Военный АПНА Gavia

Несколько ранее мы уже сообщали, что Минобороны России намерено закупить 8 автономных подводных необитаемых аппаратов (АПНА) Gavia на 744,244 млн. рублей. По условиям тендера, итоги которого подведут 27 февраля, аванс на поставку составит 37,1 млн. руб. В дальнейшем оплата будет производиться после получения очередной партии подводных роботов. В 2012 году – три аппарата за 300 млн. руб. В 2013 году – два аппарата за 250 млн. руб. В 2014 году – три последних за 192,2 млн. руб.

• Все купленные аппараты будут работать в воинской части 20334. Можно только порадоваться за российских моряков, которые получат самую современную технику. Но удивляет страна происхождения подводных роботов – Исландия. Где фактически нет промышленности, кроме рыбоконсервной, а все население – треть от численности Вооруженных сил России.

Военный АПНА Gavia

«ГАГАРА» ИЩЕТ МИНЫ

• Обитаемые подводные аппараты, например, батискафы — дорогие, громоздкие, требуют специального судна-носителя и подвергают риску жизнь членов экипажа. Поэтому широкое распространение получили управляемые необитаемые аппараты, сигналы на которые передаются по кабелю. Но и у них есть серьезные недостатки. В первую очередь – сам кабель, ограничивающий глубину погружения и дальность действия.

• В основном такие аппараты применяются для аварийных и спасательных работ, когда требуется оперативное управление, исходя из подводной обстановки. Но сейчас все большую популярность приобретают автономные необитаемые подводные аппараты – автоматические самоходные носители исследовательской аппаратуры, не требующие ввода информации от оператора.

• АНПА работает по заложенной программе – движется, выполняет задание и возвращается к обеспечивающему судну или береговой базе. При этом обходится без связующего кабеля, а принимает команды и передает информацию с помощью гидроакустической системы связи. Навигационная система тоже гидроакустическая, дополненная интегральной бортовой навигационной системой, что позволяет отслеживать траекторию движения аппарата в реальном времени.

• Главное преимущество АНПА – высокая маневренность, независимость от обеспечивающего судна, способность погружаться на большие глубины, простота эксплуатации, высокая производительность. В зависимости от емкости источников энергии аппарат может работать до нескольких десятков часов. Модульная конструкция позволяет оперативно устанавливать и изменять комплекс бортовой аппаратуры.

• Автономный аппарат Gavia («Гагара») имеет модульную конструкцию из последовательно соединяемых цилиндрических элементов, содержащих блок управления, двигатель, аккумуляторную батарею и различную полезную нагрузку. АНПА имеет сигарообразный цилиндрический корпус диаметром 20 см. В зависимости от комплектации длина достигает 2,7 м, а масса колеблется от 48 до 79 кг.

• На испытаниях Gavia показал глубину погружения 1000 м. С двумя аккумуляторными блоками работал под водой непрерывно 45 часов. При обследовании подводных кабелей и трубопроводов в автоматическом режиме проходил маршруты в 90–100 км. Выпускается в трех основных модификациях – коммерческой (промышленной), научной и военной. Различие между ними в полезной нагрузке.

Автономный необитаемый подводный аппарат Gavia

• Обслуживается Gavia командой из 2–4 человек. Ему не требуется судно-носитель. Перевозится на любом грузовике или пикапе. Запускается, что называется, с рук из любой береговой точки, с маломерного судна, моторной лодки. Для загоризонтного управления аппаратом используется система спутниковой связи Iridium.

Автоматический (роботизированный) аппарат Gavia осуществляет фото- и видеосъемку, сканирует рельеф дна, проводит поиск и идентификацию подводных объектов, геофизическую разведку.

В интересах военного флота Gavia может вести поисковые работы, гидрографическую съемку и картографирование дна, поиск мин, использоваться в качестве имитатора подводной лодки на учениях и как противодиверсионное средство.

• Исландская компания Hafmynd совместно с Университетом Исландии начала разработку автономного аппарата в 1997 году. Поскольку в Исландии никакие электронные компоненты не производятся, использовались чипы, контроллеры и готовая аппаратура, имеющиеся на открытом международном рынке. Понятно, что из готовых блоков конструировать и собирать технику намного легче, чем самому все разрабатывать с нуля. В 2000 году первый аппарат был продан одной из исландских фирм. Затем аппаратом заинтересовались корпорации и военные.

Читайте также  Армия США выбрала разработчиков новой боевой машины

• Удачные продажи привлекли внимание производителей аналогичной продукции из других стран. В 2010 году Hafmynd была приобретена Teledyne Benthos (морским подразделением американской корпорации Teledyne Technologies) и сейчас является ее дочерней компанией Teledyne Gavia. И хотя по-прежнему располагается в Исландии, считается американской.

РОБОТЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ СПРОСОМ

• Эффективность проведения работ с помощью буксируемых средств или привязных аппаратов резко уменьшается с увеличением глубины. Автономный необитаемый аппарат, обладая значительно большей маневренностью, чем судно, высокой степенью точности стабилизации параметров движения (в том числе в условиях сложного рельефа дна), а также простотой эксплуатации, имеет производительность, не зависящую от глубины.

• Преимущества АНПА многократно доказаны при выполнении реальных работ в океане с помощью экспериментальных образцов аппаратов, по обследованию районов с залежами твердых полезных ископаемых, изучению загрязнения среды, а также поиску и обследованию подводных объектов, особенностей рельефа дна.

Автономный необитаемый подводный аппарат Gavia

• Аппарат Gavia имеет модульную конструкцию, способен нести широкий спектр оборудования и целевой нагрузки и выпускается в различных вариантах для различного применения. Особенностью аппарата является автономность, возможность загоризонтного управления (с использованием спутниковой системы связи Iridium) и значительная рабочая глубина погружения (до 1000 м) при малых весе (от 49 до 79 кг) и объеме (длина не более 2,7 м).

Военный вариант GaviaDefence предлагается в качестве поискового, противоминного, цели-имитатора для подготовки противолодочных сил, а также противодиверсионного средства. Наибольший интерес военных заказчиков вызывает противоминный вариант, ориентированный на глубоководное применение.

• Первые образцы Gavia, ориентированные на глубоководный поиск мин, были приобретены Space and Naval Warfare Systems Centre (SPAWAR) в 2004 году за 10 млн. долл. с опционом еще на 10 комплектов. Это один из трех департаментов ВМС США, занятых разработкой и приобретением новых информационных средств и технологий. Базируется в Сан-Диего. Задача этих подразделений сформулирована так: «Быть на шаг впереди потенциального противника». Аппараты прошли интенсивные испытания по обнаружению мин на глубинах до 200 метров.

• Известно, что некая европейская страна приобрела для своего флота один комплект Gavia в 2007 году. В 2008 году ВМС Дании купили несколько аппаратов – имитаторов подводных лодок для обучения экипажей кораблей противолодочной обороны. Два комплекта противоминного варианта Gavia в 2009 году закупила Португалия. Средства были выделены из фондов НАТО, так что эти АНПА могут использоваться в районах побережья всех участников альянса.

• Как отметили португальские моряки, после 45 часов использования аппаратов во время учений НАТО удалось получить большую экономию за счет сокращения погружений водолазов и уменьшения использования специальных судов. Кроме того, Gavia использовался для поиска затонувшего в Атлантическом океане судна Super Eagle II и нашел его на глубине 50 метров в 13 милях от побережья.

Gavia отправляется на работу в Каспийское море• Летом 2009 года в течение нескольких недель британские специалисты из компании NCS Survey с помощью АНПА Gavia вели подводные исследования на Каспийском море. Аппараты запускались как с моторных лодок, так и непосредственно с берега. С помощью гидролокатора бокового обзора было обследовано около 90 км трубопроводов. Кроме того, с добавлением многолучевого эхолота Gavia прошел около 100 км, проводя гидрографические исследования дна.

• Для подводных исследований АНПА Gavia постоянно используют компания Fugro Survey (Перт, Австралия) и British Petroleum, Университет Исландии, Университет Британской Колумбии, Университет штата Делавэр, Канадский научно-исследовательский совет. Стимулом к увеличению продаж аппарата стало приобретение компании Hafmynd американцами. Это послужило гарантией оперативной технической поддержки. И способствовало закупкам аппарата ВМФ США.

Читайте также  ДВКД «Мистраль»: очередные неприятные сюрпризы

• Зато это затрудняет покупку аппаратов в военной комплектации для ВМС России. С другой стороны, нет никаких препятствий для закупки аппаратов в гражданской (коммерческой и научной) комплектации. У Teledyne Gavia развернута глобальная сеть торговых представительств. В Москве подобное представительство тоже есть.

БЫЛА РОССИЯ ЛИДЕРОМ

• Не надо думать, что в России нет специалистов, способных создавать автономные подводные аппараты. Экспериментальный АНПА «Скат» с программным управлением и гидроакустической навигацией для решения исследовательских задач на шельфе был создан еще в начале 1970-х. На его основе в 1976 году сконструирован первый рабочий АНПА «Скат-гео», успешно испытанный в 1978 году на геодезиическом полигоне в Белом море. После модернизации использовался на Тихоокеанском побережье Дальнего Востока в 1991–1992 годах.

• Не новость для россиян и модульная конструкция. Робото-технический комплекс «Лортодромия» (Л-2) для обзорно-поисковых работ был создан в 1980 году на основе модульной технологии и унификации элементов бортовых систем. В 1982–1983 годах в комплексе с буксируемым аппаратом использовался для детального обследования района катастрофы АПЛ К-8 в северной Атлантике, а также при обследовании района падения сбитого южнокорейского «Боинга» вблизи Сахалина. В 1987 году с помощью Л-2 производился осмотр АПЛ К-219 после аварии в Саргассовом море. В 1989 году аппарат обследовал АПЛ «Комсомолец», затонувшую в Норвежском море.

Подводный аппарат АНПА МТ-88• В 1986 году по заказу Главного управления навигации и океанографии Минобороны СССР началась разработка аппарата для батиметрической съемки дна, гравиметрических измерений, измерений фазовой структуры акустических полей и флуктуаций течений как в открытом океане, так и подо льдом Арктики.

• Впервые были проведены натурные эксперименты по возможности осуществления подледной навигации и приведения аппарата по сигналам акустического и электромагнитного маяков. На основе исследовательской макетной конструкции создан автономный аппарат «Тифлонус», служивший для отработки новых систем и проведения ряда прецизионных акустических и гравиметрических измерений.

В 1988 году для океанографических исследований и геологической разведки морского дна сконструирован АНПА МТ-88. В 1989 году он прошел глубоководные испытания в районе разлома Кларион-Клиппертон – на участке с перепадами глубин от 4200 до 4600 м провел гидроакустическое и фото- и видеопрофилирование дна.

• После распада СССР распались и советские организации, заинтересованные в капитальных подводных исследованиях. Зато появилась возможность сотрудничества с зарубежными заказчиками. Первыми в 1991 году пришли китайцы.

• Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН совместно с Шеньянским институтом автоматики Академии наук КНР начал совместную разработку АНПА CR-01. Аппарат предназначен для океанографических исследований и обследования запасов полезных ископаемых на глубинах до 6000 м. Он успешно прошел сдаточные испытания в Тихом океане в конце лета 1995 года. Позже был создан аналогичный аппарат CR-02.

Подводный аппарат АНПА CR-01• По контракту с корпорацией DAEWOO (Южная Корея) разработан АНПА для океанологических исследований на глубинах до 6000 м. Используется для обследования подводных залежей минерального сырья. Были среди заказчиков и американцы. Для фирмы Hibbard Marine в 1994 году разработан проект автономно-привязного аппарата TSL для выполнения работ по обследованию протяженных водоводов.

• Почему Минобороны России не покупает отечественные аппараты? Они гораздо крупнее и тяжелее, имеют другой набор функций. Конечно, можно заказать аналог исландско-американской Gavia, российские специалисты сделают его без проблем. Но после реформы, сократившей офицерский корпус втрое, за бортом военного ведомства оказались как раз специалисты, умевшие грамотно сформулировать задание на НИОКР и тактико-технические характеристики. Поэтому приходится покупать нечто приемлемое и встраивать его в имеющиеся системы вооружения. А там уж, как встроится.

/Виктор Мясников, nvo.ng.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя