Десять лет назад «будущее» бронетехники выглядело как гибридно-приводные машины. Дизель-электрический гибридный демонстратор технологий SEP компании BAE Systems Hagglunds и был построен как гусеничный автомобиль, так и колесное транспортное средство (с формулой 8х8 или 6х6). Целью SEP было продемонстрировать гибкость гибридной трансмиссии и в то же время модульный подход конструирования корпусов бронированных автомобилей.
• Несмотря на относительный успех проекта гибридная версия пока не нашла своих клиентов. С тех пор BAE Hagglunds завершила разработку SEP в виде более конвенционального броневика Аллигатор с приводом 6х6, который принял участие в тендере на поставку Тактических Бронированных Патрульных Автомобилей (Tactical Armored Patrol Vehiclе, TAPV).
• Аллигатор сохраняет модульный подход, использованный в своих предшественниках, но не гибридный привод SEP. В результате получилось что, там где SEP 6х6 мог развернуться вокруг своей оси, обычный Аллигатор имеет радиус разворота 23 м. Несмотря на изменения в трансмиссии, Аллигатор сохраняет принцип модульности SEP (который может быть преимуществом для тендера TAPV).
• Аллигатор на самом деле это попытка снизить как стоимость SEP так и технологические риски. Шведская пресса утверждает, что Аллигатор 8х8 будет стоить четверть стоимости SEP. Что касается технологий, то в Северной Америке доминирует мнение, что гибридные системы должны вначале завоевать себе репутацию на гражданском рынке, прежде чем военные должны рискнуть использовать их для своих нужд. Однако и этого оказалось не достаточно, чтобы обеспечить место для Аллигатора (с формулой 8×8) на внутреннем рынке.
• Существует много путаницы в СМИ между SEP и Аллигатором. Тем не менее, сама BAE сделала совсем немного для того чтобы поднять завесу секретности и прояснить картину. BAE Hagglunds обожглась на проигрыше в тендере шведской армии своим финским конкурентам с Patria.
• Оглядываясь назад, можно сделать вывод, что более традиционная альтернатива типа Аллигатор должна была быть предложена Швеции наряду с дорогой SEP. Но время не повернуть вспять. Загадкой также является теперь почему BAE не продвигает Аллигатор на рынок в полную силу или наоборот, не замораживает проект.
• Существует видео реклама, намекающая на функциональность 6х6 Аллигатора, однако официальный сайт BAE Hagglunds совсем не предоставляет никаких подробностей. Расположение экипажа, по крайней мере, очевидно. Как и 6х6 SEP, водитель и командир расположены бок о бок в носу, позади них наводчик и 4 пехотинца в корме. Предположительными тактико-техническими характеристиками Аллигатора 8×8 являются:
— 2 двигателя Steyr M16 TCI по 272 л.с.
— семискоростная трансмиссия
— снаряженная масса 27 тонн
— длинна около 6,8 м, ширина 2,8 м, высота 2,25 м
— скорость 100 км/ч на дороге.
• SEP был оснащен двумя дизелями Steyr и Аллигатор может сохранить их, но о фактической трансмиссии можно только догадываться. Что касается реального веса, размеров и других деталей то необходимо следить за информацией тендеров, таких как TAPV.
• Менее загадочным является вооружение, предлагаемое для Аллигатор 6×6. Как и SEP до него, Аллигатор видится с дистанционно-управляемой турелью от другой шведской дочерней компании BAE, Lemur из Bofors. В соответствии с требованиями тендера TAPV, Lemur должен установить крупнокалиберный пулемет или автоматический гранатомет.
• Учитывая все неизвестные, Аллигатор может быть больше по размерам, чем ожидалось TAPV, но и это может быть пойти на пользу, так как сможет добавить дополнительные функции которые не помешают в современном бою.
/По материалам topwar.ru/
А лучше ли он наших БТР?
Кто знает, на БТР-80, да и других, броня толщиной 8мм (7.62*54 возможно пробьет, не говоря уже о 12.7*99) расположение внешних стенок такое, что при стрельбе большенство пуль рикошетит из-за того что человек стоя в полный рост вряд ли попадет об корпус в упор.
По вооружению БТР 80 оснащен 12.7 мм пулеметом НСВТ (пробивает противопульную броню) а БТР 80А 30мм автоматической пушкой, спаренной с 7.62 мм пулеметом ПКТ, то есть пушкой можно бетонные стены крушить
По каким параметрам определять на основе имеющейся информации лучше ли он или хуже? И с чем сравнивать? Каких «наших»? БТР-90 мертворожден. БТР-80\82 — конструкции прошедшей эпохи, навешивая на него новые боевые модули с СУО и дополнительное бронирование «лучше» вряд ли можно добиться, скорее «на уровне» современных бэтэров (и это если новые требования к противоминной защите не учитывать аналогичные MRAP`ам). На основании имеющихся данных можно предположить, что БТР-82 уступает «Аллигатору» по живучести и подвижности. Но оценивать надо когда поступят точные цифры по конкретным модификациям по бронированию (сейчас она указана как «модульная» и «фрагментарная») и пр. Вообще их рептилию лучше с КАМАЗ-Триумф (это который «Тайфун» 8х8) сравнить, несмотря на разные классы машин (за неимением у нас более адекватных образцов), но опять же — после появления точных данных по бронированию конкретных модификаций. А лучше еще годик подождать пока наш новый БТР на платформе «Бумеранг» поспеет=)
А пушка которой «можно бетонные стены крушить» для бэтэра важна если его используют не по назначению (как БМП). Они тоже могут 25-мм автомат установить и другие прелести, но это уже БМП будет. У нас просто нет пока колесных БМП вот и извращаются (именно извращаются, ибо на полноценную боевую машину пехоты БТР-80А\82А не тянет, что на него не навешивай). Кстати что за версия такая БТР-80 с 12.7-мм? Там КПВТ 14.5-мм штатно устанавливается. Перепутал призывник или я просто не встречал?)
Хотя учитывая что оно позиционируется как «Tactical Armored Patrol Vehiclе» — с Триумфом-Тайфуном как раз и надо сравнивать. Тогда по бронированию и подвижности примерно сопоставимо будет (учитывая что BAE сейчас как можно более удешевили конструкцию в поисках покупателя — наш даже «лучше» может оказаться внезапно). КАМАЗ еще значительно выше, но это скорее как минус можно расценивать. Если оба образца вообще до серии доживут=)
Который 6×6 — вылитая Тактическая Машина Пехоты. Добавить бесшумный ход, управление с планшета, развитый автопилот, камеры, модульное шасси с одинаковыми модулями всех колёс — и выйдет примерно оно.