Ведение боевых действий в городских условиях всегда были для танкистов настоящей головной болью. В любой момент из-за угла может выскочить вражеский солдат с гранатометом, а из любого окна в моторное отделение танка может прилететь бутылка с «коктейлем Молотова». Не самые лучшие условия для боевой работы.
• В последние несколько лет во многих странах мира идут работы по созданию комплектов оборудования, придающих танкам дополнительные возможности, необходимые для городского боя. США «одевает» свои «Абрамс» в комплект TUSK, Германия делает PSO для Leopard 2, а Франция – AZUR для своих «Леклерков».
• На выставке Eurosatory 2006 компания GIAT Industries (ныне Nexter) представила проект мер по улучшению защиты танка AMX-56 Leclerc и увеличению его боевого потенциала. Вскоре после демонстрации на выставке опытный экземпляр «Леклерк AZUR» передали французской армии на войсковые испытания в рамках правительственной программы CENZUB, и с тех пор значительных новостей о судьбе комплекта не было.
• В то же время, заявления французских военных от 2006 года позволяют предполагать, что AZUR пойдет в серию, хотя сроки неизвестны. В прошлом году появлялся слух о начале поставок модернизированных «Леклерков» до конца 2011 года, но он так и остался слухом. Также неизвестно, стоит ли ожидать поставок комплекта AZUR в Объединенные Арабские Эмираты, на вооружении которых имеется порядка четырех сотен «Леклерков».
• Комплекс оборудования AZUR (Actions en Zone Urbaine – Действия в городских условиях) был разработан по собственной инициативе GIAT, хотя и после консультаций с потенциальным покупателем. Конфигурация комплекса AZUR включает в себя:
— Набор экранов, оптимизированных для защиты от угрозы со стороны вооруженной противотанковыми ракетами пехоты;
— Комплект для защиты от проникновения и воспламенения жидкостей;
— Систему беспроводной связи с пехотой;
— Предупреждение зуммером, если радару удается обнаружить объект в непосредственной близости от танка, что делает его невидимым через панораму (система израильского производства) ;
— 7,62 мм боевой модуль с дистанционным управлением и системой управления огнем, способной обеспечить наведение днем и ночью;
— Коробки, вывешиваемые на корме и закрепляемые на кронштейнах навесных топливных баков, предназначенные для размещения дополнительных припасов;
— Громкоговоритель для объявлений гражданским лицам.
• Для повышения живучести танка Leclerc в AZUR были установлены дополнительные комплекты брони по бортам и на днище. Новые бортовые экраны, сделанные из улучшенной комбинированной брони прикрывают по бокам отсек экипажа, а в задней части корпуса и башни установлена решетчатая броня для защиты от РПГ. Верхняя часть моторного отсека также оборудована дополнительной броней, обеспечивающей защиту от самодельных бомб с зажигательной смесью.
• Для обеспечения защиты в ближнем бою на крыше танка установлен дистанционно управляемый пулемет калибра 7,62 мм. Калибр 7,62 мм выбран исходя из того, что он позволяет обеспечить защиту от пехоты в непосредственной близости от машины, позволяет иметь большой боекомплект, и при этом не повреждает структуру танка и дружественной бронетехники.
• Новый оптический панорамный прицел позволяет командиру вести наблюдение в диапазоне 360°. Пехотинцев противника, находящихся в непосредственной близости от танка, экипаж может поразить не только пулеметом, но и картечной гранатой Galix 4, запускаемой через дымовые гранатометы.
• Для 120 мм гладкоствольной пушки GIAT разработан новый кумулятивный снаряд, предназначенный для применения в условиях города, который назвали 120 HEF1. У него имеется разрывная оболочка и возможность подрыва с задержкой, что позволяет разрушать укрепления и сооружения. Французская армия заказала 10.000 таких снарядов, и они уже запущены в серийное производство.
• Единственной основной характеристикой танка, которой не коснулись изменения, стала мобильность, а, учитывая, что с установкой комплектов модернизации масса машины растет, то мобильность снижается. Однако, по мнению разработчиков, этот параметр в условиях города все равно остается избыточным.
• По заявлению GIAT данный комплекс усовершенствований может быть установлен на танк Leclerc в течении 12 часов без использования какого-либо специального оборудования, в полевых условиях. Модульная структура комплекта позволяет пользователю выбрать и установить только необходимые компоненты оборудования.
• Последняя функция, усовершенствованная в AZUR — это общение, особенно с сопровождающей пехотой. Танки предыдущего поколения, как правило, оснащены телефонной связью, которая позволяет командиру пехотного подразделения общаться с экипажем, чтобы указать, например, цель для уничтожения. Но это решение имело три главных недостатка:
— во-первых, пехотинцу необходимо подключить телефон, для чего машина должна остановиться.
— во-вторых, солдат во время переговоров может попасть под огонь противника;
— в-третьих, диапазон связи ограничен длиной телефонного провода.
• По этим причинам армия запросила у Giat Industries разработать беспроводные системы ограниченного радиуса. Разработчики просто адаптировали существующие Wi-Fi технологии к требованиям заказчика. Эта система позволяет использовать для связи перспективную цифровую систему солдата FELIN, сохраняя при этом свободу действий танка.
• Одна из самых интересных разработок французских инженеров — это дополнительные коробки, навешивающиеся в кормовой части танка. Хитрость заключается в использовании кронштейнов, предназначенных для бочек с топливом для навешивания ящиков, в которых пехота найдет боеприпасы, воду, продовольствие и другие припасы. Для открытия доступа к ним экипажу нет необходимости покидать машину, и это позволяет подвести пехоту как можно ближе к линии соприкосновения.
• Giat, а теперь Nexter, работает также и над другими технологиями, такими как защитные устройства, дополнительная электроника, например, детекторы звука от выстрелов, адаптация нелетальных боеприпасов Galix для дымовых гранатометов.
/Сергей Вэй, autobusiness.in.ua/
Судя по виду танк для полевых боев а не для города т.к. большие габариты,малые углы наклона брони,активная защита будет свисать за кормой танка,слишком длинный ствол,оптические перископы или что там у него будут выхлестнуты в первом бою,низкая маневренность большой расход топлива,слишком большая щель под башней что будет если в эту щель засунуть ф1 или что помощнее? Или я ошибаюсь?
Конечно-же ВЫ ошибаетесь! Всё что ВЫ перечислили, не может произойти с Леклерком и другим западным ОБТ, такого кошмара достоин Т-72, и только он. Зачем ВЫ доводите авторов статей, восхваляющих западную технику, до инфаркта.
В отличие от всяких леклерков, т-72 изрядно уже потрепаные, до сих пор воюют в Сирии.Что доказывает его живучесть на деле а не на словах.Сколько бы леклерк выдержал?Тем более т-72 разрабатывался как танк для полевых боев и крупносерийного производства.И все таки давайте предложим производителю леклерка засунуть взрывчатку под башню.