Главная Аналитические статьи и мнения

Истребитель МиГ-35, или зачем нам «4++»?

10
6936

Не так давно из Индии пришли не совсем приятные новости: в финал тендера на закупку новых истребителей прошли Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale, а российский МиГ-35 остался за бортом конкурса. По официальной информации, индийских военных не устроили его бортовая радиолокационная станция и двигатели.

• Конечно, проигрыш тендера не является чем-либо из ряда вон выходящим в сфере экспорта и импорта оружия и военной техники: взять хотя бы тот же «Рафаль», которому пока ни разу не удавалось выиграть конкурс на поставку за границу. Тем не менее, приятного в проигрыше МиГ-35 мало.

• К тому же, сразу после нехорошей новости начались не менее плохие разговоры. Сводились они к следующему: «раз даже Индию (далеко не самую продвинутую страну в плане вооруженных сил) не устраивает этот самолет, то российским ВВС он тем более не нужен». Какая-никакая логика в этом утверждении есть, но насколько оно соответствует действительности?

• Для начала рассмотрим техническую сторону дела. Планер МиГ-35 мало отличается от оригинального МиГ-29. Основные отличия кроются внутри – в двигателях, бортовом радиоэлектронном оборудовании и другой «начинке». Поэтому, собственно говоря, МиГ-35 и является истребителем поколения 4++, которое подразумевает планер четвертого поколения и аппаратуру, более совершенную, чем в просто «4».

• Силовая установка МиГ-35 состоит из двух турбореактивных двигателей РД-33МК с форсажной тягой около 9000 кгс. Основу бортового оборудования составляет БРЛС «Жук-А», оснащенная активной фазированной антенной решеткой. Также МиГ-35 имеет набор самой современной электроники, которая, по словам разработчиков, будет актуальна ещё в течение следующих 15-20 лет, как минимум. Кроме того, ряд обновлений получила топливная система: выросла емкость баков, а самолет может дозаправляться в полете и выполнять функции танкера.

• Теперь перейдем к качеству и количеству. МиГ-29 был принят на вооружение в 1983 году и с тех пор большинство машин проходили только ремонт, но не модернизацию. В конце того же десятилетия, надо заметить, велись работы по созданию его модернизированного варианта, который должен был пойти в войска в 90-х годах. Однако события, начавшиеся в жизни страны, плохо повлияли и на судьбу МиГ-29М.

• В итоге самой новой модификацией истребителя в отечественных ВВС является МиГ-29СМТ, но и этих самолетов не так уж и много, чтобы они кардинально меняли ситуацию. А легкий истребитель, тем временем, нужен. Причем нужен как можно скорее: у старых «двадцать девятых» скоро закончится ресурс, а новых слишком мало. Значит, требуется некая замена для устаревающих машин.

• Что же мы имеем в итоге? Есть нужда в новых самолетах, и есть несколько вариантов «соискателей» на это место. Основными претендентами на него считаются МиГ-29СМТ и МиГ-35. У каждого из них есть свои преимущества, поэтому выбор будет непрост. МиГ-35 имеет лучшее оборудование, а МиГ-29СМТ уже освоен в производстве, да и сам по себе дешевле.

• Что же до освоения самолета личным составом и технической стороны эксплуатации, то оба истребителя примерно равны: «СМТ» в большой степени унифицирован с исходным МиГ-29, а «35» требует куда меньше работ. Как видим, военным есть из чего выбрать. При этом утверждается, что при постоянных модернизациях и своевременных ремонтах МиГ-35 сможет оставаться в строю до 2035-40 года, что само по себе немало. За это время на смену этому представителю поколения 4++ сможет прийти истребитель по-настоящему пятого. Пока, правда, какой-либо информации о разработке такой машины нет. Однако ВВС такая машина нужна, ведь вряд ли в будущем получится обойтись одними тяжелыми Т-50.

• И все же, стоит ли «тридцать пятый» внимания? Неспроста же индийцы отказались от этого самолета. Что именно не понравилось индийской конкурсной комиссии в двигателе РД-33МК, неясно. Зато с БРЛС кое-какие соображения имеются. Скорее всего, индийцев не устроили характеристики РЛС «Жук-МАЭ», установленной на самолете-демонстраторе.

