На фоне усилившегося дипломатического давления на Дамаск со стороны Лиги арабских государств (ЛАГ) и стран Запада, особенный интерес представляет сейчас позиция турецкого государства. Ведь Лига кроме чисто дипломатического шантажа, в реальности ничего сделать в отношении Сирийской Арабской Республики (САР) не в состоянии. Угроза прекращения финансовых операций не является очень серьезной, кроме того, существует ливанская банковская система, в которую сирийцы уже перекачали несколько миллиардов долларов.
• О самостоятельном вооруженном вторжении армий ряда стран ЛАГ говорить не приходится в силу трёх основных причин:
— во-первых, сирийская армия обладает большой мощью и хорошей боеспособностью;
— во-вторых, вооруженные силы суннитских монархий, несмотря на их хорошее вооружение, слабы и обладают низкой боеспособностью;
— в-третьих, Лига арабских государств не является единой силой, и ряд стран имеют своё особое мнение по «сирийскому вопросу».
• Так Ливан выступал против исключения Сирии из ЛАГ. 12 ноября об этом заявил глава ливанского МИД Аднан Мансур. Он отметил, что решение Лиги обернется для САР и всего Ближнего Востока серьезными последствиями и только осложнит вопрос, что не принесет региону безопасность и стабильность.
• Ливанский министр сказал, что решение Организации также наносит вред основам совместного сотрудничества арабских государств и региональному миру. Он призвал Лигу помогать сирийскому государству выйти из кризиса, защитить суверенитет, единство и безопасность Сирии, а также стабильность и безопасность всего ближневосточного региона. Аднан Мансур предупредил, что надо не допустить разрастания войны в Сирии, в противном случае это нанесёт удар по всему региону.
• Положение в самом Ливане во многом связано с ситуацией в Сирии. 22 ноября появилась информация, которую озвучила Al-Arabiya, ссылаясь на источники близкие к ливанской шиитской организации «Хезболла», о том, что это движение может начать военную операцию по захвату Бейрута и власти в Ливане, если власть Башара Асада рухнет. «Хезболла» провела заседание своего Исполнительного совета, где обсуждались различные варианты действий организации в случае падения нынешнего сирийского режима.
• Особую позицию по Сирии заняли Алжир и Ирак. Глава правительства Ирака Нури аль-Малики высказался в поддержку реформ в Сирии и других странах ЛАГ, но при этом выразил озабоченность по поводу того, что гражданская война в Сирии может дестабилизировать весь регион. Иракский премьер-министр выступил против военного вмешательства других стран во внутренний сирийский конфликт.
• Соединенные Штаты пока также не рвутся в бой, своих проблем хватает. Вашингтон занял довольно выгодную позицию: Дамаск осуждают, Асада призывают оставить свой пост, но сами влезать в дела Сирии не спешат, ждут, когда это сделает Турция, возможно при поддержке суннитских монархий.
• Так государственный секретарь США Хиллари Клинтон не исключает вероятность того, что в Сирии начнётся гражданская война: «…там может начаться гражданская война между правительственными силами и оппозицией, которая будет иметь четкую цель, будет хорошо вооружена и хорошо проспонсирована». По её словам особую возможно даже ведущую роль в ней сыграют военные (дезертиры). При этом Клинтон обвинила режим Башара Асада в провокациях, которые заставляют людей брать в руки оружие.
• Дамаск по-прежнему занимает твердую позицию, Асад отказался принять ультиматум ЛАГ о приёме 500 наблюдателей и теперь Лига должна принять ответное решение. Сирийский президент отметил, что вмешательство Лиги в дела Сирии может привести к военной интервенции против САР. По его мнению, конфликт будет продолжен, т.к. есть желание «подчинить Сирию», но «Сирия не пойдет на поклон, и мы будем сопротивляться». Президент повторил свой ранее высказанный тезис о том, что война Запада против Сирии вызовет страшные последствия, «дестабилизирует весь регион и затронет все страны» Ближнего Востока.
Турция
• Таким образом, ЛАГ и Запад не хотят или не могут быть инициаторами интервенции в Сирию. Другое дело Анкара. Будущее конфликта между официальным Дамаском и сирийской оппозиции теперь напрямую зависит именно от решимости турецкого военно-политического руководства. Вопрос в том, сможет ли Анкара сыграть на этом направлении почти самостоятельно? Запад окажет дипломатическую помощь, информационное прикрытие операции, суннитские монархии – через Иорданию могут принять участие в интервенции, но не будут решающей силой.
