Главная Аналитические статьи и мнения

Ливия на пороге новой войны

0
309

Официальная часть войны в Ливии закончилась, мировое общественное мнение переключилось на проблемы Сирии, «иранскую ядерную угрозу», но при этом осталась масса вопросов, связанных с будущим этой североафриканской страны. Среди основных проблем новой Ливии – это будущий государственный строй, проблема финансирования строительства новой государственности, проблема формирования новой национальной армии, проблема компенсации странами НАТО их расходов.

• Только Соединённые Штаты, по официальным данным, потратили на Ливийскую кампанию примерно 1 млрд. долларов, а Великобритания ещё больше – 2,7 млрд. долларов. Всего же Организация Североатлантического договора, по оценкам ряда экспертов, «закопала» в песках Ливии примерно 168 млрд. долларов. Это исходя из того факта, что каждый день Ливийской войны обходился западным налогоплательщикам в 12-14 млн. американских долларов, причём без трат на гуманитарную помощь, поставки оружия, амуниции, проведение различного рода тайных спецопераций и пр. расходов.

• При этом на Западе стараются дать заниженные цифры, которые отличаются в различных источниках. Причина очевидна – страны НАТО переживают не самые лучшие экономические времена, во многих вскоре пройдут значимые выборы, почти все государства охвачены социальными протестами разной активности. Поэтому многие политики, не только оппозиционные, но и действующие, активно продавливали идею «компенсации». Мол, новые ливийские власти должны компенсировать странам Запада эту кампанию, заплатить за «гуманитарную помощь» в виде бомбардировок и операций спецслужб.

• Понятно, что тема весьма гнилая, поэтому её стараются не афишировать, свести её до уровня «сделки между хозяйствующими субъектами». Фактически, мы видим, как западники превращают сферу «борьбы за свободу других народов» в очень выгодный бизнес.

Одним из каналов, через которые Запад получает свой гешефт, являются «замороженные» активы ливийской Джамахирии. В настоящее время неизвестна точная цифра заблокированных финансов Ливии. Называют цифры от 80 до 168 млрд. долларов США. Интересно, что последняя цифра, видимо, «случайно», совпадает с затратами Запада на войну. Информационные агентства стали сообщать о размораживании ливийских финансовых активов ещё с лета с.г., так, в августе Совет Безопасности (СБ) ООН принял решение «освободить» 1,5 млрд. долларов из средств режима Каддафи в банках Соединенных Штатов. Европейские страны поддержали это решение.

• Но в реальности картина оказалась не такой благостной для новых ливийских властей, как казалось. Европейцы согласились размораживать и передавать Триполи не более 2-3 миллиардов ежегодно. Так, на ноябрь 2011 года официально было разморожено активов на 15 млрд. долларов. Британские и американские банки разморозили 3 млрд. долларов, итальянские – 2,6 млрд., французские – 2,2 млрд., немецкие — 1 млрд., голландские – 700 млн. и т.д. Выходит, что даже эти финансы Ливия получит только в течение 5-7 лет. Если, конечно, в стране не произойдёт новый катаклизм, который позволит вновь заморозить выплаты.

Запад буквально перекрыл кислород новым ливийским властям – разморожена мизерная часть из ливийских активов, но даже их надо заслужить. Новое ливийское правительство вынуждено решать сложную задачу – простого выживания населения, которое надо поить и кормить, обеспечивать элементарными промышленными товарами. Сейчас Триполи распродаёт золотой запас, который накопили при Каддафи. Только за ноябрь продали 20 тонн драгоценного металла – это 20% золотого запаса страны.

• То есть если золото будут продавать такими же темпами дальше, то Ливия не протянет даже до лета. А дальше что? Просить кредиты у Запада, залезая в долговую кабалу? И это всего лишь одно из последствий Ливийской войны, которая разрушила довольно высокий уровень жизни ливийского населения.

• Сомнительно, что западники в дальнейшем смягчат своё отношение к активам старой Ливии. Часть средств просто исчезнет, как пропали 1,3 млрд. долларов Инвестиционного фонда Муаммара Каддафи, которые «потерял» знаменитый «Голден Сакс». На Западе с самого начала существования этой цивилизации разговор со слабыми и не имеющими своего «кольта» весьма короткий. К тому же в Вашингтоне, Лондоне, Париже, Брюсселе понимают, что будущее нынешней Ливии весьма туманно.

• Уверенности в стабильном и поступательном развитии страны (как при Каддафи) нет, скорее даже наоборот, есть мнение, подкрепленное весомыми аргументами, что Ливии грозит новый этап войны, который может привести к развалу страны и ещё большим жертвам среди населения. Уже сейчас идёт борьба между разными племенами, кланами, военными группировками с применением оружия за передел сфер влияния, источников дохода.

• 26 ноября нового премьера страны — Абдель Рахима аль-Киба — чуть не убили, сопровождающая его группа была обстреляна в пригороде столицы, два человека погибли, пятеро были ранены. А Бельхаджа просто арестовали в аэропорту Триполи и несколько часов держали под арестом.

