Главная Армия России

Минобороны окончательно отказалось от экранопланов

6
407

Российское военное ведомство окончательно отказалось от идеи разработки и строительства «Каспийских монстров», которые 25 лет назад вызывали шок у натовских военных. Как выяснили «Известия», последние образцы «летающих кораблей» будут утилизированы.

• «В гособоронзаказе на 2011–2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие», — сказал «Известиям» высокопоставленный представитель Минобороны.

• В Главном штабе ВМФ сообщили, что экранопланы, которые три года назад были исключены из состава Каспийской флотилии, будут утилизированы в ближайшие месяцы. «Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьезных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий», — сказал представитель Главкомата ВМФ.

• Первые экранопланы разрабатывались в средине прошлого века в Нижегородском ЦКБ Ростислава Алексеева. Летающие корабли использовали эффект аэродинамического экрана (воздушной подушки, отделяющей корабль от воды) и могли скользить над поверхностью, оставаясь недоступными для радаров противника.

• Машина, сделанная из алюминиево-магниевого сплава, могла за несколько минут покрыть огромное расстояние, имея на борту несколько сотен десантников с тяжелым вооружением, с ходу освободить плацдарм для их высадки управляемыми ракетами. При этом низколетящие советские экранопланы были недоступны для ракет противника, которые не могут засечь цель, которая не касается воды, но не поднимается выше 100 м над водой.

• В штабе Каспийской флотилии сообщили, что в составе объединения экранопланов больше не числится. Представитель флотилии рассказал «Известиям», что в 1980-х годах в составе объединения имелся 236-й дивизион кораблей экранопланов (войсковая часть 30960). Он базировался в Каспийске и в его составе было три транспортно-десантных «Орленка» проекта 904, а также один ракетный экраноплан «Лунь» проекта 903. Созданный в единственном экземпляре экспериментальный 544-тонный КМ-6 (корабль-макет), аббревиатуру которого в НАТО расшифровали как «Каспийский монстр», в 1985 году совершил первый полет на Каспийском море.

• «Орленку» были не страшен шторм в 2–3 балла, он устойчиво летал на высоте от 1 до 10 м, но при испытаниях поднимался и на 100 м. Такие машины предназначались для быстрой переброски войск и техники, которая загружалась через откидывающийся «нос» самолета-корабля.

• Первый экземпляр «Орленка» — С-21 — разбился в августе 1992 года, погиб бортмеханик в чине прапорщика. Второй образец — С-25 — порезали на металлолом в 2000 году, третий — С-26 — стоит на Химкинском водохранилище. Последний полет с боевыми стрельбами экраноплан «Орленок» выполнил летом 1989 года.

• Ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» — заводской бортовой номер С-31 — водоизмещением 350 т и скоростью до 250 узлов (463 км/ч) был вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами «Москит». До 2008 года базировался в Каспийске. «Лунь» был законсервирован в сухом доке филиала судостроительного завода, который размещается на территории завода «Дагдизель», вся его секретная электроника сдана на склады.

• Воинские звания у членов экипажа, согласно штатному расписанию, были морские, при этом летчиков звали водителями и они носили танковые шлемофоны.

/Денис Тельманов, izvestia.ru/

6 КОММЕНТАРИИ

  1. clj

    Это был АРГУМЕНТ против американских АУГ. Но приказ Заокеанского обкома важнее интересов страны. Где мы живем?

  2. Константин

    Согласен 🙁 Кроме всего прочего, эти машины вообще находка для нашего ВМФ. Такая же как во времена ВОВ торпедные катера (москитный флот). Но только лучше. Их можно было бы использовать и на Каспии и на ЧМ и на Балтике, а главное в Арктике, где такие корабли жизненно необходимы, так как там нет никаких войск и сил флота (кроме западной части), способных защитить страну с севера. А ведь борьба за Арктику уже началась. Страшно жить русскому человеку… Особенно в России 🙁

  3. Нормально Григорий...

    «Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьезных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий»

    Конечно, проще дачи строить и виллы за рубежом, чем экранопланы, да всякие плавающие мишени (Мистрали) покупать.

  4. Константин

    Кстати о Мистралях… На мой взгляд это типичный распил. Ибо никто внятно не может ответить на кой они нам. Краше на эти деньги построили десяток экранопланов. Доделали б их, добавили новомодного стелса им + защиту от воздуха по-шибче, и всё — считай серьёзнейшая проблема у любой авианосной группы. Так нет же… Капитализм жадностью все мозги проел. Интересно они там наверху вообще понимают, что как только Россия перестанет дышать их без всякого суда и следствия всех наворованных благ лишат в пользу дяди сэма, дади тома, дади фрица и других дорогих наших заморских друзей? Или наши олигархи думают, что их в забугорье за своих примут за их заслуги? Смешно же.

  5. Nik

    уроды конечно, сначала Ельцин всё развалил со своей компанией, потом у амеров за деньги армию развалил, «Сатану» порезал, а теперь амеры подпитывают завод в Северодвинске для утилизации АПЛ, ну в общем власть и дальше стоит в позе 🙁

  6. поп арт

    Еще бы. Американцы из кожи вон лезут, что бы не оставалось никакого уникального оружия, типа мини-подлодок и экранопланов.