Без экранопланов не обойдемся

Экраноплан, или судно на динамической воздушной подушке, – высокоскоростное транспортное средство, летящее на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. При равных массе и скорости площадь крыла экраноплана намного меньше, чем самолета.

• Если в эпоху СССР экранопланостроение находилось на лидирующих позициях в мире, то в России оно в ближайшей перспективе может стать зависимым от иностранных производителей. В Государственной программе вооружения на 2011–2020 годы строительство экранопланов для силовых ведомств не предусматривается. Нет и программы развития этого вида техники для коммерческого применения.

• В последнее время тема экранопланов не сходит с первых полос многих печатных изданий. Появилось множество материалов, так или иначе толкующих о необходимости их производства в России для широкого круга заказчиков – от туристических компаний до силовых ведомств.

Без экранопланов не обойдемся

• Причем высказываемые мнения полярны: то на страницах газет выступают недоброжелатели экранопланов, заявляющие о необходимости утилизации имеющихся в Министерстве обороны образцов и полной незаинтересованности в их дальнейшем развитии, то судостроительный журнал печатает статью руководителя Департамента судостроения Минпромторга о важности и необходимости разработки экранопланов. С недавних пор в Интернете начала «гулять» версия о создании в Петрозаводске на базе одного из обанкротившихся предприятий абсолютно нового центра экранопланостроения.

• Всплеск публикаций об экранопланах после долгого периода их забвения вряд ли случаен и может быть обоснован рядом причин:
во-первых, руководство страны начало проводить линию на инновационное развитие всех отраслей экономики;
во-вторых, возрос интерес к экранопланостроению за рубежом;
в-третьих, что для нас весьма печально, у России есть вполне реальные перспективы отстать от мирового уровня развития этой сложной техники.

Если не использовать, можно навсегда потерять

• О ситуации с российским экранопланостроением состоялся разговор с представителем Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) имени Р.Е.Алексеева Владимиром Кирилловых – главным конструктором ударного экраноплана-ракетоносца «Лунь».

• Выходу из той сложной ситуации, в которой сегодня находится отечественное экранопланостроение, может помочь экспорт. Многие предприятия российского оборонного комплекса в 90-е годы не только смогли устоять в сложных экономических условиях, но и продолжают укреплять свои позиции, как на мировом, так и на внутреннем рынке. Этот пример должен быть распространен и на экранопланостроение, убежден главный конструктор.

В настоящее время заказов на экранопланы от российских ведомств нет, а на имеющиеся проекты нет разрешения для их продвижения на мировой рынок. В то же время решение вопроса о создании экранопланов по заказам зарубежных заказчиков позволило бы оживить внутренний рынок, поднять на новый уровень технологию производства этих судов и остаться мировым лидером создания этого перспективного вида транспорта.

• «Технология, разработанная в ЦКБ по СПК и обеспечившая успешное создание и серийное строительство экранопланов, позволила России вырваться вперед на десятилетия в этой высокотехнологичной области. Если не использовать это преимущество, то можно навсегда его потерять и стать зависимыми от иностранных производителей», – отметил Кирилловых.

Без экранопланов не обойдемся

Сегодня разработкой и строительством экранопланов активно занимаются в США, Германии, Южной Корее и Китае. Заинтересованность в этом виде транспорта проявляют как военные, так и гражданские структуры. На мировом рынке в этом сегменте появляются новые игроки со своей продукцией. В частности, в Южной Корее недавно спущен на воду и сейчас испытывается 40-местный экраноплан, построенный по немецкой лицензии. Это именно тот тип судна, который может быть востребован в коммерческой области.

• «К сожалению, по различным причинам в России пока для экранопланов внешний рынок закрыт, что не может не вызвать обеспокоенности, поскольку самым непосредственным образом сказывается и на производстве этого класса судов для внутреннего рынка», – подчеркнул эксперт.

• Хотя Морская коллегия предложила пять лет назад рассмотреть вопрос о возможности создания экраноплана массой до 50 тонн для его экспорта за рубеж, продвижение российских малоразмерных экранопланов на мировой рынок до сих пор остается под запретом.

• В то же время у России есть все возможности возродить экранопланостроение и вернуться на лидирующие позиции. А центром этого возрождения может стать ЦКБ по СПК, поскольку это нижегородское предприятие является сегодня единственной отечественной организацией, обладающей опытом проектирования, испытания и строительства экранопланов.