• Само собой, у радиолокационной станции, созданной почти десять лет назад, показатели вряд ли будут лучше, чем у РЛС «Жук-А», которая будет устанавливаться на серийных самолетах. У конкурентов МиГ-35 – «Рафаля» и «Еврофайтера» — надо сказать, дела обстоят не сильно лучше. Дело в том, что и их БРЛС, хотя и оснащены активной фазированной решеткой, не имеют значительного лидерства в показателях.
В общем, МиГ-35 нашим ВВС нужен. Хотя бы потому, что новый МиГ-35 — это гораздо лучше, чем МиГ-29 с подходящим к концу ресурсом, пусть даже и дороже. И дело, как говорилось выше, не только в ресурсе. Тем не менее, последнее слово будет за ответственными лицами из министерства обороны – именно от их решения всегда зависели, и впредь будут зависеть судьбы всех новых боевых самолетов.

• Не хотелось бы, чтобы МиГ-35, как и многие другие модернизации «двадцать девятого», остался только опытной машиной, предназначенной для отработки новых технологий. Ведь из-за этого и парк самолетов не обновляется, и страдает сфера применения этих технологий.

НАША СПРАВКА

Технические характеристики
Экипаж: 1 или 2 человека (МиГ-35/МиГ-35Д)
Длина: 17,3 м
Размах крыла: 11,99 м
Высота: 4,73 м
Площадь крыла: 42 м²
Масса пустого: 11000 кг
Нормальная взлётная масса: 17500 кг
Максимальная взлетная масса: 23500 кг
Масса топлива: 4800 кг
Двигатели: 2 × ТРДДФ с ОВТ «РД-33МКВ»
Тяга максимальная: 2 × 5400 кгс
Тяга на форсаже: 2 × 9000 кгс
Масса двигателя: 1055 кг
Углы отклонения вектора тяги: ±15° в вертикальной плоскости, ±8° в любом направлении
Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с

Лётные характеристики
Максимальная скорость на высоте: 2100 км/ч (2,0 Маха)
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
Практическая дальность:
— без ПТБ: 2000 км
— с ПТБ: 3000 км
Продолжительность полёта: 2,2 ч
Практический потолок: 17500 м
Нагрузка на крыло:
при максимальной взлётной массе: 618 кг/м²
при нормальной взлётной массе: 468 кг/м²
Тяговооружённость:
— при максимальной взлётной массе: 0,77
— при нормальной взлётной массе: 1,03
Максимальная эксплуатационная перегрузка: 9 g
ЭПР: < 1 м² (без внешних подвесок)

Вооружение
Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-301
Точки подвески: 10
Боевая нагрузка: 6500 кг
Ракетное вооружение:
— УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ
— ракеты малой дальности Р-73
— противокорабельные Х-31А и Х-35
— противорадиолокационные Х-31П
— ракеты класса воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л
НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением
Свободнопадающие бомбы и авиационные мины.

Авионика
Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой «Жук-А»
Максимальная дальность обнаружения:
— аэродинамической цели: до 200 км (до 148 км на экспортных)
— наземной цели: до 60 км
Диаметр активной фазированной антенной решетки: 688 мм (500 мм на экспортных)
Количество ППМ: 1016 (680 на экспортных)
Масса: около 280 кг (240 кг на экспортных)
Объем: 0,275 м³

/Рябов Кирилл, topwar.ru и ru.wikipedia.org/

10 КОММЕНТАРИИ

  1. Ya

    Хмм так сколько говорите 35 в строю? Вроде 6 (3+3),а 10 которые должны были поступить в 2011году так и не приняты из-за «недоработок». эхх.

    • Aktino

      В составе ВВС ни одного 35-го, всего порядка 3-х лётных образцов.
      Сейчас для Сирии делаем МиГ-29М2, по сути тот же МиГ-35, просто индекс заменили, хитрим )

  2. Даниил

    Миг-35 прекрасная машина и нашему ВВС она нужна больше чем кому-либо, при том эта машина имеет приличный потенциал по модернизации, например:
    1. Двигатель РД-33МК хорош, но при его габаритах и массе снять с него можно на 20-25% больше тяги на всех режимах, при этом повысить экономичность на 15-17%. Получив 2 движка с тягой 11-11,5 т.с. на форсаже и 6,5-7,2 т.с. на бесфорсажном режиме это уже совсем другая тяговооруженность и другие характеристики.
    2. Планер при сравнении с тем же «Рафалем» сделан практически полностью из металла…:) утрирую конечно … но есть потенциал снижения веса примерно на 0,8-1,1 тонны, при этом увеличить объём топлива внутри фюзеляжа до 5,4-5,6 тонны, что в купе с более экономичным двигателем даст боевой радиус на уровне 1200-1300 км с практической дальностью без ПТБ до 3000 км.

    И это далеко не все улучшения, можно ещё продолжать… но даже реализовав их — это будет лучшая средняя машина в мире до 25-30 года даже при том уровне электроники, который интегрирован на ней в данный момент…

  3. Георгий

    29 Миг и все последующие самолеты серии абсолютно шикарны с точки зрения технической реализации. Но самолет плох с точки зрения его применения- для прикрытия наземных группировок( для чего он собственно и предназначался)от штурмовиков, фронтовых бомбардировщиков и вертолетов- его сверхманевренность излишняя, а противостоять истребителям завоевания превосходство в воздухе он не может так как не несет ракеты большой дальности(29 сталкивались с сушками 27 в африке как бы не в пользу мигов, что логично, сопровождать дальнюю авиацию он не может- маленький рабочий радиус. А для нанесения ударов по наземным целям(что особенно важно в локальных конфликтах, где нет смысла в привлечении более тяжелой техники), он значительно уступает по грузоподъемности ф16(в полтора раза)да и почти всем всем остальным конкурентам.
    Вот и получается, что шикарный самолет мало востребован и проигрывает тендеры, хотя именно как истребитель в бою как минимум не уступит легким машинам других стран.
    Зачем России с ее огромными территориями и ненаправленностью на применении силы на территории других стран, я понимаю вообще слабо. Для самообороны нужны перехватчики(миги 31 ну и то что будет разрабатываться в дальнейшем) и тяжелые многофункциональные истребители(су27 и продолжение линейки и Т50 и его дальнейшее развитие).
    Лёгкие истребители для нас- это дорогая игрушка- из за маленького радиуса он не эффективен на наших огромных территориях). Логично наладить производство на экспорт, а у нас в ВВС иметь как тренировочные и возможно как авиокрыло *Адмирала Кузнецова*.
    Для уничтожения боевиков на своей и прилегающих территориях вообще использовать истребители это извращение- для этого есть фронтовые бомбардировщики и штурмовики. Тем более в России разработаны и стоят на вооружении одни из лучших в мире самолетов этих классов.

    • Олег

      Согласен абсолютно с Григорием! Наверное что б не закрылось КБ и денюшек заработать на экспорте, носятся с МиГ-29. Лучше б так модернизировали МиГ-31, либо новое что то создали, не легкий а средний истребитель. Все таки Сухого КБ везде поспевает, штурмовик Су-25, бомбардировщик Су-24,истребитель Су-27 до сих пор в строю.

      • Вячеслав

        Абсолютно не согласен с Георгием. Миг 29, легкий фронтовой истребительзавоевания господства в воздухе, с потрясающей маневренностью. даже серийное изделие 9-13 (миг 29с) по факту снабжен теми же ракетами, что и су-27. рвв-ае, а р-27 разных модификаций. Что предусматривает область их применения, как прифронтовых истребителей для борьбы со всеми типами ЛА, на европейском театре. Именно для этого он и создавался. Что же касается реплики ракет с БД, она совершенно неуместна, так как автор не имеет видимо никакого представления о таких ракетах. которые на данный момент доступны только перехватчикам войск ПВО миг 31, и его модификаций БМ. А это уже абсолютно другой класс дальних перехватчиков, предназначенных для патрулирования незащищенных наземными средствами рлс нашей страны, в силу своей труднодоступности. Сравнивать истребитель су 27 и миг 29 может только полный профан, ничего не смыслящий в авиации. Истребители, совершенно для разных задач. Миг 29 нужен для защиты европейских районов страны. А вооружение для противодействия ЛА у су-27 и миг-29 абсолютно одинаково. Те же ракеты средней дальности: р-27р, рэ, т, тэ. рвв-ае (р-77), те же малой дальности для ближнего высоко маневренного боя р-73. Никаких ракет дальнего действия р-33 и р-37 не предусмотрено для су-27, в силу своих размеров и веса. Это прерогатива тяжелых перехватчиков миг-31. Что же касается столкновений между миг-29 и су-27. Георгий видимо никогда не общался сам с пилотами истребительной авиации и не в курсе, что победа в воздушном бою, как на средней дистанции сближения, так и в ближнем бою, зависит от тактики применения машины, а так же от подготовки личного состава. Неделе от техники.. Другими словами, дай асу миг-21бис, и он без труда уделает 2 ф-15. Вывод такой, нам нужны как тяжелые, так и легкие машины, для разных целей и театров военных действий. Конкретно, данный самолет, нужен для защиты европейских границ.

  4. Виртуоз

    К сожалению даже машины 4++ уже малопривлекательны для иностранной клиентуры. Дальность без ПТБ до 3000 км уже не впечатляет. Да двигатели «сдвинули назад» на 92 см, и получили дополнительный топливный бак, если я правильно понимаю дальность с ПТБ «выросла до 4 000». В общем как ни крути, нужен истребитель 5 поколения. Будем надеяться что, только с новым лёгким фронтовым истребителем бомбардировщиком 5 поколения можно привлечь клиентов. Миг 35 это чистой воды «поддержка предприятия испытывающего экономические трудности», тем более если продажи 5 поколения «за границу» не смогут осуществить, расходы государства на поддержку «Мига» можно вернуть в виде оплаченных налогов. Миговцы не сдавайтесь, только упорная работа и ничего больше могут доказать вашу конкурентную способность, а то многие «хвалят» «КБ Сухой» и не знают о истинном «покровителе» «КБ Сухого». Другого пути у Мига нет. Только упорная работа, и превосходство в разработках, заставят некоторых думать иначе.

  5. Мордюган

    Многие говорят мол, зачем нам лёгкие истребители? Есть задачи (по уничтожению боевиков, ну да можно заправить «Сухой» 11 тоннами керосина, и пусть «уничтожает рассады боевиков» но есть смысл сэкономить. Вместо 11 тонн керосина, заливаем в баки 5,5 или 6 тонн (гораздо меньше, чем при использовании тяжёлого истребителя), и вместо 10 тонн боевой нагрузки, нагружаем 5,6 тонны авиационных бомб и четыре ракеты, это ощутимая экономия, или я не прав???. Подлетаем на расстояние 3000 км, сбрасываем авиационные бомбы с высоты 2-3 км, и на базу (в экономичном режиме), и таких задач можно найти не мало, только вот государство не всегда видит перспективные разработки. В последнее время государство практически полностью «любуется» разработками «Сухого», но и у самого «Сухого» не всегда получается так, как хотелось бы «Сухому» (история с Сухим суперждетом 100), или при испытаниях Т-50 «вскрылись проблемы» (то баки текут, то от РЛС толку никакого, потому как это только макет, то помпаж мотора, то возгорание фюзеляжа. И это «лидер» авиации России, за остальных надо молчать в тряпочку. Так что не «Сухим» только лишь одним будет жить Россия.

  6. Наблюдатель

    Во-первых фирма Сухого не умеет делать маленьких аэропланов. Кабина 27 напоминает кабину Су-7. А в большой самолет попасть легче. Потом атака наземных целей для истребителя не первая задача. Лететь за 1000 км чтобы уничтожить 2 танка? И при этом вести 6 тонн бомб? Для МиГа найдутся другие задачи гораздо более важные. Жаль что это понимают не все или делают вид!

  7. Аноним

    А ни че что первый полет Миг-35 был в 2007г, пускай сырого и недоработанного. Вас ничего не смущает в этой дате господа эксперты? И стоит ли он своих денег. Так ли актуален Миг-35 если президент говорит о его высоком экспортном потенциале, когда самолет вообщем то даже не запущен в серийное производство?