История создания китайского истребителя Super-7, получившего в дальнейшем обозначение FC-1 (Fighter China 1 – Китайский истребитель первый) или «Сяолун» (Xiaolong в переводе на русский означает «яростный» или «свирепый дракон»), началась ещё в 1986 году. Для проведения модернизации устаревших истребителей J-7 (аналог советского истребителя МиГ-21) правительство Китайской Народной Республики выделяет 550 млн. долларов.
• После чего китайская компания CAIC (Chengdu Aircraft Industry Company) заключает договор с американской компанией «Grumman», по которому планируется разработка совместного проекта истребителя Super-7 на базе советского истребителя МиГ-29. Но к 1990 году американо-китайские отношения становятся довольно холодными, и это приводит к тому, что совместные работы по проекту нового истребителя прекращаются.
• Однако китайские специалисты продолжают разработку самолёта своими силами. В этот период название проекта меняется на Fighter China 1 (FC-1). После отказа специалистов американской компании «Grumman» участвовать в дальнейшей работе над проектом, к работам были привлечены российские инженеры.
• По некоторым сведениям, конструкция китайского истребителя включает в себя множество российских разработок, в частности ОКБ А.И. Микояна, которые создавались в рамках отечественного проекта по созданию легкого фронтового истребителя МиГ-33. Впрочем, это не удивительно, в то время Российская оборонная промышленность переживала тяжелые времена и российские инженеры-авиастроители использовали любую возможность и продавали свои разработки иностранным компаниям.
• В 1998 году (официально в 1999 году) в работы над проектом по созданию истребителя FC-1 включается Пакистан, берёт на себя половину всех расходов, связанных с проектом, после чего проект получает обозначение JF-17 (Joint Fighter – совместный истребитель). Дело в том, что Китай и Пакистан активно сотрудничали в области производства ракетного вооружения, это вызывало опасения в военных кругах США.
• В начале 90-х годов, согласно наложенным Америкой на Пакистан санкциям, последний больше не мог покупать истребители F-16, в то время как испытывал острую нехватку боевых самолётов такого класса.
• Уже в августе 2003 года проводится первый полёт нового истребителя, 3 сентября он был успешно представлен народу. К 2006 году построено шесть самолётов «Сяолун», два истребителя из числа построенных были отправлены в Пакистан для прохождения дальнейших лётных испытаний.
• Стоит отметить, что двигатели РД-93 (модернизированный вариант двигателя РД-33, установленного на российском истребителе Миг-29) для истребителей FC-1 были приобретены в России, согласно подписанному с ОАО «Климов» и ММП им. В.В. Чернышева договору. Однако в дальнейших планах китайских авиастроителей — оснащать истребитель мотором WS-13 собственного производства, с более высокими тяговыми показателями, но более тяжелым, чем российский РД-93.
• Новый FC-1 «Сяолун» представляет собой многофункциональный, лёгкий сверхзвуковой истребитель, оснащенный одним ТРД с тягой 8300 кгс. Крылья самолёта имеют треугольную форму с развитыми наплывами. Бортовая электроника, включающая в себя два мощных компьютера с процессорами Motorola 88000, позволяет пилоту использовать истребитель в бою с максимальной эффективностью.
• В качестве РЛС в китайском самолёте применяется итальянская РЛС FIAR Grifo-S7, производство которой налажено пакистанскими компаниями. В начале работ над проектом на истребитель планировалось установить российскую РЛС, созданную в НПЦ «Фазатрон», имеющую обозначение «Суперкомар». Однако эта станция была китайскими авиастроителями отвергнута по причине малой дальности обнаружения.
• Известно, что на первом построенном FC-1 была установлена израильская Elta EL/M-2032, а на истребителях, переданных ВВС Пакистана, по некоторым данным, установили китайскую станцию Nanjing KLJ-7. В дополнение истребитель оснащен оптоэлектронной оптической системой с инфракрасным каналом (китайское название — электронно-оптический радар «свет радуги-1»), дальность обнаружения цели которой составляет 75 км.
• В кабине пилота расположены три многофункциональных ЖК дисплея, на которые выводится вся необходимая информация. Основной язык английский, однако, все появляющиеся на дисплее сообщения могут быть и на китайском языке. Также в состав бортовой электроники входят системы предупреждения о приближении ракет, система предупреждения при обнаружении радиолокационными станциями противника, системы обмена информацией со стационарными пунктами наведения и другими самолётами.
• Вооружение истребителя состоит из двуствольной 23-мм Тип-23-2 автоматической пушки (китайский аналог российской ГШ-23), четырех управляемых ракет класса «воздух-воздух», одной управляемой ракеты класса «воздух земля» и четырёх авиабомб. Максимальная боевая нагрузка достигает 3,7 тонны. Максимальная скорость 1900 км в час, дальность полёта с подвесными топливными баками (два бака по 800 литров) составляет около 3000 км.
/Макс Беляев, topwar.ru/