Для восстановления справедливости и напоминания всем о величии Советского Союза, о забытой победе отечественных конструкторов, опередивших своим проектом крылатой ракеты межконтинентальной дальности само время, посвящается …
История проекта «Буря»
• 1953 год. СССР проводит успешные испытания водородной бомбы. Советский союз становится ядерной державой. Но наличие ядерной бомбы не говорит об обладании страной ядерным оружием. Оружие надо уметь применить против противника, а для этого необходимо средство доставки ядерной бомбы на территорию противника.
• Доставка бомбы самолетами стратегического назначения была практически сразу отклонена – бывшие еще недавно союзники во 2-й мировой войне крепко обложили Советский Союз десятками военных баз НАТО. Оставался единственный вариант – создать ракетный носитель ядерной бомбы, способный совершить полет на сверхзвуковой скорости, значительно превышающей скорость звука, и доставить бомбу на территорию противника.
• Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев дает указание о создании летательного аппарата, способного доставить ядерный боеприпас на территорию Соединенных Штатов. В конце 1953 года правительство поручает зампредседателя совета министров Малышеву, в ведомстве которого находилась вся атомная и ядерная энергетика, начать работы по разработке данного проекта.
• Малышев поручает заняться данным проектом авиаконструктору Лавочкину и его заместителю Чернякову. Проект получает название «Буря». Лавочкин назначает Чернякова главным конструктором проекта в своем ОКБ-301. Новейшие технологии, примененные в проекте «Буря»:
— летальный аппарат обладал невероятной для того времени скоростью полета более чем 3М;
— дальность действия первой в мире ракеты-носителя около 8 000 километров;
— впервые для полетов применяется астронавигация;
— впервые разработан и создан прямоточный реактивный двигатель;
— впервые для запуска летательного аппарата применяется вертикальный старт;
— впервые в постройке ЛА используется титан.
— впервые внедряется новейшая технология производства сварочных работ титана.
• Проектные работы по КРМД полностью готовы к концу 1954 года. Ракета была двухступенчатой. Минобороны СССР практически утверждает проект, внося, правда, небольшие изменения. Доработанный эскиз готов в 1955 году. Проект утвержден. Начинаются работы по созданию прототипа.
Основные устройства и оборудование проекта «Буря»
• Для создания первой в мире сверхзвуковой межконтинентальной ракеты как средства доставки ядерного боеприпаса на территорию противника использовались огромные производственные мощности Советского Союза.
• Основу ракеты-носителя составляет летательный аппарат, спроектированный по самолетной схеме со среднерасположенным треугольным крылом со стреловидностью по передней кромке 70 градусом. «Буря» имела тонкий сверхзвуковой профиль и корпус цилиндрической формы, сужающийся с обеих сторон.
• Внутри, вдоль корпуса располагался воздухозаборник маршевого прямоточного двигателя «РД-12», разработанного конструкторами ОКБ-670. Прямоточный двигатель создавал тягу почти в 8 тонн. Головная часть ракетного корпуса была выполнена как сверхзвуковой диффузор, оборудованный конусом с тремя ступенями.
• Ядерный боеприпас располагался в диффузоре, в головной его части. Топливные баки были выполнены в форме колец, которые располагались по окружности воздушного канала. Хвостовое оперение оборудовалось аэродинамическими рулями.
• Управление аэродинамикой находилось в специальном переднем отсеке фюзеляжа. Отсек имел собственное охлаждение. В нем располагалось астронавигационное оборудование. Дополнительно данное оборудование защищалось огнеупорными кварцевыми пластинами.
• Навигационная система инерционного типа – работа конструкторов под началом Толстоусова, астронавигационное оборудование – работа конструкторов ОКБ-165 — получает название «Земля». Комплекс приборов «Волхов» — работа конструкторов НИИ-49.
• На конечном участке «Буря», согласно командам автопилота и системы наведения, находясь на высоте около 25 000 метров, начинала пикирование на цель, приобретая фантастическую на то время скорость. В 1955 году проект представили на рассмотрение, после которого увеличили вес ядерного боеприпаса, что привело к общему увеличению массы «Бури».
• Первую ступень разработал конструктор Исаев, для нее в 1954 году начались разработки четырехкамерного ракетного двигателя С2.1000 с турбонасосом. Ускорители создавали на старте тягу в 65 тонн. Вес готовой к старту 1-й ступени равнялся 54 тоннам. Реактивные двигатели доставляли «Бурю» на высоту порядка 18 километров. На данной высоте происходило отделение первой ступени и запуск второй ступени. Ускорители создавали на заводе №207.
• К началам испытаний прямоточный двигатель РД-012У претерпел несколько серьезных изменений. В итоге двигатель получился с несколько уменьшенной камерой сгорания диаметра 17 сантиметров, имел ТНА и систему регулирования.
• Всего СПВРД прошел 18 различных испытаний, в том числе и в составе ракеты. Двигатель показал свою надежность в новых условиях высоких температур и скоростей. РД-012У показал на больших высотах фантастическую скорость, достигающую 3,3 Махов. Надежность работы за время, равное 6 часам, не достигалась аналогичными проектами еще довольно продолжительное время. Расстояние в 8 тысяч километров «Буря» не смогла преодолеть, но это не вина двигателя РД-012У.
Испытания «Бури»
• До конца 1958 года «Бурю» преследует полоса неудач. Восемь пусков были признаны неудачными. 28 декабря был совершен 9-й пуск «Бури». Время полета ракеты чуть более 5 минут.
• 10 и 11 пуск принесли успех конструкторам – более 1300 километров на скорости 3,3 тысячи км/ч и более 1750 километров на скорости 3,5 тысячи км/ч. Это был первый успех.
• На 12-й пуск в ракету устанавливают оборудование астронавигации, но пуск прошел неудачно.
• В 13-й полет ракету поднимали модернизированные ускорители и укороченный СПВРД «РД-012У», полет продлился более 360 секунд.
• 14-й пуск. Ракета преодолела 4 тысячи километров. Это был рекорд по практически всем летным показателям того времени.
Завершились испытания на так называемой короткой трассе – расстояние в 2 тысячи километров. Начались испытания на длинных дальностях.
• Следующие четыре пуска прошли в направлении с Каспийского моря на Камчатку. В последнем, 18-й пуске ракета прошла расстояние в 6,5 тысячи километров. 18-й пуск состоялся в середине декабря 1960 года.
• Прямоточный двигатель отработал нормально, расход топлива превысил ожидаемые расчеты. Отклонение от цели на таком расстоянии получилось 5-6 километров. И хотя 8 тысяч километров ракета не достигла, но последние пуски давали уверенность о возможном преодолении и этой цифры. Началась документационная подготовка ракеты к серийному выпуску.
Судьба «Бури»
• Кроме проекта «Буря» в Советском Союзе было еще несколько аналогичных проектов ракет-носителей ядерного боезаряда. Все, кроме одного, были закрыты или прекращены. Этот один — проект межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которым занимался авиаконструктор Королев.
• Именно эта ракета стала основой первого спутника Земли, выведенного на орбиту, полета человека в космос. Ракета соответствовала всем требованиям, поставленным проекту ракеты-носителя, и она пошла в серийное производство.
Руководство Советского Союза принимает решение о сокращении разработок в данной области и сосредоточении на модернизации и совершенствовании пошедшей в серийное производство ракеты носителя.
• Авиаконструктор Лавочкин, глава конструкторского бюро проекта «Буря», пытался сохранить проект под любым предлогом, например, как ракету-мишень или БПЛА. Но Лавочкин уходит из жизни. Поддержку «Буря» больше не находит, и разработка уникального проекта прекращается.
• Остались 5 прототипов «Бури». Четыре из них использовали и запустили для проектных разработок БПЛА-фоторазведчика и отработки мишени для комплекса противовоздушной обороны «Даль». Всего было создано 19 прототипов проекта «Буря».
Интересно.
Примерно в то же самое время, 56-58 годы, Соединенные Штаты проводили разработку и испытания сверхзвуковых КР «NAVAHO G-26» и межконтинентальной ракеты G-38. Было произведено 11 пусков ракет. Все окончились неудачно. Программа по их созданию полностью прекращена.
Основные технические данные «Бури»:
— длина – 19,9 метра;
— диаметр – 1,5 метра;
— межблочная длина – 5,2 метра;
— высота – 6,65 метра;
— размах крыла – 7,7 метра;
— вес — 97 тонн, после доработок — 130 тонн;
— вес БЧ – 2,2 тонны, после доработок – 2,35 тонны;
— окислитель — азотная кислота;
— горючее — амины и керосин.
И последнее.
Если бы Королев не создал и успешно не испытал ракету-носитель Р-7, то его место в истории заняла бы уникальная «Буря».
/Роман Джерелейко, topwar.ru/