• В настоящее время по данным ряда источников, очень серьезно обсуждается вопрос о входе турецкой армии на сирийскую территорию с целью создания т.н. «зоны безопасности». Есть сообщения, что другую «зону безопасности» могут попытаться создать на иордано-сирийской границе.
• Собственно, для того, чтобы появилась юридическая возможность для начала военной операции и было принято решение Лиги. А недавно повод дала и Организация Объединенных Наций: во вторник Генассамблея ООН приняла резолюцию с критикой сирийских властей.
• Тема создания «зоны безопасности» на сирийско-турецкой границе обсуждалась и во время последних французско-турецких консультаций в столице Турции на уровне министров иностранных дел. В этой ситуации какого-либо реального участия Организации Североатлантического договора, кроме дипломатической поддержки и передачи разведывательной информации, ожидать не стоит.
• К тому же понятно, что возможные односторонние действия турецких вооружённых сил по созданию буферной «зоны безопасности» на территории Сирии вызовут однозначно отрицательный отклик со стороны России, КНР и Ирана, возможно и ряда других стран, в том числе исламских. Да и реакция стран ЕС тоже вряд ли будет однозначной. В той же Ливийской кампании ряд стран заняли позицию наблюдателей, или колебались, как Италия и Германия.
• Кроме того, внешнее вторжение может привести к обратному эффекту, население Сирии может окончательно сплотиться вокруг Дамаска. Особенно, с учетом «старых» исторических споров и территориальных проблем между Сирией и Турцией (старый спор за провинцию Хатай, историческое название — Александритский санджак) и неоднозначной позиции различных сил сирийской оппозиции по теме иностранного вмешательства в дела САР. Интервенция турецких войск со значительной долей вероятности вызовет возмущение курдов Сирии, которые и так не в полной мере поддерживают протестное движение.
• Именно этими причинами объясняется «половинчатость» возможного турецкого силового вмешательства. Повод может быть любой, от «защиты мирного населения» и «стабилизации ситуации на границе» до «активности курдских сепаратистов». Сценарий, также очевиден: создание буферной «зоны безопасности», в которой может быть провозглашено некое переходное сирийское правительство.
• Эта зона станет «тыловой базой» для т.н. Сирийской освободительной армии (СОА). Она также должна выполнить ещё одну важную роль: на ней должны концентрироваться дезертиры из сирийской армии, которые затем станут пополнением СОА. Возможно, их там будут обучать, по примеру Ливии, военные советники стран Запада, суннитских монархий, частных военных компаний.
• Сирийская освободительная армия (ещё её называют «Свободной сирийской армией» — ССА) начинает действовать все активнее. Уже сформированы подпольные «батальоны» (бандформирования) в районе столицы, Хомсе, Джабаль Заруа и т.д. Объявлено об учреждении Временного военного совета, который объявили высшей военной властью Сирии.
• Пока сирийские власти имеют дело в основном с т.н. «пропагандистскими» операциями, которые должны вызвать информационный шум в мире: типа подрывов домов (их потом объявляют уничтоженными артиллерией сирийской армии), или обстрела здания разведки ВВС, штаб-квартиры правящей партии Баас и т.д. Но тенденция активизации городского и сельского «партизанского движения» налицо.
• В настоящее время уже в сирийской оппозиции идёт постепенный раскол. Так СОА официально в структуры Сирийского национального совета (СНС) не входит. Часть сирийской оппозиции против развязывания гражданской войны и втягивания в этот процесс других государств. К тому же далеко не все сирийские оппозиционные лидеры готовы предоставлять бывшим военным доминирующие позиции в органах управления СНС (такую же картину мы видели в Ливии). И эта линия раскола в рядах самих оппозиционеров в дальнейшем будет только углубляться.
• В настоящее время в Сирии заметны три оппозиционные силы:
— во-первых, это Сирийский национальный совет (СНС), это самый крупный союз оппозиции, который пока не выработал единой позиции по поводу отношения к официальному Дамаску и внешнего вмешательства в дела САР. Видимо, СНП будет довольно быстро идти в сторону радикализации своего отношения к ситуации, чтобы сохранить доминирующие позиции.
— во-вторых, это Координационный совет (КС), который выступает за мирный диалог с правительством страны и постепенную эволюцию режима путем его реформирования.
— в-третьих, это Сирийская освободительная армия (СОА), она выступает за свержение режима Башара Асада и расширение вооруженной борьбы. Большое влияние на СОА оказывает Анкара. В принципе, Сирийская освободительная армия, видимо, готова поддержать и иностранное военное вмешательство.
