Главная Вооружение и техника

Противокорабельные ракетные комплексы: в воздухе

0
2262

В данной статье мы продолжим рассказ об отечественных противокорабельных ракетных комплексах (ПКРК). Разговор пойдет о противокорабельных ракетах воздушного базирования. Материал о противокорабельных ракетных комплексах наземного базирования смотрите здесь. Итак, приступим.

Немецкая Hs293 и отечественная «Щука»

• За основу для создания противокорабельной ракеты «Щука» была взята немецкая ракета Хеншель, Hs293. Ее испытания в 1940-м году показали, что планирующий вариант никуда не годится, поскольку ракета отставала от своего носителя. Поэтому ракету оборудовали жидкостным ракетным двигателем, обеспечивающим необходимый разгон за 10 секунд.

• Примерно 85% пути ракета пролетала по инерции, поэтому Hs293 часто называли «ракетной планирующей бомбой», в советских же документах чаще фигурировало название «реактивная авиационная торпеда».

• По праву победителя СССР получил многочисленные образцы военной техники и соответствующие документы Германии. Первоначально планировалось наладить собственный выпуск Hs293. Однако испытания 1948 года показали ничтожную точность попадания ракет с нашими носителями и радиокомандой «Печора». Только 3 из 24 выпущенных ракет попали в цель. Больше речь о выпуске Hs293 не заходила.

• В том же 1948 году началась разработка РАМТ-1400 «Щука» или, как ее еще называли, «реактивной авиационной морской торпеды», получившей название КСЩ – корабельный самолет-снаряд «Щука».

• Hs293 отличала плохая маневренность, для того чтобы этого избежать, на «Щуке» установили интерцепторы на задние кромки крыла и оперения, они работали в релейном режиме, совершая непрерывные колебания, управление осуществлялось различным по времени отклонением от основного положения.

• Планировалось разместить в передней части радиолокационный визир. Радиолокационное изображение транслировалось на самолет-носитель, в соответствии с полученным изображением член экипажа вырабатывает команды управления, передавая их на ракету по радиоканалу. Эта система наведения должна была обеспечить высокую точность вне зависимости от погоды и дальности пуска.

• Неизменной осталась боевая часть, полностью взятая от Hs293, коническая боевая часть позволяет поражать корабли в подводную часть борта. Было принято решение разрабатывать два варианта торпеды – «Щука-А» с радиокомандной системой и «Щука-Б» с радиолокационным визиром.

• Осенью 1951 года проходили испытания ракеты радиоаппаратурой «КРУ-Щука», после нескольких неудач была достигнута работоспособность. В 1952 году проходили пуски с Ту-2, первые пятнадцать пусков показали, что вероятность поражения цели с высоты в 2000-5000 м на дальности 12-30 км равна 0,65, примерно 25% попаданий пришлась в подводную часть борта. Результаты неплохие, однако, самолёт Ту-2 снимали с вооружения.

• Ракету изменили для применения с Ил-28. При 14 запусках с Ил-28 на дальности до 30 км вероятность поражения цели упала до 0,51, при этом поражение подводной части борта происходило только в одном из пяти попаданий. В 1954 году «Щука-А» поступила в серийное производство, 12 машин Ил-28 переоборудовали для оснащения данными ракетами.

• Вариант ракеты «Щука-Б» больше напоминал первоначальный проект, в носовой части за обтекателем находилась аппаратура наведения, под ней – боевая часть. Пришлось дополнительно дорабатывать ГСН и ЖРД, корпус укоротили на 0,7 м. Дальность пуска составила 30 км.

• В испытаниях, прошедших весной-летом 1955 года, цели не достигла ни одна из шести ракет. В конце года произвели три успешных пуска, однако, работы с авиационными «Щуками» прекратились, а выпуск Ил-28 свернули. В феврале 1956 года перестали принимать на вооружение «Щуку-А», а разработку «Щуки-Б» остановили.

КС-1 «Комета» и комплекс Ту-16КС

• Постановление о создании противокорабельных самолетов-снарядов «Комета» дальностью до 100 км вышло в сентябре 1947 года. Для разработки ракет было создано Специальное бюро № 1. Впервые был запланирован столь большой объем исследований и испытаний.

• Испытания «Кометы» проходили с середины 1952 по начало 1953 года, результаты были отличными, по некоторым параметрам даже превосходили заданные. В 1953 ракетная система была взята на вооружение, а ее создатели получили Сталинскую премию.

• Продолжение работ над системой «Комета» привело к созданию авиационно-ракетного комплекса Ту-16КС. На Ту-16 установили ту же аппаратуру наведения, которая использовалась на Ту-4, который оснащался ракетами ранее, разместили на крыле балочные держатели БД-187 и топливную систему ракеты, а кабину оператора наведения ракеты разместили в грузовом отсеке.

Дальность Ту-16КС, оснащенного двумя ракетами, составляла 3135-3560 км. Высоту полета довели до 7000 м, а скорость до 370-420 км/ч. На расстоянии 140-180 км РСЛ обнаруживала цель, ракета запускалась, когда до цели оставалось 70-90 км, позднее дальность пуска увеличили до 130 км.

• Испытания комплекса проводили в 1954 году, а на вооружение он поступил в 1955-м. По состоянию на конец 1950-х годов на вооружении пяти минно-торпедных авиаполков состояло 90 комплексов Ту-16КС. Последующие доработки позволили производить пуск с одного носителя сразу двух ракет, а затем было отработано наведение трех ракет одновременно с интервалом пуска 15-20 сек.

• Высотные пуски приводили к тому, что самолет выходил из атаки близко к цели, рискуя попасть под удар ПВО. Маловысотный же пуск увеличивал внезапность и скрытый выход в атаку. Достаточно велика была вероятность поражения цели, при пуске с высоты в 2000 м она равнялась 2/3.

• В 1961 году комплекс дополнили помехоустойчивыми блоками аппаратуры, которые повысили защищенность от средств РЭБ, а так же снизили чувствительность к помехам, вызываемым РЛС своих самолетов. Хорошие результаты получили в результате испытаний групповой атаки ракетоносцев.

• Удачный ракетный комплекс «Комета» стоял на вооружении вплоть до конца 1960-х годов. В реальных военных действиях Ту-16КС не участвовали, впоследствии часть из них была продана Индонезии и ОАР.

Крылатая ракета КСР-5 в комплексе К-26 и ее модификации

• Более поздней разработкой крылатой ракеты авиационного базирования стала КСР-5 в составе комплекса К-26. Западное название — AS-6 «Kingfish». Ее предназначение – поражение надводных кораблей и наземных целей, таких как мосты, плотины или электростанции. Постановлением о создании ракет КСР-5, оснащенных системой управления «Взлет», в 1962 году была задана дальность пуска 180-240 км, при скорости полета равной 3200 км/ч и высоте — 22500 м.

• Первый этап испытаний (1964-66 года) был признан неудовлетворительным, малая точность была связана с недостатками системы управления. Испытания после окончания доработок с самолетами Ту-16К-26 и Ту-16К-10-26 проводились вплоть до конца ноября 1968 года. Скорость носителей при пуске составляла 400-850 км/ч, а высота полета 500-11000 м.

• На дальность пуска существенно влиял режим полета по условиям работы РЛС и ГСН ракеты. При максимальной высоте захват цели происходил на расстоянии 300 км, а при высоте в 500 м – не выше 40 км. До весны следующего года продолжались эксперименты, в результате которых 12 ноября авиационные ракетные комплексы К-26 и К-10-26 были приняты на вооружение.

• Новый модернизированный вариант ракеты КСР-5М, на базе которого создан комплекс К-26М, рассчитан на борьбу с малоразмерными сложными целями. Комплекс К-26Н, оснащенный ракетами КСР-5Н обладает лучшими точностными характеристиками и действует на небольших высотах, для него потребовалось модернизировать поисково-прицельную систему. На 14 самолетов была установлена панорамная РЛС системы «Беркут» с увеличенным обтекателем с самолета Ил-38.

• В 1973 году начали использование РЛС «Рубин-1М», характеризующейся большей дальностью обнаружения и лучшей разрешающей способностью с антенной системой значительного размера, соответственно коэффициент усиления стал больше, а ширина диаграммы направленности уменьшилась в полтора раза.

• Дальность обнаружения целей на море достигла 450 км, а размеры нового оборудование потребовали перенести РЛС в грузоотсек. Носовая часть машин стала гладкой, поскольку уже не имела прежней РЛС. Вес уменьшился за счет отказа от носовой пушечной установки, а бак №3 пришлось убрать, чтобы разместить блоки оборудования.

• В 1964 году было решено начать разработку комплекса К-26П с ракетами КСР-5П, которые оснащались пассивной ГСН. Поиск целей происходил с использованием самолетной станции радиолокационной разведки и целеуказания «Рица» в комплексе с аппаратурой радиотехнической разведки. После удачных госиспытаний комплекс К-26П был принят на вооружение морской авиации в 1973 году.

• Комплекс был способен поражать радиоизлучающие цели с помощью одиночных или парных ракет в одном заходе, а так же атаковать две различные цели – лежащей по курсу полета и находящейся в створе 7,5° от оси самолета. К-26П был модернизирован после появления КСР-5М, К-26ПМ отличался применением улучшенной аппаратуры целеуказания головкам ракет.

• КСР-5 и ее модификации поступили в серийное производство. В ее носители переделывали бомбардировщики Ту-16А и Ту-16К-16. Дальность ракет превышала возможности РЛС носителя, так что потенциал ракет не использовался полностью, поэтому на носители стали устанавливать РЛС «Рубин» с антенной от «Беркута», таким образом, дальность обнаружения целей увеличилась до 400 км.

• Ту-16К10-26, имевший под крылом на балочных держателях две КСР-5 помимо штатной ракеты К-10С/СНБ, стал самым сильным авиационным противокорабельным комплексом в 1970-е года. В дальнейшем велись попытки установки комплекса К-26 на самолеты 3М и Ту-95М. Однако работы прекратили, поскольку не был решен вопрос продления ресурса самолетов.

• Сегодня боевые КСР-5, КСР-5Н и КСР-П сняты с вооружения. Вплоть до начала 1980-х годов ракеты комплекса К-26 были практически несбиваемы имевшимися на тот момент и перспективными средствами ПВО.

Современные отечественные противокорабельные ракетные комплексы

• Ракета 3М54Э «Альфа» была представлена общественности в 1993 году на выставке вооружений в Абу-Даби и на первом МАКС в Жуковском, спустя десятилетие с начала разработок. Ракета изначально создавалась как универсальная.

• Разработано целое семейство управляемых ракет «Калибр» (экспортное название — «Club»). Часть из них предназначена для размещения на ударных самолетах. Основой стала стратегическая крылатая ракета «Гранат», состоящая на вооружение атомных подводных лодок проекта 971, 945, 667 АТ и др.

• Авиационный вариант комплекса – «Калибр-А» предназначен для использования почти в любых метеоусловиях, в любое время суток для поражения малоподвижных или стационарных береговых целей и морских кораблей. Существует три модификации ракеты:
— ЗМ-54АЭ, трёхступенчатая крылатая ракета с отделяемой сверхзвуковой боевой ступенью;
— 3М-54АЭ-1, двухступенчатая дозвуковая крылатая ракета;
— ЗМ-14АЭ, дозвуковая крылатая ракета, служащая для поражения наземных целей.

• Большинство узлов ракет унифицированы. В отличие от ракет морского и наземного базирования, авиационные ракеты не оборудованы стартовыми твердотопливными двигателями, маршевые двигатели остались прежними – доработанные ТРДД. Бортовой комплекс управления ракеты базируется на автономной инерциальной навигационной системе АБ-40Э.

• За наведение на конечном участке отвечают помехозащищенные активные радиолокационные ГСН. Так же в комплекс управления входит радиовысотомер типа РВЭ-Б, ЗМ-14АЭ дополнительно оснащен приемником сигналов космической навигационной системы. Боевые части всех ракет фугасные, как с контактными ВУ, так и с неконтактными.

• Применение ракет 3М-54АЭ и 3М-54АЭ-1 рассчитано на поражение надводных групповых и одиночных целей в условиях радиоэлектронного противодействия практически в любых метеоусловиях. Полет ракет заранее программируется в соответствии с положением цели и наличием средств ПВО. Ракеты могут подходить к цели с заданного направления, минуя острова и ПВО, а также способны преодолевать систему ПВО противника за счет малых высот и автономности наведения в режиме «молчания» на основном участке полета.

• Для ракеты ЗМ54Э была создана активная радиолокационная ГСН АРГС-54Э, обладающая высокой степенью защиты от помех и способная работать при волнении моря до 5-6 баллов, максимальная дальность – 60 км, масса – 40 кг, длина – 70 см.
Авиационный вариант ракеты ЗМ-54АЭ обошелся без стартовой ступени, маршевая ступень отвечает за полет на основном участке, а боевая – за преодоление системы ПВО объекта-цели на сверхзвуковой скорости.

• Двухступенчатая ЗМ-54АЭ меньше по габаритам и массе, чем ЗМ-54АЭ, большая эффективность поражения связана с БЧ большей массы. Преимуществом ЗМ-54Э можно назвать сверхзвуковую скорость и предельно малую высоту полета на последнем участке (боевая ступень отделяется в 20 км и на скорости 700-1000 м/с атакует на высоте 10-20 м).

• Высокоточные крылатые ракеты ЗМ-14АЭ рассчитаны на поражение наземных пунктов управления войсками, складов вооружений, топливных складов, портов и аэродромов. Высотометр типа РВЭ-Б обеспечивает скрытность полета над сушей, позволяя точно выдерживать высоту в режиме огибания рельефа. Кроме этого ракета оснащена спутниковой системой навигации типов ГЛОНАСС или GPS, а так же активной радиолокационной ГСН АРГС-14Э.

• Сообщается, что такими ракетами будут вооружаться авианосители, идущие на экспорт. Скорее всего, речь идет о самолетах Су-35, МиГ-35 и Су-27КУБ. В 2006 году было заявлено, что ракетами большой дальности «Калибр-А» будут вооружаться новые ударные самолеты Су-35БМ, идущие на экспорт.

/Валерий Бовал, «Военное обозрение»/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