Главная Аналитические статьи и мнения

По следам химического оружия Каддафи

0
512

Мир продолжает следить за судьбой боевых отравляющих веществ, доставшихся Ливии в наследство от старого режима. Обнаружение на территории Ливии складов с химическим оружием ни у кого не вызвало особого удивления. Интереснее другое: кто контролирует его запасы по прошествии трех месяцев после падения Триполи и месяца после убийства Муамара Каддафи?

• 80-е годы прошлого столетия. В ливийском городке Рабта под видом обычного фармацевтического предприятия полным ходом работает химический завод. Здесь производится стойкое боевое отравляющее вещество (БОВ) – иприт, именуемый также горчичным газом.

Хроника разоружения

• 2004 год. Ливия начала следовать курсом на сближение с Западом. Страна вступает в Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) и уже 20 февраля представляет так называемую первоначальную частичную декларацию о своих запасах БОВ, начав подготовку к их уничтожению. Одновременно с этим Триполи отказывается от программ по разработке других видов оружия массового поражения. В ответ на эти шаги США и их союзники представляют Джамахирию образцом для подражания.

В первоначальные сроки ОЗХО по уничтожению химического оружия – до 29 апреля 2007 года – Ливия не уложилась. Кстати, с трудностями в соблюдении графика разоружения тогда столкнулись и другие страны. В частности, не сумели это сделать США, Индия и Россия. 11 декабря 2006-го ОЗХО принимает решение предоставить «неуспевающим» дополнительное время.

• В мае текущего года, в разгар гражданской войны в Ливии, ОЗХО сообщила, что Триполи затребовал обозначения новых сроков для уничтожения запасов химоружия. От него надлежало избавиться к 1 мая, однако сделать это не представлялось возможным в связи с военной операцией НАТО против Джамахирии.

По данным ОЗХО, по состоянию на март 2011 года Ливия уничтожила 55% имевшихся у нее запасов иприта (горчичного газа). Это означало, что у Каддафи могли оставаться, по меньшей мере, 11,25 тонны данного БОВ.

• Таким образом само по себе обнаружение в Ливии складов с ипритом не вызывает удивления. Удивительно то, что человек, которого на Западе иначе как чудовищем не представляли, удержался от соблазна применить это отравляющее вещество.

Известные и неизвестные хранилища

• Как объявил главный руководящий орган повстанцев – Переходный национальный совет (ПНС), два тщательно замаскированных склада со снарядами, снаряженными горчичным газом, удалось обнаружить в центральной части Ливии (точное местоположение скрывается). Эти арсеналы были неизвестны ОЗХО и ООН.

• По словам ливийского специалиста по химическому оружию Юсефа Сафиэддина, на одном из складов находились боеприпасы, готовые к немедленному боевому применению, при этом оба объекта тщательно охраняются и находящиеся на них БОВ не создают никакого «санитарного риска».

• В отличие от этих хранилищ третий склад близ населенного пункта Ваддан, в оазисе Джоффра на юге страны был хорошо известен ООН. Эксперты организации регулярно проверяли его начиная с 2004 года. По сведениям побывавших там французских журналистов, на территории этого арсенала насчитывается порядка 170 бункеров.

• К уничтожению имеющихся здесь БОВ приступили в 2010 году. Оно проходило под международным контролем вплоть до февраля 2011-го, когда в Ливии началось восстание. Часть БОВ ликвидировать не успели. Именно в оазисе Джоффра и оставались 11,25 тонны горчичного газа, известных ОЗХО. По данным Юсефа Сафиэддина, запасы БОВ на третьем складе были ранее «нейтрализованы» с помощью специальных присадок, снижающих уровень токсичности. Согласно оценке экспертов чтобы полностью избавиться от данного «остатка», потребуется не менее года.

Секретная структура

• С началом натовской операции в Ливии запасы БОВ, остававшиеся у режима Каддафи, стали настоящей головной болью руководства Североатлантического альянса. Уже в первые дни кампании западные союзники при содействии ПНС негласно создали в Бенгази – эпицентре восстания – специальную кризисную ячейку. В нее вошли ливийские специалисты в области химического оружия (в том числе Юсеф Сафиэддин) и их коллеги из ряда стран НАТО. С ними сотрудничали и специалисты по радиоактивным материалам.

• По словам Сафиэддина, изначально эту секретную кризисную ячейку возглавлял генерал Абдельфаттах Юнес. В самом начале восстания этот бывший министр внутренних дел Джамахирии перешел на сторону повстанцев и стал начальником их «Генерального штаба». 28 июля Юнес был убит в Бенгази при неизвестных обстоятельствах. Принадлежность генерала к тайной структуре дает как минимум еще одну версию причин его физического устранения.

• Как свидетельствует Сафиэддин, работу секретной кризисной ячейки планировалось проводить в несколько этапов. «На первом главной задачей было следить за объектами хранения химического оружия, находившегося в распоряжении Каддафи, и помешать ему его использовать», – вспоминает эксперт.

