Предложив свой истребитель пятого поколения, американцы рассчитывают, что индийцы перестанут работать над российским конкурентом. Соединенные Штаты готовы предложить Индии новейший боевой самолет пятого поколения F-35 Lightning II, который пока лишь проходит испытания по программе «Единый ударный истребитель (JSF)».
• В представленном в конгресс докладе Пентагона по этому поводу сказано: «В случае если Индия проявит заинтересованность к JSF, США были бы готовы предоставить информацию о JSF, его ТТХ (конструкции, безопасности) и другие данные с тем, чтобы поддержать Индию в ее намерениях». На самом деле главным проигравшим в этом деле может оказаться Россия. Но – обо всём по порядку.
• Желание поддержать кого-либо – это благородно со стороны американцев, но подобное качество совершенно не характерно для них в столь деликатной и доходной области, как торговля оружием. Нет сомнений, что с их стороны все сугубо рационально, и в основе инициативы Вашингтона лежит голый прагматизм. В чем он заключается?
• Ну, прежде всего, идёт жёсткая борьба за индийский рынок вооружений. Бывшего фаворита – Россию, которая еще недавно была здесь едва ли не монополистом, – теснят со всех сторон. И американцы в этой жесткой конкуренции играют не последнюю роль. К тому же на днях Нью-Дели объявил об увеличении почти вдвое суммы по контракту в рамках начавшегося в пятницу тендера на закупку 126 истребителей для своих ВВС.
• Раньше за обновление самолетного парка индийцы готовы были выложить 11 миллиардов долларов. Теперь уже – 20 миллиардов. Нежданная щедрость объясняется просто. Первые расчеты индийской стороной делались в ценах 2007 года. Но инфляция – беда не только российская. Страдают ею и другие страны. Хочешь — не хочешь, а кошелек Нью-Дели приходится распахивать пошире.
• Чем бы ни закончилось теперь дело, очевидно одно: с этим тендером у России одни неприятности. Мало того, что Москва тоже пыталась биться за победу в этом лакомом тендере, предварительные оценки в котором начались еще четыре года назад. Тогда, на первом этапе, свои заявки представили шесть стран. Мы и американцы – в том числе. С нашей стороны на победу самоуверенно претендовал многоцелевой истребитель МиГ-35 (глубокая модернизация МиГ-29). С американской — F-16 Fighting Falcon и F-18 Super Hornet.
• Все эти годы Москва излучала полную уверенность, что МиГ-35 — безусловный фаворит в борьбе за многомиллиардный куш. Судя по мнению специалистов, эта машина и в самом деле выглядит очень сильно. По словам Николая Бунтина, директора программы МиГ-35, главного конструктора Инженерного центра «ОКБ им. А.И. Микояна», «этот самолет поколения «4++» спроектирован для требовательных заказчиков — таких, как ВВС России и Индии. Приступая к разработке МиГ-35, мы исходили из фундаментального требования: он должен превосходить по боевым и эксплуатационным качествам истребители четвертого поколения и успешно противостоять в воздушных боях самолетам пятого поколения».
• В общем, многим представлялось, что индусы выберут именно российский истребитель. Но в апреле нынешнего года МиГ-35 проиграл с грохотом. Не выиграли и американцы. Основными претендентами на столь выгодный контракт остались только французский многоцелевой истребитель четвертого поколения Dassault Rafale и многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon.
• Однако если Россия с потерей индийских миллиардов смирилась, то США решили бороться до конца. Они выложили на стол еще один козырь – истребитель пятого поколения F-35 Lightning II. И теперь ждут нового ответа.
• Казалось бы, что нам теперь до того тендера, по поводу которого остается лишь обиженно надувать губы? На самом деле, последняя американская инициатива чревата для нашей страны неприятностями куда более существенными, чем «пролет» мимо вожделенных миллиардов. Если F-35 встанет на вооружение индийских ВВС, под вопрос может быть поставлена самая амбициозная российская программа в области перевооружений. Речь об отечественном истребителе пятого поколения Т-50 или ПАК ФА, первые образцы которого сегодня испытываются в подмосковном Жуковском.
• Логика тут простая и безжалостная. Сегодня Т-50 мы делаем с индийцами на паях. Планер, двигатель, часть бортового оборудования и вооружение – это наше. Электроникой самолета – БРЭО, системы управления, навигационное оборудование и т.д. – занимается Индия в лице кампании Hindustan Aeronautics Limited. Причем, индийская версия истребителя пятого поколения (FGFA ) будет отличаться от российской двухместной кабиной пилота, двигателем и кое-чем еще. Общая стоимость программы пока оценивается в 30 миллиардов долларов, но со временем наверняка существенно вырастет.
• Сотрудничество, по словам участников проекта, идет очень успешно, и к 2015 году ВВС РФ вполне могут обзавестись первой строевой эскадрильей суперсамолетов. Индийцы рассчитывают примерно в то же время начать получать первые свои FGFA. А нужно им аж 214 таких боевых машин.