Ещё часть средств западники планируют получить с помощью добычи и продажи углеводородов. Страны Евросоюза проводят жесткую линию между выделением траншей из замороженных счетов и распределением концессий на добычу и распределение нефти и природного газа. А ливийский Переходный национальный совет, судя по всему, наобещал западникам очень много. Запад всегда умел «разводить» должников, эта игра была придумана именно там.

• Ещё во время войны прошла новость о том, что ПНС обещал Парижу, который сыграл самую активную роль среди стран Запада, 35% долю в нефтедобыче. А британский ВИТОЛ получил от Переходного совета гарантии сделки на продажу чёрного золота на более чем 1 млрд. долларов.

Другим источником финансов для Запада станет оружейный рынок Ливии, который весьма основательно зачистили с помощью бомбардировок и разграблением арсеналов (в нём участвовали бандформирования, исламисты, обычные жители). Новой Ливии потребуется практически весь спектр оружия: от тяжёлых вооружения для ВВС, ПВО, ВМС, сухопутных войск до стрелкового оружия, средств связи, амуниции и т. д.

• Плюс необходимы значительные средства для обучения военных специалистов, восстановления военной инфраструктуры (аэродромов, военных баз и пр.). Это миллиарды и миллиарды долларов (евро, рублей…). Франция и Великобритания в августе пообещали Переходному совету «сделать все максимально возможное» для того, чтобы в самые короткие сроки снять эмбарго на поставки оружия в ливийское государство.

Проблема создания новых вооруженных сил и угроза новой войны

• В процессе борьбы с режимом Каддафи, в Ливии не появилось единой силы, которая смогла бы стать основой для новой ливийской армии. Выделилось несколько основных центров силы, которые объединяют десятки и даже сотни «полевых отрядов» («бригад»), более мелких бандформирований.

Первая сила – это исламисты, тут и члены «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ), её членов ещё называют салафитами, т.к. являются сторонниками салафии, направления в исламе, которое призывает ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, очистить современный ислам от различных нововведений.

• Они отличаются строгой дисциплиной, многие имеют боевой опыт, есть участники войны в Афганистане, Ираке, Чечне. В АКИМ входит организация «Воюющая исламская группа – ливийская» (ВИГ-Л), её другое название — Ливийское движение за изменения. Член ВИГ-Л Абдельхаким Бельхадж является действующим военным комендантом Триполи, другой исламист — Исмаил ас-Салаби — контролирует Бенгази, а его брат Али ас-Салаби является представителем Ливийского движения за изменения в ПНС.

• У исламистов хорошие связи с Катаром. Под командованием Бельхаджа примерно 25 тыс. штыков, причём, когда взяли Триполи, в рядах исламистских отрядов было около 2 тыс. человек. Такой рост численности исламистских отрядов, видимо, связан с подготовкой к новому витку Ливийской войны. Исламисты планируют превратить Ливию в один из эмиратов будущего исламского халифата, а Катар оказывает им прямую поддержку.

• Есть определённые связи у ливийских исламистов и с англо-саксами, радикальный ислам стал «тараном» Вашингтона и Лондона. Северная Африка должна полыхать.

Вторая сила – это бойцы различных племён, городов, территорий, объединённые по территориально-племенному принципу. Они раздроблены, обладают слабой дисциплиной, низкой боеспособностью, не имеют мощных мировых покровителей. Их сила в том, что они имеют значительную поддержку на своей территории и их отряды многочисленны. Их основная задача (их лидеров) – получить свою долю в «ливийском пироге». Среди них имеется откровенный сброд, мародёры, уголовный элемент, который уже отличился зверствами, грабежами и убийствами.

• Кроме того, у вожаков есть неудовлетворённые амбиции, они считают себя главной движущей силой «революции». Их пассионарность требует выхода и будет реализована или в новой гражданской войне, или внешнем конфликте. Так, уже появлялись сообщения о резких речах в отношении Алжира, который враждебен ПНС и был дружественно нейтрален в отношении режима Каддафи во время Ливийской войны. Кроме того, есть информация о сотнях бойцов, которые при поддержке Турции собираются принять участие в гражданской войне (или её разжигании) в Сирии.

Третья сила, самая малочисленная – это в основном бывшие офицеры, солдаты прежней ливийской армии, сил безопасности, которые с самого начала приняли участие в мятеже или присоединились позже. Они имеют определённый боевой опыт, а их командиры владеют навыками оперативно-тактического руководства, у них относительно высокий уровень дисциплины. Именно на них может опереться новая ливийская власть, вернее, та её часть, которая не видит у Ливии исламистского будущего.

• Но для этого нужна поддержка Запада, для формирования и вооружения новой армии, которая сможет навести в стране порядок, «зачистив» откровенно уголовный сброд и наиболее радикальных исламистов. Принудив остальных разоружиться и вернуться к мирной жизни.

• Таким образом, нельзя сказать, что после завершения войны Западной коалиции и повстанцев против режима Каддафи в Ливии наступил мир и страна идёт в направлении развития «демократии». Принцип «непрерывной революции» (как и в Египте) преобладает. Ливии угрожает новый виток гражданской войны, распад территории на несколько государственных образований, происходит усиление позиций исламистов.

/Александр Самсонов, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