревьев 100 х 15 м);
– посадка: парашют + надувной мешок снизу (требуется площадка 100 х 200 м, свободная от деревьев). Возможна посадка на горном склоне с крутизной до 30 градусов;
– продолжительность полета: 14 часов
– взлетный вес: около 18 кг
– размах крыла: 3,1 м; длина: 1,8 м

Полезная нагрузка: комбинированная (день/ночь) камера на гиростабилизированной платформе.
Полезная нагрузка – всего 17 типов полезной нагрузки, в том числе:
– сменная (день/ночь) камера на гиростабилизированной платформе;
– фотокамера 19 Мпикселей.

Остальные типы полезной нагрузки – не подлежат оглашению.
Одновременно на один БПЛА может устанавливаться 3–4 типа полезной нагрузки.
Стоимость (с четырьмя типами полезной нагрузки на каждом БПЛА): 18 млн. рублей.

С НАДЕЖДОЙ – В БУДУЩЕЕ

• При этом БПЛА иностранного производства, созданные за рубежом для действий в соответствующих климатических условиях, иногда просто невозможно использовать в полном объеме в наших родных условиях. Те же израильские беспилотники, занимающие высокое место в мировом рейтинге БПЛА по своей электронной начинке и программному обеспечению, прекрасно показали себя в южных широтах, но вряд ли приспособлены к полетам в условиях низких температур, характерных для России.

• Зимы у нас редко бывают теплыми… И здесь уместно вспомнить горький опыт гитлеровских генералов, обвинявших зимой 1941 года «генерала Мороз» в замораживании их техники и срыве блицкрига под Москвой. С тех пор погода в России мало изменилась, и зимы, в частности, не стали мягче. Например, по сводкам Гидрометцентра за 2 февраля 2012 года температура от –20 до –50 градусов Цельсия наблюдалась на большей части территории страны.

Немаловажен и тот факт, что иностранные производители ограничивают бортовое оборудование только оптическими системами наблюдения и не спешат продавать нам современные бортовые радиолокационные станции, комплексы радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы, устанавливаемые на БПЛА военного назначения.

• Это особенно актуально в связи с тем, что Россия расположена в северных широтах, где облачность и осадки являются скорее правилом, чем исключением. Данный вывод подтверждается небольшим анализом климата основных городов России.

• Соответственно беспилотники, оборудованные только оптическими средствами разведки, смогут принести в наших широтах гораздо меньше пользы, чем это им удается сделать в зоне Персидского залива. Не зря вооруженные силы экономически развитых государств уделяют особое внимание развитию высотных всепогодных комплексов, способных нести большую нагрузку в виде различных радиоэлектронных средств, обеспечивающих ведение детальной разведки местности и объектов через толщу облаков. Этот фактор необходимо учитывать и России при определении приоритетных направлений развития БПЛА.

Мы можем заплатить большую цену, если, насытив войска только «маленькими» БПЛА с оптической полезной нагрузкой или даже «большими» БПЛА типа «Серчера», оснащенных только фото- и видеоаппаратурой, мы не сможем получать от них информацию в условиях дождя, снега, метели, так свойственных нашему климату…

• С учетом всего сказанного подвижнический труд отечественных конструкторов и инженеров, самозабвенно работающих в сфере беспилотной авиации, безусловно, должен быть поддержан государством. Тем более что сегодня в сфере перевооружения и оснащения Вооруженных сил самым современным оружием и боевой техникой у государства есть и финансы, и политическая воля.

• Нужно возрождать отечественные традиции беспилотной авиации, нужно воссоздавать конструкторские школы, заботиться о привлечении молодых кадров, шире привлекать в эту сферу перспективные предприятия отечественного малого бизнеса. «Отверточная сборка» импортных беспилотников в России, по мнению специалистов, никак не решает эти проблемы, а, наоборот, в долгосрочном плане ведет нас в тупик.

• Сейчас, когда на мировом рынке вооружений БПЛА прочно заняли свою весьма ощутимую нишу, недооценка и игнорирование собственного потенциала и возможностей в этой области чревата серьезными финансовыми потерями.

• Игнорируя и недооценивая собственные возможности и потенциалы в области создания и производства беспилотников, мы автоматически записываем себя в разряд второстепенных стран мира, ориентирующихся на закупки импортного вооружения. На мировом рынке малой беспилотной авиации сегодня наряду с традиционными «игроками» активно действуют также Китай и Индия. Нет, к сожалению, только наших представителей. Хочется верить – пока.

• При этом необходимо учитывать, что создать планер БПЛА это по большому счету не самая сложная задача. Существующие инженерно-конструкторские программы позволяют оперативно решить эту задачу. Кроме того, в Музее авиации в Монино есть много прекрасных образцов конструкций самолетов, созданных в 50–60-х годах ХХ века, которые и сейчас можно эффективно применить для создания новых летательных аппаратов.

• Отечественной промышленности, как неоднократно подчеркивалось военно-политическим руководством нашей страны, необходимо сосредоточиться на создании собственной элементной базы и качественного программного продукта. Без этих компонентов хороших БПЛА и их целевых нагрузок не создать. А наличие хорошего автопилота с соответствующим программным обеспечением позволяет в короткие сроки превратить практически любой летательный аппарат в беспилотник.

• В Вооруженных силах России в последние годы была проведена большая работа по изучению отечественного рынка беспилотной авиации. Был налажен конструктивный рабочий диалог с руководителями и представителями фирм – разработчиков беспилотников.

• В рамках этой большой и ответственной работы осенью 2010 года были организованы и проведены испытания отечественных БПЛА ближнего действия, представленных различными отечественными организациями. Главным результатом этих испытаний стал вывод: в России есть неплохой задел в области развития беспилотной авиации, и при соответствующих организационных и экономических мерах поддержки поставки в войска отечественных беспилотников могут быть начаты в кратчайшие сроки.

• В этой связи оптимистично звучит недавнее заявление начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Николая Макарова о том, что в конце 2012 года состоятся испытания первого российского ударного беспилотника. Это вселяет надежду.

/М.Хамзатов — кандидат военных наук, доцент, nvo.ng.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