• Большую опасность для Сирии представляет не только возможное внешнее вмешательство, но усиление противостояния по линии алавиты – сунниты, которое поддерживают Катар, Саудовская Аравия, Турция.
Планы турецкой интервенции в Сирию по информации турецких СМИ
• Турецкие СМИ опубликовали целую серию статей о «вероятных планах действий» правительства Турции в случае продолжения насилия в соседней Сирии. Публикации, видимо, являются способом информационного давления на Дамаск и вызваны отказом Башара Асада принять наблюдателей Лиги Арабских Государств. По мнению Анкары, сирийский президент, чтобы остановить кровопролитие в стране, должен сам покинуть свой пост.
• В газете Radikal сообщается, что с каждым днём, когда Асад находится у власти «угроза стабильности возрастает», поэтому сирийский президент должен передать управление Сирией «демократическому правительству». Издание сообщает, что проведение сирийской армией операции по «зачистке» в крупном городе, вроде Алеппо (это крупнейший город страны), который находится в непосредственной близости от турецкого государства, приведет к созданию турецкими войсками «буферной зоны безопасности».
• Газета Milliyet сообщила о том, что есть возможность создания «бесполётной зоны» на границе Турции и Сирии, для защиты сирийского мирного населения, если оно начнёт массово искать спасения на турецкой территории. А в том случае, если режим Асада устроит массовую бойню в Алеппо или Дамаске, то турецкой армии придется предпринять более широкомасштабную военную операцию. Хотя Анкара сможет пойти на такой шаг только при полной поддержке мирового сообщества и при появлении соответствующей резолюции ООН.
• Ещё раньше ливанская газета The Daily Star дала информацию о том, что Турция и Иордания (возможно при поддержке других стран ЛАГ, к примеру, Саудовской Аравии) создадут на севере и юге САР «зоны безопасности». В эти зоны будет закрыт доступ для сирийской армии и сил безопасности и в них смогут укрыться представители оппозиции и дезертиры из вооруженных сил Сирии, которые борются против режима Башара Асада.
• Понятно, что такие действия с больше долей уверенности могут привести к широкомасштабным военным действиям. Сомнительно, что Дамаск пойдёт на такое нарушение своих границ и суверенитета.
Позиция России
• В ответ на принятие Генассамблеей ООН резолюции с критикой властей Сирии, заместитель постоянного представителя РФ при ООН Сергей Карев сообщил, что Россия «выступает против внесения в органах системы ООН однобоких и избирательных» резолюций по ряду стран. Россия исходит из того, что «первоочередная ответственность в области поощрения и защиты прав человека лежит на самих странах», а мировое сообщество может оказывать им только «техническое содействие». К тому же видно, что сирийские власти принимают усилия для разрешения конфликта и оппозиция должна поддержать Дамаск в этом процессе.
• Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что призывы представителей Западного мира и арабских стран ближневосточного региона к свержению сирийского президента Сирии похожи на политическую провокацию в мировом масштабе. По его словам, требования о прекращении насилия в стране должны быть адресованы не только к властям САР, но и «вооруженным группам, которые затесались в сирийскую оппозицию».
• Эти известия показывают миру, что Россия не собирается «сдавать» Сирию. Если проанализировать другие новости, вместе с вето на резолюцию Совбеза ООН по Сирии, которую наложили РФ и Китай и заявкой Владимира Путина на создание «Евразийского союза», становится ясно, что мы видим медленное возрождение стабилизирующей роли России в мире.
• К тому же в декабре в «дальний поход» должны уйти тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) Северного флота «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Чабаненко».
• Эксперты сообщили о нескольких причинах такого шага Москвы:
— Защита военно-стратегических интересов. В Сирии расположена единственная российская военная база в дальнем зарубежье, она нам даёт возможность военного присутствия в Средиземноморье. Это пункт материально‑технического обеспечения ВМФ России в Тартусе.
— Защита своих экономических интересов. Сирия для Москвы важный рынок оружия: по данным ряда источников, Россия заключила контракты с САР на поставку вооружений на сумму 4 млрд. долларов. Кроме того, РФ также вложила до 20 млрд. долларов капиталовложений в нефтегазовую отрасль Сирии.
— В Сирии проживает значительная российская община, которую при полной дестабилизации в стране и начале гражданской войны необходимо будет защитить, возможно, вывезти.
/Александр Самсонов, topwar.ru/