Три группы

• Начиная с 50-х годов на базе ЦКБ в Нижнем Новгороде проведены полномасштабные испытания всех разработанных в стенах КБ экранопланов, включая ударный экраноплан «Лунь», транспортно-десантный экраноплан «Орленок» и экспериментальный экраноплан «КМ».

Читайте также  Китайский флот получил четвертый ДВКД проекта 071

• Созданная за это время на предприятии опытно-экспериментальная база позволяет проводить любые испытания, необходимые при разработке новых моделей экранопланов и подтверждении их технических характеристик. Кроме того, более чем за полувековой период испытаний и строительства экранопланов в ЦКБ по СПК наработана уникальная статистика, дополняющая теоретические расчеты.

• К сожалению, подчеркнул Владимир Кирилловых, по разным причинам компании-разработчики не стремятся проводить такие испытания, предпочитая просто декларировать технические показатели своих изделий, часто существенно их завышая.

Экраноплан «Экран-3»• «В этих условиях заказчику ничего не остается, как поверить на слово. Полученные таким образом суда с высокими заявленными характеристиками зачастую не могут эксплуатироваться даже на реках. Сложная техника, а экранопланы представляют собой именно такую технику, без серьезного цикла опытно-экспериментальной отработки создана быть не может», – заметил он.

Существующие и создаваемые сегодня экранопланы можно условно разделить на три группы. Это разделение достаточно условное, но основано на точном научном расчете и проверено экспериментально при отработке всех моделей экранопланов, созданных в ЦКБ по СПК.

• В частности, у абсолютного большинства имеющихся сегодня в разной стадии готовности экранопланов масса менее 10 тонн и они относятся к третьей группе. Эти суда не рассчитаны на выход в море и могут эксплуатироваться только на спокойной воде, то есть не обеспечивают регулярность эксплуатации. В принципе сегодня реальные показатели по мореходности предлагаемых экранопланов не превышают одного-двух баллов.

Ко второй группе относятся экранопланы, массовые характеристики которых находятся в диапазоне от 20–30 до 50–60 тонн. Именно эта группа вероятнее всего будет востребована на рынке, в первую очередь коммерческом. Благодаря относительно большим габаритам и массе мореходность включаемых в эту группу судов позволяет начать их эксплуатацию на относительно спокойных морях.

• На сегодня только проекты разработки ЦКБ по СПК можно включить во вторую группу. На основе масштабирования разработанных проектов экранопланов ЦКБ по СПК разработало целый ряд проектов для эксплуатации в различных условиях. Эти проекты прошли экспертизу и получили положительные заключения от ЦАГИ имени Н. Е. Жуковского, ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, профильных институтов Минобороны и Пограничной службы России. Они позволяют начать работы по строительству опытных экранопланов и обеспечены необходимыми исследованиями, подтверждающими их технические характеристики.

• Попытки других разработчиков попасть во вторую группу пока имеют только теоретическую направленность. Заявленные в этом сегменте опытные экранопланы типа «Орион» еще не проходили главных испытаний, а «Акваглайд-30» и «Акваглайд-60» только проектируются и говорить об их возможностях преждевременно.

Экраноплан «Чайка»В первую группу попадают тяжелые экранопланы – «Лунь», «Орленок» и экспериментальный экраноплан «КМ». Все они созданы и испытаны в ЦКБ по СПК и обладают мореходностью, затребованной ВМФ и позволяющей регулярно выходить в море. Больше всех в машинах такого класса должно быть заинтересовано Министерство обороны России, которому необходимо решать задачи в морских зонах.

• В частности, сегодня за рубежом (США и НАТО) ставка делается на патрульные корабли прибрежной зоны типа LCS (littorial combat ship), скорость которых доходит до 50 узлов, а в составе вооружения имеются десятки современных крылатых ракет. Для борьбы с такими кораблями вполне могли бы подойти экранопланы первой группы.

В принципе силовым структурам экранопланы нужны в первую очередь в открытом море и, прежде всего, в северных и дальневосточных морях.

• Как полагает Владимир Кирилловых, у маломерных экранопланов третьей группы есть некоторая ниша на рынке, но она очень невелика. Как правило, это прогулочно-экскурсионные туристические маршруты в тихую погоду. В ряде случаев расчет тех, кто предлагает такие машины, основывается на том, что заказчики возьмут эти суда, ведь на бумаге их заявленные характеристики весьма заманчивы, тем более что декларирована возможность эксплуатации на море.

