На президента Сирии Башара Асада совершено покушение. Его кортеж обстреляла неизвестная группировка во время визита главы государства в Хомс. Об этом сообщил межарабский телеканал «Аль-Арабийя». Пострадал ли сам Асад, неизвестно. Официальные сирийские пока СМИ никак не комментируют это нападение.
Надо сказать, время для покушения выбрано крайне «удачно». Как раз во вторник, 27 марта, cпецпредставитель ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) Кофи Аннан заявил, что официальный Дамаск поддерживает предложенный им план урегулирования сирийского кризиса. План Аннан состоит из шести пунктов, и включает прекращение огня сначала со стороны проправительственных сил.
Кроме того, согласно плану, правительство должно вывести войска и тяжелую технику из мятежных городов, а стороны конфликта должны ежедневно прекращать боевые действия на два часа, чтобы в пострадавшие районы можно было доставить гуманитарную помощь. Сирийские власти также должны будут освободить всех задержанных в ходе восстания.
При этом в плане Аннана не указаны сроки вывода войск, и нет призывов к отставке Асада.
Покушение, возможно, поставит на этом плане жирную точку. А если Башар Асад серьезно ранен, это мгновенно столкнет сирийскую ситуацию на грань катастрофы. Как будут развиваться события в Сирии, рассуждает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
– Евгений Янович, предположим худшее – Башар Асад убит. Что это будет означать для Сирии?
Ликвидация Башара Асада будет означать большую резню, с чрезвычайно вероятным завершением современной истории Сирии. История эта, напомню, началась с того, что в 1930-е годы французы сколотили Сирию из нескольких враждовавших между собой анклавов. Почему, собственно говоря, эти турецкие вилайеты (административные единицы Османской империи, которая четыре века размещалась, в том числе, на территории Сирии) должны продолжать существовать в некотором едином государственном режиме, непонятно никому.
– Но ведь Сирия существовала и до Башара Асада, разве нет?
Существовала, но – как? С несколькими десятками путчей, военных переворотов… Собственно, это же предполагает делать с Сирией так называемая оппозиция – погромы христиан, резню алавитов и других шиитских групп. Неслучайно даже курды, которые десятилетиями находились с Дамаском в состоянии чрезвычайно тяжелого конфликта, на сегодня придерживаются вооруженного нейтралитета, блокируя дорогу из Ирака для боевиков и оружия.
– Если предположить, что с Асадом всё в порядке, покушение осложнит исполнение плана Аннана?
План Кофи Аннана – такой же мертворожденный, как и любой дипломатический политический план, рождающийся в головах теоретиков, которые никогда ничем не правили, и пытаются сложенные в политических салонах теории реализовать в рамках чужой гражданской войны. Отношения к действительности все эти благие намерения не имеют. Ими, как всегда, вымощена дорога в ад.
Ну, а то, что после покушения на президента Сирии реализовывать планы мирного урегулирования стало на порядок труднее — ясно любому политику. Представьте себе, чем бы окончился Хасавюртовский мирный договор, если бы перед его заключением было произведено покушение на Бориса Николаевича Ельцина. Подозреваю, в этом случае договор не имел бы никаких перспектив…
– Вы говорите, план мертворожденный. Но Башар Асад его одобрил, значит, план может что-то изменить?
Строго говоря, неважно, пойдет навстречу Кофи Аннану Асад или нет, сделает ли три шага по ковровой дорожке, пожмет ли руку – да хоть реверанс сделает! Что от этого изменится? В Сирии идет гражданская война – достаточно тяжелая и эффективная, с точки зрения Катара и Саудовской Аравии, резко увеличивших финансовую подпитку сирийской оппозиции, и подпитку ее боевиками.
Поток боевиков идет из Ливии, они размещаются на турецкой территории – как бы на отдых, под видом бойцов ливийского сопротивления. Оплачивает все это, разумеется, Катар. Зачем они туда едут – всем понятно.
Дело в том, что первую фазу гражданской войны Асад выиграл. Поэтому его, видимо, надо просто убить. И в это мероприятие сейчас вкладываются очень большие деньги – и Ад-Дохой, и Эр-Риядом.
– Что можно в такой ситуации прогнозировать?
Много неприятностей. Гражданская война в Сирии может успешно завершиться миром, только если развалится Саудовская Аравия, и ей станет не до Сирии, и если кто-нибудь всерьез займется эмиром Аль-Тани в Катаре. В противном случае, война будет продолжаться, пока ситуация коренным образом не изменится.
– Коренным – это как?
Например, столкнутся лоб в лоб Иран и аравийские монархии, и им опять будет не до Сирии. Или в игру войдет Реджеп Тайип Эрдоган, с его собственными амбициями, и – как говорят – довольно тяжелой формой рака. Или случится еще что-нибудь столь же «оптимистичное». Это называется фактором личности в истории. Помните, нас учили, что этот фактор есть? Вот он и работает…
МИД России поспорил с Дмитрием Медведевым
Российское внешнеполитическое ведомство не согласилось с оценкой миссии Кофи Аннана, пытающегося разрешить политический кризис в Сирии, которую ранее озвучил президент Дмитрий Медведев.
«Я действительно считаю, что это, наверное, последний шанс избежать эскалации гражданской войны. Ее последствия для Сирии будут просто фатальны», — сказал Дмитрий Анатольевич.
Так вот, МИД с «последним шансом» не согласен. «Конечно, это очень серьезный и важный шаг со стороны международного сообщества, и упустить его никто не может и не вправе», — заявил во вторник официальный представитель МИД Александр Лукашевич. По мнению дипломата, миссия Кофи Аннана – «это реальный путь прекращения насилия, кровопролития, который дает возможность задействовать мирные рычаги».
После этого уточнения господин Лукашевич подтвердил, что Россия не будет принимать участия в очередной встрече «Группы друзей Сирии» в Стамбуле, которая должна состояться 1 апреля, хотя получила туда приглашение. «Они не занимаются поиском путей налаживания межсирийского диалога и мирного урегулирования, а, скорее, готовят почву для вмешательства извне», — пояснил представитель МИД А.Лукашевич.
/Андрей Полунин, svpressa.ru/