После гибели 118 моряков атомного подводного крейсера «Курск» его командир капитан I ранга Геннадий Лячин посмертно был удостоен звания Героя России. Многие тогда недоумевали: за что? Не за вторую же по человеческим жертвам трагедию в истории отечественного подводного флота? Или за подвиги во время сверхсекретного похода в Средиземное море в августе – октябре 1999 года?
• Точные ответы на эти вопросы будут даны только через 38 лет. Именно на полвека засекретили вахтенные журналы по этой уникальной автономке. А другие официальные документы слишком скупо рассказывают о том походе.
И пока над этой операцией дамокловым мечом висит гриф «Совершенно секретно», подводники и разведчики лишь в рамках дозволенного делятся своими соображениями о тайной войне в морских глубинах.
Отклик из Франции
• Любой журналист всегда с интересом ждёт откликов на свои материалы. Особенно ценно мнение профессионалов. Обозреватель «АН» обрадовался, когда на экране планшетника появилась улыбающаяся физиономия Сергея Ивановича. Это по скайпу вышел на связь давний знакомый. «Бонжур, колонель», – Серёга был в своём репертуаре.
• Когда двадцать лет назад, вернувшись из длительных загранкомандировок, мы обмывали мои полковничьи погоны, тогда ещё молодой капитан шутливо обращался ко мне на немецкий манер «герр оберст». Потом в зависимости от его страны пребывания слово «полковник» произносилось на разных языках. Сейчас видеозвонок был из Франции.
• «По Интернету прочитал твой материал «Шквал «в паутине» паука». В целом нормально, но… – Сергей Иванович, общаясь по скайпу, был, на мой взгляд, порой чересчур откровенен. Он считал, что этот канал связи пока не прослушивается. – Про Поупа и военно-морскую разведку США написано маловато. А ведь это настоящие отморозки. Играют не по правилам. Себя считают этакими морскими джеймсами бондами, элитой разведки. А сами не брезгуют ничем: пытают заключённых на базе Гуантанамо, в России пачками долларов разбрасываются, покупая агентуру.
• А чуть хвост им прижали, сразу прикидываются невинными овечками. Этот твой капитан Поуп так вообще симулянт. Когда его посадили в Лефортово, американские заступники раструбили на весь мир, что у него редкая форма рака кожи и он доживает в застенках КГБ последние дни. Под давлением Клинтона Путин его помиловал. А вышел шпион на свободу, и все болячки куда-то испарились».
– Чего возмущаешься? – пришлось вопросом прервать этот монолог. – Обычная военная хитрость. Сам знаешь, разведку в белых перчатках не делают.
– Но джентльменские договорённости стараются соблюдать. И убивать – давно уже никого не убивают, – отозвался на мониторе айпада Сергей. – А эти, суки, из-за «Шквала» погубили наших подводников на «Курске».
– Есть доказательства?
• Их с избытком приводит французский режиссёр Жан-Мишель в своём фильме «Курск». Подводная лодка в мутной воде», – ответил Сергей Иванович. – Он был показан на французском телевидении. В фильме утверждается, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис».
• На учениях «Курск» выполнял показательный выстрел модернизированной ракеты-торпеды. Якобы эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо». Одна из них столкнулась с нашим атомоходом. А другая, то ли с перепугу, то ли отомстила «Курску» за старые дела, но расстреляла его тремя торпедами.
– А не сгущает ли французский режиссёр краски? Чем же так насолил американцам наш подводный крейсер? – не удержался я от ехидных вопросов.
Расспроси об этом своих адмиралов. Ты ведь брал интервью у Эдуарда Балтина, – на этом сеанс связи закончился.
Справка:
3 марта 1882 г. приказом министерства военно-морских сил Северо-Американских Соединенных Штатов было сформировано новое подразделение – отдел разведки в бюро навигации, который некоторое время спустя стал Управлением военно-морской разведки (ОНИ – Нэйвл Интеллинженс). Эта дата считается днём основания военно-морской разведки Соединённых Штатов Америки – старейшей из всех американских спецслужб.
В 2000 г. военно-морская разведка США «засветилась» два раза – в деле Эдмонда Поупа и вокруг катастрофы АПЛ «Курск». Во время аварии в этом районе находился американский корабль гидроакустической разведки «Лойял». Его всегда сопровождают 1–3 атомные подводные лодки – истребители подводных лодок противника. Используя вертолёты и космические средства обнаружения, «Лойял» эффективно наводит на цель свои противолодочные субмарины-истребители. Именно этот корабль первым 13 августа передал в Пентагон и Управление военно-морской разведки сообщение об аварии на «Курске».
Рассказ адмирала
• К сожалению, Герой Советского Союза Эдуард Дмитриевич Балтин, бывший командующий Черноморским флотом, уже никогда не откроет дверь своей уютной квартиры в доме на Рублёвском шоссе. Три года назад его похоронили на малой родине – в Смоленске. Другие адмиралы на расспросы о средиземноморском походе «Курска» делали каменное лицо и замолкали. И лишь Ярослав Александрович, попросив не называть его фамилии, согласился ответить на вопросы обозревателя «АН».