• Проверять эти показатели, скорее всего не будут или вернее – не очень захотят. В результате заказчики получат не соответствующую требованиям продукцию, а предприятия начнут разрабатывать новые модели, несколько большие по размеру суда, и эта история может повториться.

• В то же время река не гарантирует идеальных условий по волнению. Недавний яркий и, к сожалению, трагический пример – теплоход «Булгария». «Речные» заказчики раньше были готовы приобретать экранопланы с мореходностью не ниже трех баллов (волна – не менее 1,2 метра). Однако пока предлагаемые экранопланы не пройдут приборные испытания на мореходность, говорить об эксплуатации на море преждевременно.

Читайте также  «Ветераны спецназа страны» - проект Дмитрия Белякова

• «Заказчики таких высокотехнологичных транспортных средств, как экранопланы, не должны становиться заложниками лиц или компаний, продвигающих эти суда. Нельзя блуждать в лесу красивых проспектов и выбирать необходимые модели на глаз», – сказал Кирилловых.

• По его мнению, настало время создать жесткую систему проведения экспертиз для подтверждения всех заявленных характеристик предлагаемых экранопланов. Необходимо организовать комиссии, которые бы ставили во главу угла результаты экспертиз и испытаний. Это позволит регламентировать хаотичный рынок судов этого класса. Проведение экспертиз может быть поручено, как и было раньше, головным институтам по направлениям: ЦАГИ имени Н. Е. Жуковского, ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, ЦИАМ имени П. И. Баранова, 1-му ЦНИИ ВМФ и другим.

Экраноплан «Лунь»

• Для этого необходимо финансировать несколько опытных образцов экранопланов, выставляемых разными компаниями, для проведения полномасштабных испытаний и оценки характеристик. У заказчика появляется инструмент, обеспечивающий объективность при выборе проекта, – открытое соперничество, а не реклама, которой в последнее время подменяют хорошую конструкторскую работу.

• «Организация такой системы оценок оградит потенциальных заказчиков от продавцов «мыльных пузырей». Как правило, такой подход к созданию новых образцов высокотехнологичной техники, какими являются экранопланы, быстро убирает с рынка всех тех, кто готов поживиться за счет государства. Сейчас же получается, что кто громче всех заявил о себе, тот и смог получить кусок государственного пирога», – считает главный конструктор.

Чем Волга хуже Онежского озера?

• Владимир Кирилловых весьма скептически относится к целесообразности возведения новой базы для строительства экранопланов в районе Петрозаводска, о чем появились сообщения в печати. По его мнению, в случае реализации этого проекта вновь подтвердится великая фраза Виктора Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!».

• Это связано с тем, что создание нового опытного производства и организация соответствующего КБ для разработки и изготовления сложнейшей техники без соответствующей экспериментальной базы, без специалистов, к тому же на непрофильном предприятии потребуют очень серьезных финансовых затрат и длительного периода его строительства и организации. Да и модели экранопланов, которые предполагается выпускать в Петрозаводске, не отвечают требованиям обороны и народного хозяйства.

• Сторонники создания центра в Карелии считают, что реализовать проект помогут такие факторы, как большая акватория Онежского озера, достаточный ресурс рабочей силы – отставные офицеры, поддержка местной администрации. Однако Владимир Кирилловых с этим категорически не согласен.

• По его мнению, в основе предложения о создании петрозаводского центра больше субъективного, чем объективного, и нет никаких обоснованных технических и экономических доводов для начала реализации этого проекта.

• «Приводимые аргументы в пользу нового центра не выдерживают критики. Ну чем хуже находящаяся гораздо южнее Волга с водохранилищами, где на протяжении многих лет создавались практически все известные на сегодня экранопланы? Погодные условия на Онежском озере не позволяют круглогодично проводить испытания экранопланов, к тому же на нем не моделируется в нужной степени морское волнение. Что касается трудоустройства отставных офицеров, то эта проблема актуальна не только в Карелии. Администрация Нижегородской области также заинтересована в обеспечении работой своих многочисленных офицеров запаса», – полагает главный конструктор.

• Изменится ли в ближайшей перспективе отношение высшего руководства к экранопланостроению – покажет время. Однако первые «нотки» уже начинают звучать. В частности, вице-премьер Дмитрий Рогозин не считает экзотичной идею восстановления производства экранопланов в России. В январе в Ульяновске он заявил, что российская промышленность готова к строительству этих судов, а Минобороны предстоит определить сферу их применения.