• Между тем экс-руководитель Службы внутренней безопасности Джамахирии Мансур Дау (он сейчас сидит в тюрьме в Мисурате) утверждал, что в связи со стремительным продвижением повстанцев Каддафи очень быстро отказался от идеи применения химического оружия. «Американцы пристально следили за складами, где оно хранилось. Мы даже не могли к ним приблизиться, поскольку немедленно подвергались ударам западных союзников с воздуха», – отметил Дау.

Полковник не применял. А другие?

• Следующим этапом деятельности кризисной ячейки, продолжает свидетельствовать Сафиэддин, явилось установление контроля ПНС над всеми складами химического оружия. Формирования совета проделали это шаг за шагом. Причем командование повстанцев, судя по всему, не исключало наличия других складов БОВ, которое Каддафи мог пустить в ход: бойцам в районе Мисураты были розданы 10 тысяч противогазов.

• Принятые западными союзниками и ПНС меры позволили не допустить применения химического оружия силами Каддафи. Это установлено. А вот устояли ли повстанцы от соблазна его использовать? Вопрос пока остается открытым. По крайней мере, когда брались с боем последние оплоты полковника, в Интернете появились сообщения, что формирования ПНС якобы стремились сломить сопротивление каддафистов в Бени-Валиде с помощью запрещенного международными конвенциями горчичного газа.

• Данная информация пока не подтверждена (возможно, потому, что ее уже некому подтверждать), но и не опровергнута. 10 сентября базирующийся в Сирии и поддерживавший режим Каддафи телеканал «Ар-Раи» обвинил НАТО в использовании горчичного газа против защитников и жителей Бени-Валида.

• По данным телеканала, штурмовавшие город повстанцы были заранее предупреждены о предстоявшем применении БОВ и поэтому отошли на безопасное расстояние. Понятно, что сообщения «Ар-Раи» вряд ли могут претендовать на полную объективность, но все-таки эта информация требует проверки.

Под пристальным контролем

• Еще одной задачей секретной кризисной ячейки был сбор имевшихся в Ливии источников радиоактивного излучения, использовавшихся в различных отраслях промышленности и в медицине. В частности, речь шла о небольших запасах кобальта-60, которые теоретически можно взять для изготовления так называемых грязных бомб, предназначенных для радиоактивного заражения местности.

• В настоящее время на складе в Ваддане работает смешанная американо-ливийская команда специалистов. Охраняющие дальние подступы к объекту ливийцы убеждены, что американская часть команды состоит главным образом из сотрудников ЦРУ.

Военные, приехавшие из-за Атлантического океана, пристально следят за тем, чтобы к трем складам БОВ никто не приближался на расстояние ближе 50 метров. Это требование относится и к ливийским повстанцам. Уже зафиксировано несколько случаев, когда боевики по незнанию или намеренно преступали «красную линию». И американская авиация сразу же применяла шумовые бомбы нелетального действия. Предупреждения всегда оказывалось достаточно – попавшие под такой удар люди теряли слух.

• Предпринимаемые меры предосторожности при охране складов вполне объяснимы – слишком много в регионе сил, которые были бы не прочь получить БОВ в свое распоряжение. В их числе «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Иранский след?

• 20 ноября американская газета «Вашингтон пост» сообщила, что спецслужбы США проверяют версию, согласно которой обнаруженные на складах снаряды с горчичным газом якобы поступили в распоряжение режима Каддафи из Ирана. Речь идет о переброске несколько лет назад в Ливию «сотен снарядов».

• Эту информацию опроверг представитель МИДа Исламской Республики Рамин Мехманпараст. «Что касается якобы имевших место поставок вооружения режиму Каддафи, то западным странам лучше бы посмотреться в зеркало, – иронизирует сотрудник внешнеполитического ведомства ИРИ. – Прежде всего, пусть вспомнят, какие страны обеспечивали химическим оружием прежний иракский режим во время ирано-иракской войны. Это оружие Багдад использовал как против иракского народа, так и против Ирана. Что же касается Ирана, то он всегда находился в первых рядах борцов против химического оружия».

• Обнаружится иранский след ливийского химического оружия или нет – вопрос будущего. Но заинтересованной стороне, которая реально контролирует склады ливийских БОВ, не составит труда представить «неопровержимые» доказательства того, что поставщиком снарядов был Иран, а значит, создать предлог для возможных силовых действий против Тегерана.

НАША СПРАВКА

Иприт или «горчичный газ» – стойкое боевое отравляющее вещество кожно-нарывного и общеядовитого действия. Представляет собой бесцветную жидкость с запахом чеснока или горчицы. Поражает кожу, верхние дыхательные пути, глаза и легкие. Имеет скрытый период действия, который может составлять от двух до восьми часов. Впервые был применен Германией 12 июля 1917 года против британо-французских войск у бельгийского городка Ипра.

/Владимир Куделев, vpk-news.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