Анализируя действия боевых самолетов в последних крупных военных столкновениях и конфликтах, можно с уверенностью сказать, что задачи, выполняемые штурмовиками, были отработаны с высокой точностью и эффективностью.
• Штурмовик Су-39 является, по сути, летающим комплексом целого военного арсенала для поражения бронированных объектов противника. Основное предназначение самолета можно разделить на три задачи:
— уничтожение бронированной наземной техники (танков, БТР, БМП, САУ) в любое время суток в различных метеоусловиях.
— уничтожение надводных кораблей противника (эсминцев, фрегатов, десантных кораблей и ракетно-артиллерийских катеров) в прибрежной зоне.
— уничтожение авиационных групп и самолетов противника в небе и на земле.
• Самолет Су-39 является продолжением развития проекта Су-25Т, и так как до 1996 года самолет носил название Су-25ТМ, сейчас можно встретить в описании штурмовика оба названия. Задача борьбы с танками для Су-39 предполагается важной, но не доминирующей, как у Су-25Т. Предполагается, что самолёт сможет эффективно уничтожать корабли в прибрежных зонах, транспортную и фронтовую авиацию противника. Существенной переработке подверглись комплекс вооружения и авионика самолёта.
• Модернизированный самолёт оснащается радиолокационной станцией «Копье-25» в подвесном контейнере, что кардинально изменяет его возможности. В частности, Су-39 способен вести полноценный воздушный бой, для чего в его арсенал ракет «воздух-воздух» были включены ракеты Р-73, Р-27 и Р-77 с максимальными дальностями пуска 20-40, 65-80 и 80-110 км соответственно. Для уничтожения корабельных групировок противника предназначены противокорабельные Х-31А с дальностью пуска до 110 км. Борьба с РЛС противника осуществляется противорадиолокационными Х-25МПУ и Х-31П. Арсенал средств штурма пополнился высокоточным ракетным комплексом «Вихрь».
• Совсем недавно в небе было только два по-настоящему хороших штурмовика, советский Су-25 и американский А-10. Но с появлением Российского штурмовика Су-39 ситуация меняется, по решаемым задачам соперников у штурмовика Су-39 на данное время просто нет, а по характеристикам превосходит западные аналоги.
• Уникальная черта штурмовика – повышенная боевая живучесть, происходящая из оборудованной противопожарной и броневой защиты двигательных отсеков, обработкой топливных баков пенополиуретаном и протектированием, кабины с титановой броней и бронеблоком лобового стекла. Все эти усовершенствования сводят к минимуму получение поражений летчика и повреждения основных систем управления малокалиберными снарядами, крупнокалиберными пулями и осколками ракет.
• Штурмовик может самостоятельно определять и выявлять цели, выбирать приоритет цели и вид применяемого оружия. На каждом крыле размещены 5 подвесок, на которые устанавливаются:
— 16 противотанковых ракет «Вихрь»,
— 4 ракеты класса «воздух-поверхность» или класса «воздух-воздух»,
— восемь пусковых устройств со 160 неуправляемыми ракетами,
— авиационные бомбы любого калибра, баки с зажигательной смесью,
— четыре подвесных пушки.
Масса поднимаемого боезапаса 6000 килограмм.
• Широкое использование многофункционального штурмовика в Вооруженных Силах приведет к значительному сокращению авиационного парка и обслуживающего персонала и военных расходов — штурмовик Су-39 сможет заменить 2-3 самолета узконаправленного действия.
Основные особенности штурмовика Су-39:
— АПК «Шквал» — прицельный комплекс позволяет осуществлять точное прицеливание на расстоянии в 10 километров с погрешностью 0,6 метра;
— ПТУР «Вихрь» — способен уничтожить до 14 современных танков с броней до 10 см, и вертолетов противника;
— Бортовая станция «Пастель» позволяет получать точную информацию о наземных и воздушных работающих РЛС. Это позволяет применить против них ракеты Х-58УЭ, Х-31П или уничтожить с помощью ракет Х-25МЛ или ракетой комплекса «Вихрь»;
— Радиолокационный ПК «Копье» предназначен для наведения высокоточного вооружения по малоразмерным подвижным и стационарным целям в любых условия и при противодействии ПВО противника;
— Телевизионная низкоуровневая система «Меркурий» позволяет производить запуск ракет с лазерным наведением и производить бомбардировку объектов противника в ночной час и при плохой видимости;
— Возможность продолжить полет на одном двигателе.
Технические характеристики Су-39:
Экипаж: 1 пилот
Длина: 15,33 м (с ПВД)
Размах крыла: 14,36 м
Высота: 5,2 м
Площадь крыла: 30,1 м²
Коэффициент удлинения крыла: 6
Угол стреловидности по передней кромке: 20°
База шасси: 3,58 м
Колея шасси: 2,5 м
Масса пустого: 10 740 кг
Масса снаряжённого: 13 150 кг
Нормальная взлётная масса: 16 990 кг
Максимальная взлётная масса: 20 500 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3 840 кг
Силовая установка: 2 × ТРД Р-195
Тяга: 2 × 4 300 кгс (42,2 кН)
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
Посадочная скорость: 240 км/ч
Скорость сваливания: 175 км/ч
Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)
на высоте:
— без ПТБ: 900 км
— с 4× ПТБ-800: 1 250 км
у земли:
— без ПТБ: 400 км
— с 4× ПТБ-800: 750 км
Перегоночная дальность: 2 500 км (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя по 800 л)
Практический потолок: 10 000 м
Высоты боевого применения: 30-7000 м
Нагрузка на крыло: 714 кг/м² (при макс. взлётной массе)
Тяговооружённость: 0,42 (при макс. взлётной массе)
Длина разбега:
— на бетонной ВПП: 550 м
— на грунтовой ВПП: 600 м
Длина пробега: (без тормозного парашюта)
— на бетонной ВПП: 400 м
— на грунтовой ВПП: 600 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
— с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5 /-2 g
— с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2 g
ВООРУЖЕНИЕ
Стрелково-пушечное: двухствольная 30 мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 200 снарядов
Точки подвески: 11
Боевая нагрузка:
— нормальная: 2 000 кг
— максимальная: 6 000 кг
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-воздух»:
— 2 × Р-60 (АА-8)
— 2 × Р-73 или Р-27Р/Т или Р-77
ракеты «воздух-поверхность»:
— 16 × сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» или
— 4 × Х-25Л/МЛ/МТП/МА/МПУ и
— 2 × Х-29Л/Т или Х-58 или Х-31А/АД/П или Х-35 (с РЛС «Копье») или
— 8 × С-25Л
Неуправляемые ракеты:
— 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
— 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
— 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
— 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
— 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
— 8 или 32 × 100 кг или
— 6 × КАБ-500Кр или
— 8 × контейнеров КМГУ-2
Пушечные контейнеры:
— 4 × СППУ-22-1 с двухствольной 23 мм пушкой ГШ-23 с 260 снарядами или
— 4 × СППУ-687 с 30 мм пушкой ГШ-301 с 150 снарядами
АВИОНИКА
РЛС: «Копье-25» (подвесная)
Антенна: щелевая
Диаметр: 500 мм
Угол сканирования:
— по высоте: +25°/-55°
— по азимуту: ±40°
Зоны обзора: ±10°/±20°/±40°
Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР=5 м²:
в свободном пространстве:
— навстречу: 57 км
— вдогон: 30 км
на фоне земли:
— навстречу: 57 км
— вдогон: 20 км
Количество одновременно сопровождаемых целей: 8
Количество одновременно атакуемых целей: 2
Дальность обнаружения наземной цели:
— типа эсминец: >200 км
— типа ж/д мост: 100 км
— типа группа движущихся танков: 20 км
ОЭС: «Шквал»
Угол обзора:
дневного прибора управления:
— широкий: 2,7×3,6°
— узкий: 0,73×0,97°
ночного прибора управления:
— широкий: 18,2×13,7°
— узкий: 7,3×5,5°
Угол наведения:
— по высоте: +15°/-80°
— по азимуту: ±35°
• Именно обладание высокоточным ракетным комплексом «Вихрь» возводит штурмовик Су-39 в разряд многоцелевых самолетов. Высочайшая точность поражения, сверхзвуковой полет до цели, достаточно большая дальность действия позволяют использовать ракеты комплекса «Вихрь» по воздушным, надводным и наземным бронированным объектам.
• Штурмовик Су-39 может произвести как взлет, так и посадку на почти неподготовленную грунтовую взлетно-посадочную полосу длиной 1200 метров. Самолет может подниматься в небо на дизельном топливе неограниченного ресурса, не нуждается в высококвалифицированных технических специалистах, прост в освоении и доступен пилотам разной квалификации.
• Первый заводской испытательный полет на прототипе Су-39 «Т8ТМ-1» был совершен 4 февраля 1991 года. Всего было совершено около 3000 испытательных полетов и около 40 пусков боевых ракет комплекса «Вихрь». Полностью завершена настройка связки комплексов «Шквал» — «Вихрь», закончена привязка РЛПК «Копье» и ракетных комплексов.
Стоимость одного штурмового самолёта Су-39 — 180 миллионов рублей.
/По материалам airwar.ru, ru.wikipedia.org и topwar.ru/
Прекрасный самолет, с удовольствием бы на нем полетал. Но, как говорится, уж годы не те…
Неужто так трудно установить в кабину нормальные дисплеи, а не это уродство 30-летней давности…
Улучшение авионики, в чём? На фото всё те же приборы, как и много лет назад.
Это кабина не СУ-39-го, а СУ-25Т. Кабину СУ-39 вам вряд ли покажут в скором времени.
Согласен с Владимиром, кабина от 25-го
А кабина открывается как у МЕ — 109
По-моему никто не заметил «телевизор» в верхнем правом углу приборной панели) И индикаторы на лобовом стекле тоже не посчитали. А уж сколько новых прицельных систем появилось… Ни на Су-25, ни на А-10 ничего подобного нет.
Су-39 (Су-25ТМ, заводское — Т8ТМ) — штурмовик, разработанный в конце 80-х годов