• По словам Рогозина, экранопланы производятся в России небольшими партиями, в основном для нужд пограничной охраны. «Это интересная вещь, – сказал Рогозин. – Однако в целом надо найти способ, как их применять».

• «Для нашей страны, которая имеет большие водные глади и большие морские акватории, вполне возможно найти применение для этого уникального класса техники – экранопланов», – подчеркнул вице-премьер Рогозин.

/Николай Новичков,  кандидат технических наук , vpk-news.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Тема весьма актуальная, так как у нас «оно» уже летало, а на западе его только разрабатывают. В 1999 году в Каспийске, где стояли на приколе действующие прототипы — Орлёнок, Лунь слышал байку о том, как сразу после развала Союза примчались западные эмиссары и искали за любые деньги чертежи экранопланов. Им объяснили, что чертежей нет. Сделали прототип по чертежам, а он не летает. Тогда приехал из центра дядя «Кулибин», показал рукой где и что надо поправить в корпусе, поправили — и опытный образец полетел. А чертежи дядя увёз. Если серьёзно, то будь у нас в Петропавловске Камчатском и на Сахалине по одной полнокровной дивизии морской пехоты на экранопланах типа Орлёнок, при огневой поддержке нескольких (4-6) ударных экраноплпнов Лунь, то вкупе с имеющимися войсками Дальневосточного ВО, такая группировка могла бы быть решающим аргументом при решении многих политических вопросов в том числе и на Дальнем Востоке.

  2. По поводу Петрозаводска. Почему там? Причина не в целесообразности,с таким же успехом можно было строить на Новой Земле. Значит есть причина тому. О которой все молчат или ее не знают. Пограничников развели как лохов с этой машиной. Вроде там нормальные моряки служат и почему они так повелись? И почему именно завод «Авангард?» . Саратовский авиационный тоже брошен и развален, но его не взяли для строительства экранопланов! Хотя он куда больше подходил. Значит тут дело не в целесообразности строительства экранопланов. Скорей всего здесь завязаны экономические вопросы которые скрываются и тогда вряд ли их цель строительство современных машин. Орион-20 которые якобы там строят на самом деле собирали в Нижнем Новгороде и в Петрозаводск доставили на барже. Опять вопрос, почему не достроили в Нижнем? Не кажется странным действия генерального директора? И последнее, мне не понятна позиция минпромторга минтранса, которые просто сморят на эти непонятные действия сквозь пальцы. Мало того , еще и способствуют этому. Очевидно что нормальное строительство возможно только там где их уже строитли и не где более. Все остальное от лукавого. Есть конечно любители, которые строят машины за свои деньги. Их сегодня несколько человек. И у них есть реальные аппараты, способные плавать и летать. Но на них не обращают внимание руководство минпромторга, БО ПС ФСБ РФ и МЧС. Вот уперлись они на ЭК-12 и все. А ведь машина претерпела изменения с момента когда была Иволгой и стала судя по испытаниям хуже чем была. Да и испытания как надо не проводились. Все нахрапом, без программ и методик. Короче бардак в организации. Последняя авария в Петрозаводске показала отсутствие вообще какой либо организации полетов. Ни кто ничего не проверял, пилот просто сел в машину и полетел. Ни кто не обратил внимание на то что кормовые отсеки балонетов наполнены водой. О какой центровке можно тут говорить? машина только оторвалась от воды и сделала свечку, а потом упала. И тут бессилен транснадзор, технадзор, регистр и прочии контролирующие организации, поскольку машина проходит испытания компанией ООО. А пограничники этим не руководят вообще. Они самоотстранились. А по закону они должны были создать методики, потребовать программы, согласовать их с ВМФ, составить програмы испытаний, назначить испытателей из состава государственной комиссии ВМФ!!!!!! Читайте постановление Правительства Российской Федерации № 456 и приказ ГК ВМФ № 400. Такое стало возможным благодаря попустительства и халатности пограничных сил. С момента как мошина была продана ПС ФСБ РФ, разработчики и создатели машины должны были присутствовать только как обеспечивающие гарантийное обслуживание. Но этого ни кто не знает. Потому что не читают руководящие документы. Короче, Петразаводск не имеет целью создание экранопланов и обучение личного состава экипажей. И в этом меня никто не разубедит. Очевидно создание или реанимация завода Авангард преследует совершенно другую цель. Кукую, думаю рано или поздно, мы узнаем.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя