На минувшей неделе сайт «Правда.Ру» опубликовал интервью с ведущим арабистом Института стратегических оценок и анализа Сергеем Демиденко. Специалист поделился своим видением будущего Ливии после свержения Каддафи: «Вражда между различными кланами и племенами Ливии достигла такого накала, что теперь их примирение просто не представляется возможным. Например, исламисты начали настоящую резню среди туарегов…
• Я не стану вдаваться в подробности целого ряда характерных для современной обстановки моментов по поводу убийства Каддафи и его родственников, которые непременно будут отомщены. Особо я остановлюсь лишь на том, как люди из мисуратского клана осквернили могилу матери Каддафи. Могила была раскопана, останки были извлечены и вывезены с целью их обмена на сына Каддафи Сейифа. А это уже невероятное по своей наглости оскорбление, нанесённое всему племени Каддафа, за которое его представители будут долгие годы мстить кровью».
• Межплеменная вражда в Ливии, наличие которой давно не вызывало ни у кого сомнений, подогревается также следующими моментами. Отношения между племенами Мисрата и Каддафа никогда не были теплыми. Мисрата — берберское племя, которое сильно утратило свою идентичность в период правления Каддафи. Племя Каддафа — арабское. Таким образом, конфликт можно считать не только межплеменным, но и межэтническим.
• Конфликт не исчерпывается только отношениями между племенами Каддафа и Мисрата. Проблема усугубляется тем, что население Ливии делится более чем на 140 племен, противопоставленных друг другу на протяжении нескольких столетий. Только теперь их вражда подогревается проблемой контроля над ресурсами, к которой добавится проблема распределения гуманитарной и денежной помощи и оставшегося непристроенным оружия.
Учитывая традиционную вражду западных и восточных племен Ливии, в этой стране можно прогнозировать долгую и кровопролитную войну. Каддафи убит, и теперь никто и ничто не сможет помешать им устроить настоящую бойню.
• То, что Ливия запрограммирована на многолетнюю гражданскую войну – факт неоспоримый. Примером тому уже сейчас может служить крайнее недовольство жителей Киренаики по поводу планов исламских фундаменталистов установить в стране шариатское право. В этой связи со всей уверенностью можно сказать, что в Ливии следует ожидать повторения иракского сценария. Вспомним причину провала Аз-Заркави в Ираке, изначально воспринятого иракцами как освободителя. Он прогорел именно на том, что принуждал иракцев жить по правилам, установленным исламистами.
• Однако в Ливии позиции исламистов более прочны. На их стороне выступает большинство берберских кланов, в том числе Мисрата. Причина поддержки исламистских идей берберами заключается в том, что при Каддафи эти племена подвергались этническому давлению со стороны арабов, ведь ислам как международная религия сглаживал острые углы, связанные с национальным вопросом.
• Каддафи на самом деле удавалось сглаживать вековые противоречия, существовавшие между племенами, и не допускать массовой межнациональной резни. В результате краха законной власти Ливии и усиленной «демократизации» страны, навязываемой Западом, представители разных племён начали активное выяснение отношений между собой.
• Несмотря на то, что заслуги Каддафи в деле поддержания гражданского мира в Ливии неоспоримы, некоторые западные аналитики обвиняют в складывании нынешнего положения дел именно его. Каддафи будто бы даже не пытался сглаживать племенные противоречия а, наоборот, лишь содействовал усилению межклановой и межплеменной розни, действуя по принципу «разделяй и властвуй». Западные эксперты утверждают, что Полковник отстаивал интересы только своего родного племени Каддафа и ряда других союзных ему кланов и племён, не допуская к управлению государством всех остальных.
• Каддафи с момента своего прихода к власти чётко осознавал опасность, кроющуюся в сохранении в стране трайбализма, и трезво оценивал связанные с этим риски, касающиеся сохранения гражданского мира в своей стране и собственной безопасности. Каддафи даже пытался запустить в стране пропагандистскую акцию, направленную на создание единой ливийской нации по образу и подобию американской. Эта идея заключалась в преодолении национальных барьеров между арабами, берберами и негроидными племенами вряд путём поощрения заключения межэтнических браков и придания им массового характера. Однако случилось так, что Каддафи не смог противостоять исторической племенной вражде, не прекращающейся вот уже несколько столетий, и его идея потерпела фиаско. Согласимся, однако, с её утопичностью.
• Управляя такой пёстрой с точки зрения этноплеменного состава страной, Каддафи, при всём его желании и вере в свои идеи, был просто не в состоянии удовлетворить интересы каждого племени и клана. При этом допустить к власти представителей враждебного клана означало для него нанесение обиды собственному племени, что могло закончиться для него потерей не только власти, но и собственной жизни. Каддафи регулярно приходилось разбирать постоянные ссоры между племенами, и он, конечно, вряд ли всегда принимал соломоново решение, которое удовлетворяло бы всех.
• Кто же ответственен за страну теперь, когда Каддафи свергнут и убит? Вряд ли кто-то из организаторов переворота осмелится взять на себя ответственность за судьбы всех без исключения граждан Ливии и, не взирая на племенные противоречия, начать восстановление страны, угождая одновременно всем. Естественно, когда разгром организованного сопротивления сторонников законной ливийской власти в лице Каддафи завершён, Запад постарается умыть руки и переложить ответственность за установление мира в этой стране на плечи ООН.
• Возникает риторический вопрос: а сумеет ли ООН, не единожды доказывавшая свою несостоятельность даже при планировании простых гуманитарных операций, решить настолько сложный вопрос, каким является ливийское урегулирование?
/Павел Помыткин, topwar.ru/