• Такая перспектива явно пугает американцев, которые пока монополисты в обладании истребителями пятого поколения. Не исключено, что их предложение индийцам купить уже почти готовый F-35 – это подкоп и под российский Т-50. Потому что ежели Нью-Дели раскошелится на новейший американский самолет – зачем Нью-Дели продолжать тратиться на разработку российского истребителя того же класса?
• А если индийцы вдруг выйдут из кооперации с нами – потянет ли Россия в одиночку гигантские финансовые затраты? Чем будем заменять индийскую электронику на Т-50? Но даже если наша страна сумеет справиться с возникшими трудностями – не растают ли в тумане сроки перевооружения отечественных ВВС?
• Скажете: а как же подписанные международные соглашения? О, тут мы за последние годы дали партнерам достаточно примеров как игнорировать собственные высокие подписи. Взять тот же авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», который в модернизированном варианте должен был вступить в состав ВМС Индии под именем «Викрамадитья». Согласно договору, это событие должно было свершиться еще в 2008 году. Не случилось до сих пор исключительно по вине российской стороны.
• Еще раньше, в 2007 году, индийский флот рассчитывал получить в лизинг на 10 лет российскую многоцелевую атомную подводную лодку «Нерпа». Но как не было у них нашей «Нерпы», так и нет по сей день.
• Пробуксовывает российско-индийская программа по созданию совместного военно-транспортного самолета. Никак не начнется строительство нашими специалистами индийской АЭС в Куданкуламе.
• Так что мы собственными руками подталкиваем долготерпеливых партнеров к вопросу: а стоит ли вообще связываться с Москвой, если существуют другие пути?
Комментарий заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина.
— Как вам кажется, индийцы могут приобрести американский F-35?
Я не думаю, что эта сделка получится. У F-35 очень много проблем. Его испытывают, испытывают, а самолета все нет и нет. К тому же постоянно растет стоимость машины. Поэтому пока покупать нечего.
— Но ведь американцы не идиоты. Они на что-то рассчитывают.
Конечно, рассчитывают. Они вложили в программу такие миллиарды, что просто обязаны идти до конца. Видимо, будут уговаривать Индию тоже набраться терпения.
— Однако если представить, что F-35 все же доведут до ума и Индия его купит, это может поставить под вопрос участие индийцев в разработке нашего Т-50?
Если купит – с нашим перспективным истребителем действительно могут возникнуть сложности. Тогда вопрос будет состоять в том, захотят ли наши партнеры иметь в своих ВВС сразу два типа истребителей пятого поколения. Хотя такое не исключено. Ведь мы создаем тяжелый истребитель. F-35 – легкая машина. В США решено, что им нужны и тяжелые и легкие истребители. Тяжелый F-22 у них уже есть. F-35, не исключено, будет. Почему бы и Индии не пойти тем же путем? Только вместо F-22 закупить российский тяжелый истребитель?
— Потому что для этого необходимы американские финансовые возможности.
Можно же сократить количество закупаемой техники до посильных пределов.
— В любом случае, гадать, что решат в Нью-Дели, – дело неблагодарное. Возможна ситуация, когда они все же выйдут из совместной программы по созданию истребителя пятого поколения? Особенно, с учетом последних скандалов в области военно-технического сотрудничества наших стран?
Что совсем выйдут – это вряд ли. Не захотят с нами ссориться. Даже с учетом всех проигранных нами тендеров в Индии, до 80% их импорта оружия по-прежнему приходится на Россию. При таких раскладах серьезно ссориться опасно.
/Сергей Ищенко, svpressa.ru/
Теряем, теряем позиции в мире на всех фронтах, во всём стратегически важном. Сейчас, когда многие наращивают мощь армии, силу рынка, внутренние резервы, мы делаем все наоборот, заводы встают, военные и научные нужные военным институты закрываются, а президент с премьером заняты всем подряд, но только не устойчивостью России в мире. Нас уже полуграмотные таджики оплевывают.
наши «старики» лучше новых самолётов амерекосов, они у нас УКРАЛИ Миг-25 и сделали F-15. F-18 жалкое подобие МиГ-31 Хваленый F-35 РАССЫПАЛСЯ (двигатели полетели) а Т-50 летает
Все дело в деньгах, а они в трубе. Россия становится самой «трубоносной» державой в мире. Вот только наши россияне от этого мало-что имеют-даже в Подмосковье газ есть далеко не у всех. А оборонка только и держится на заделе сделанном в СССР. Если-бы не вся эта демократическая жидовня-жили-бы и сейчас в великой стране.Ребята давите гниду, не дайте ей плодится, а то будете на них похать всю свою жизнь(проверено веками).
плакать хватит уже, идите и делайте чтобы хорошо все было… нитки госдеповские…. у у у у у слезами не облететь