Найти компромат и уволить со службы

Минобороны пытается выгнать офицера, отказавшегося подписать контракт с иностранной фирмой. «Найти компромат и уволить со службы. А не найдется компромат – перевести на Тихоокеанский флот!», — по такому сценарию развиваются события в отдельно взятом подразделении Министерства обороны РФ. Развиваются стремительно, что в принципе не свойственно обычно неповоротливой министерской машине, словно кому-то очень нужно успеть к какой-то конкретной дате или сроку. И этот «кто-то» — ВЫСОКОЕ должностное лицо.

• Ищут в Минобороны компромат на капитана 1-го ранга Бориса Кирика. Выпускник Военно-морской академии им. Адмирала Кузнецова, начальник 208-го военного представительства (на петербургском объединении «Адмиралтейские верфи»), он «попал в историю», сам того не ведая. Просто потому, что проявил принципиальность, честно выполняя свой профессиональный долг.

Найти компромат и уволить со службы

• Всё началось с того, что в декабре минувшего года Борис Алексеевич получил от руководства «Верфей» некий документ о поставке фирмой «Тетис Про» — официального дилера в России шотландской фирмы «DIVEX» комплектующих для глубоководного комплекса-450 (ГВК). Комплекс представляет собой шесть жилых барокамер, в которых должны по несколько суток проходить декомпрессию водолазы или спасенные подводники, поднявшиеся с больших глубин.

• Всего-то и требовалось от каперанга – подписать этот документ. Тем более, на нем уже красовались автографы директоров трех предприятий – «Адмиралтейских верфей», самой «Тетис Про», а также Центрального конструкторского бюро «Алмаз». Но Кирик отказался.

• «Я глазам своим не поверил, — рассказал Борис Кирик. — Ведь ГВК-450 ещё несколько лет назад был заказан нижегородскому ЦКБ «Лазурит». Это конструкторское бюро специализируется на подобных комплексах. И когда встал в свое время вопрос о ГВК для строящегося на «Верфях» по заказу Минобороны России спасательного судна «Игорь Белоусов», естественно, что договор подписали с нижегородцами. Согласно проекту, корабль должен обеспечивать работу 12 водолазов на глубинах до 500 метров, а также проведение декомпрессии 60-ти (предельно до 100) спасаемых подводников, доставляемых на него со спасательного глубоководного аппарата (СГА). Работы ещё не закончены…»

• Работы не закончены, но уже хорошо оплачены. Порядка 800 млн. рублей получил «Лазурит» за разработку ГВК-450. Комплекс этот, кстати, задумывался как чисто российский. Правда, три года назад нижегородские конструкторы получили разрешение у заместителя главнокомандующего ВС РФ о переходе на импортную комплектацию – с тем, чтобы уложиться в отведенные сроки. К 2012 году «Игорь Белоусов» (естественно, вместе с ГВК) должен был быть сдан. В 2010-м «Лазурит» добился увеличения стоимости договора в 2,5 раза. Опять-таки с единственной целью – уложиться в сроки.

• «Признаюсь, я был против этого дополнительного финансирования, — говорит Борис Кирик. – Написал соответствующее заключение. Руководство, тем не менее, решило тогда по-своему. И вдруг в конце 2011-го узнаю о совершенно новом документе, в котором фигурирует уже не «Лазурит» и итальянцы, у которых заказ отбирается, а «Тетис Про» с «DIVEX».

• И стоимость работ при этом резко выросла. Сумма нового контракта — 1 млрд. 200 млн. рублей. Естественно, я выразил сомнение! И что же? Меня стали, извините, прессовать. «Давили» на то, что документ срочный, что шотландцам нужно незамедлительно отправить «стартовые» 600 миллионов… Я не согласился. И доложил свою точку зрения генеральному директору «Адмиралтейских верфей», а также руководству Минобороны».

Читайте также  Погибшие вне поля боя – сколько их?

• Свое решительное несогласие с расторжением контракта выразило и руководство итальянской фирмы, отправив письмо-запрос министру обороны РФ Анатолию Сердюкову. Ответа не последовало. Возмущены, естественно, и на «Лазурите», где разрабатывался уникальный ГВК-450. Аналогов ему, говорят специалисты, в мире нет. И куда теперь его? Кому?..

• Наверное, им что-то ответят. Возможно, предложат какой-то новый заказ в порядке компенсации. С фирмами всегда немного иначе, чем с конкретными людьми. Те ведь зависимы от работодателя. И не дай Бог им проявить самостоятельность, независимость суждения. Капитан первого ранга Борис Кирик проявил, открыто выразив сомнения по поводу новой сделки военного руководства. Практически сразу почувствовал всю силу чиновничьего гнева.

• «В конце декабря 2011-го меня срочно вызвали в Москву, в Управление кадров Минобороны, — рассказывает моряк. – И заявили, что я нарушил закон, умолчав о неком ООО, соучредителем которого являюсь».

— Действительно, являетесь? Вам ведь не положено, как приравненному к госслужащим.