– Какие задачи выполнял «Курск» в том походе?
Адмирал достал из красной папки какую-то бумагу и сказал:
– Вот единственный рассекреченный официальный документ. Зачитываю выдержку: «В ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море АПРК «Курск» действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника. Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск АПЛ иностранных государств, сохраняя скрытность и боевую устойчивость. По итогам боевой службы 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам. Капитан I ранга Г.Лячин представлен к званию Героя России».
– Написано казённо и не совсем понятно: за что же моряки представлены к высоким государственным наградам?
• Лячинцы уже в наше время показали, что российским подводникам по плечу преодолеть фареро-исландский противолодочный рубеж и пройти к западным берегам Европы. Ещё в 50-х годах США разместили по этой «границе» специальную систему SOSUS – приборы на дне океана, фиксирующие шум винтов подлодки.
• А «Курск» благодаря мастерству экипажа проскочил незамеченным. Тем самым наши моряки доказали, что любую оборону можем прорвать. Нет неуязвимых ПРО и ПЛО. И зря американцы выделяют на них огромные деньжищи. Противолодочная и противоракетная оборона – это миллиарды долларов, выброшенные на ветер.
– Как удалось прорваться через Гибралтар?
• Командующий Северным флотом адмирал Попов про это говорил восторженно: «Это был не прорыв, а песня!» И действительно, это очень узкое место, и шансы проскочить там сверхмощную противолодочную оборону очень невелики. Раньше, в советские времена, Гибралтар подлодки преодолевали, спрятавшись за судном гражданского флота. Шёл какой-нибудь старый сухогруз, тарахтел винтами, а под ним скрытно шла атомная субмарина.
• Но сейчас это запрещено. Лячину впервые удалось прорваться незамеченным через Гибралтарский прорыв самостоятельно. А как он это сделал, ещё долго будет оставаться военной тайной.
– Говорят, в том походе Лячин стал личным врагом американских адмиралов. Кого наказали за прорыв «Курска»?
• Действительно, Гена Лячин, как во время Великой Отечественной легендарный подводник Маринеско, был объявлен личным врагом. Только не фюрера и великой Германии, а Америки и её военно-морской разведки. Он нанёс сокрушительный удар по самолюбию американских адмиралов.
• Ведь после похода «Курска» сразу несколько видных военно-морских начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей. Кстати, был строго наказан и командир американской подводной лодки «Мемфис», который потерял в Средиземке наш «Курск».
– Правда ли, что после того похода Лячина принимал Путин? Часто ли докладывают президенту подводники?
• На моей памяти это был единственный случай. Как рассказывал потом сам Лячин, Президент внимательно выслушал его доклад о походе, задал несколько вопросов и высказал удовлетворение миссией экипажа атомного подводного ракетного крейсера «Курск» в Атлантике и Средиземноморье.
• А мы в Главном штабе ВМФ отмечали в отчёте в Кремль, что благодаря хорошей всесторонней подготовке к походу самого корабля и его экипажа в автономном плавании при выполнении боевых задач не было никаких нештатных, экстремальных или аварийных ситуаций. А противник был вынужден бросить на поиски нашей лодки все свои силы.
– Сколько денег потратили американцы на поиски «Курска»?
• Только топлива на поиски нашей лодки ими было истрачено на 10,5 миллиона долларов, да плюс с иными расходами поиски и попытки слежения за нашей лодкой обошлись в 20 миллионов долларов.
– Зачем тратить такие деньги? Одна лодка в море не воин. Что мог сделать один «Курск» с 6-м флотом США?
• Вы не поверите но, получив приказ, Лячин вполне мог разгромить 6-й флот США. На вооружении лодки 949-го проекта, каким являлся «Курск», находятся 24 крылатые ракеты типа «Гранит». Они способны прорвать любую корабельную ПВО. Да ещё торпеды с ядерными боеголовками. Когда наша новейшая лодка пришла в Средиземное море, там как раз производилась смена авианосных группировок США и НАТО.
• Одна уходила на свою базу в Норфолк, другая только пришла. Задача была обнаружить и отследить как первую группу, так и вторую. Экипаж «Курска» их обнаружил. И лячинцы даже условно произвели пять ракетных стрельб: три по одной группировке, две – по другой. В реальности авианосцы, с которых в то время бомбили Сербию, могли быть потоплены.
Мнение эксперта
• Капитан I ранга в отставке Виталий ЛЮЛИН, бывший командир атомной подводной лодки: «Это была месть. Командир «Мемфиса» не раз получал щелчок по носу от Гены Лячина. В Средиземке американца «выпороли» не единожды за то, что он проморгал российскую подлодку… Напомню, что в конце 1999 года, в разгар югославского кризиса, «Курск» очень крепко попортил нервы натовцам, неожиданно появившись в Средиземном море. Опытный, злющий командир все нервы себе измотал, выслеживая его. А тут судьба снова свела их с Лячиным… Чтобы замять скандал, уже 17 августа – на пятый день после катастрофы! – в Москву прилетел инкогнито, на частном самолёте, директор ЦРУ Джордж Тенет…»
/Александр КОНДРАШОВ, argumenti.ru/