• В 2007-м году, когда я принял предложение стать одним из трех соучредителей транспортной логистической фирмы, это не было ещё запрещено законом. Создавалась фирма, что называется, на перспективу. Подумывал тогда увольняться в запас. Но меня назначили начальником 208-гопредставительства, и о частном бизнесе было забыто. Хозяйственной деятельности фирма все эти годы не вела. Что видно из её бухгалтерской отчетности.

• В конце 2008-го года я написал заявление о выходе из неё. Всё это объяснил в кадрах в декабре. В ответ: «Ты – преступник. Пиши рапорт по собственному желанию или будем увольнять по статье». Я писать рапорт отказался. Осенью проходил плановую переаттестацию. Претензий ко мне не было. Характеризовался положительно. В кадрах все необходимые на этот счет документы имеются. Так что я чист перед законом.

——-

• Он смотрит на меня чуть вопросительно, как будто спрашивая: неужели похож на преступника? У него открытый прямой взгляд, упрямая складка меж бровей. Он похож скорее на человека, долго-долго плававшего по морям-океанам и отвыкшего от суетной мешанины буден, с её сомнительными порой компромиссами, когда белое — скорее черное, а черное — то ли из-за боязни, то ли ещё по какой причине — называют белым. Он из тех, кто привык резать в лицо правду-матку, какой бы она ни была, и стоять «насмерть», если этого требуют обстоятельства.

• В самом деле, если Кирик — преступник, умышленно умолчавший о своем «теневом бизнесе», почему ему предложено писать рапорт по собственному желанию? Преступник должен сидеть в тюрьме, и не иначе! А если ни в чем не повинен – почему должен уходить со службы, которой отдано без малого 30 лет? За «бортом» 47-летней жизни – Северный флот, дивизия морских десантных сил, Военно-морская академия, награды Родины, в том числе, Орден Почета. Или Родина ошиблась, регулярно награждая «не того»?

Читайте также  ЧФ не прошел проверку Министерства обороны

• Он рассказывает о своей долгой флотской службе, а я вспоминаю историю первых лет первого десятилетия 2000-х. Когда там же, на «Адмиралтейских верфях», разразился грандиозный скандал с вьетнамским контрактом. Согласно этому контракту, на объединении построили несколько кораблей для дружественного Вьетнама. Корабли – новые, а оборудование на него пытались поставить старое. Хитрая такая комбинация для простачков, как бы с целью снизить себестоимость работ.

Решение министра обороны

• Вьетнамские эксперты вовремя заметили подмену, подняли было шум. Но скандал удалось замять. Как говорят на заводе, «виновных не нашли», если не считать нескольких служащих среднего звена, которых быстренько уволили в сущности без объяснения причин. Очень похоже на историю «с Кириком». С одной только разницей. В том случае завод сам «начудил», сам и разбирался. Сейчас вопрос решался «наверху». Есть документ за подписью министра обороны. Вот выдержка из него, цитирую:

«Изучив состояние вопроса о серийно выпускающемся ГВК зарубежного производства… для оснащения головного спасательного судна «Игорь Белоусов» проекта 21300… принять вариант серийной поставки ГКВ-450 на базе имеющихся в наличие зарубежных ГВК… Определить ОАО «Тетис Про» совместно с зарубежным изготовителем ГВК фирмой «DIVEX» (Великобритания)… поставщиком ГВК-450»… И подпись: А.Сердюков, 31 января 2012 года.

• «В этом документе в первых же строках видна полная некомпетентность министра, — комментирует документ капитан первого ранга в отставке Игорь Болдин.Аналогов нашему российскому ГВК-450 за рубежом нет. Поставлять шотландцы будут упрощенный комплекс, который им для начала надо ещё разработать! И он будет не такой глубоководный, как наш. К тому же, судя по документам, чтобы разместить его на спасательном судне «Игорь Белоусов», не исключено, придется «резать» два блока, так как по техническим характеристикам комплекс не соответствует судну».

• Надо ли говорить, что сроки сдачи корабля в очередной раз сорваны? Их перенесли с 2012-го «предположительно» на 2014-й год… И ещё — очень интересно было бы узнать, кому в министерстве обороны перешел дорогу, сам того не ведая, капитан 1-го ранга Кирик?

НАША СПРАВКА

• Идея срочного создания океанского спасателя подводных лодок возникла после известной катастрофы атомной подводной лодки «Курск» в Баренцевом море.

• Головное судно проекта 21300, получившее имя «Игорь Белоусов», было спроектировано в ОАО ЦМКБ «Алмаз». Строительство начато на ОАО «Адмиралтейские верфи» в 2005 году, но затянулось из-за проблем с финансированием. Первоначальный срок сдачи флоту в 2010 году сорван. Новая дата — 2014 год. По некоторым данным, общая стоимость «Игоря Белоусова» — 100 миллионов долларов.

• Его водоизмещение — 5 тыс. тонн. Скорость хода — до 15 узлов. Предназначен корабль для спасения экипажей из аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении. Должно обеспечивать подачу воздуха высокого давления, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли.

• Помимо этого, «Игорь Белоусов» может осуществлять поиск и обследования аварийных объектов, в том числе и в составе международных морских спасательных сил. На спасательном судне будут размещены обитаемый глубоководный и необитаемый телеуправляемый подводные аппараты.

/Людмила Николаева, svpressa.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя