Теперь уже предельно ясно, что главным тормозом нормального финансирования Вооруженных сил РФ был отправленный недавно в отставку первый вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Он и сам этого не скрывает: «На протяжении нескольких месяцев, несмотря на мои многочисленные возражения, в сфере бюджетной политики принимались решения, без сомнения увеличивающие риски исполнения бюджета. А бюджетные риски, связанные, прежде всего, с завышенными обязательствами в оборонном секторе и социальной сфере, неминуемо распространились бы на всю национальную экономику».
• Так что два основных вектора противодействия Минфина преобразованиям в армии соединились в единый, особенно сильный удар по планам повышения денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих. Видимо, поэтому заявленные поначалу уровни будущих выплат военным с 1 января 2012 года заметно снизились в ходе их обсуждения в Межведомственной рабочей группе и Госдуме. А все критические замечания о недостаточности намечаемых мер для восстановления достойного социального статуса военнослужащих вообще были проигнорированы – откуда бы они ни поступали.
• Сейчас, казалось бы, тормоз «отпущен» и появилась реальная возможность исправить положение. На учении «Центр-2011» Верховный главнокомандующий Д.Медведев как бы вдогонку уволенному министру финансов продекларировал, что Россия – не «банановая республика» и расходы на оборону в стране будут высшим приоритетом государства. Назвав революцией переход к новой системе денежного довольствия в Вооруженных силах, президент обозначил ее как наиважнейшую статью бюджетных расходов на будущий год.
• Однако… не попытался даже подвергнуть сомнению параметры будущих выплат военнослужащим, продавленные ранее Минфином, ни словом не обмолвился об их возможном пересмотре в сторону повышения. И вовсе не упомянул Медведев о запланированном весьма скромном повышении военных пенсий.
• За него это сделал премьер-министр Владимир Путин. На днях он в который уже раз констатировал, что военные пенсии, как и намечалось, увеличатся в среднем в 1,5 раза. Хотя мы все помним, как с началом обсуждения данной проблемы из уст высших госчиновников звучал средний показатель – 1,7 раза, а ветеранское сообщество настоятельно требовало увеличения пенсии не менее чем в два раза.
• Нет, премьер непоколебим. Получается, в руководстве государства достигнут полный консенсус по тем параметрам оплаты воинского труда и пенсионного обеспечения, которые навязал Кудрин. Не означает ли это, что случившийся вроде бы спор между ним и Верховным главнокомандующим о размерах расходов на оборону не более чем демонстрационное прикрытие давно решенного вопроса? Вопроса о том, где должно быть место военнослужащих и военных пенсионеров на социальной лестнице российского общества.
НАРУШАЮТСЯ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
• Сложившаяся ситуация заставляет нас снова взглянуть предельно критически на проекты федеральных законов № 556556-5 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и № 556510-5 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
• Представленные правительством РФ еще летом, при Кудрине, данные законы были быстренько приняты Государственной Думой в первом чтении. Фактически в том виде, в каком требовал Минфин. С того момента и по сегодняшний день председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин неустанно повторяет: «Принятие этих законопроектов имеет прорывное значение для материального и социального положения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей». Он всячески дает понять общественности, что так же гладко, без каких-либо принципиальных поправок и желательно побыстрее нужно пропустить данные законопроекты через последующие чтения.
• Остается единственная надежда – на президента, чье прямое вмешательство только и может теперь что-то существенно изменить. Быть может, Дмитрий Медведев все же захочет доказать делом, что его принципиальность по отношению к Алексею Кудрину – не декорация, а заявление о приоритетности расходов на социальные нужды военных – не пустой звук.
• Напомним, именно президент сказал «а» – денежное довольствие лейтенанта должно составлять 50 тыс. рублей. Хотя мог назвать и другую цифру. Уж не знаем, как в его уста попала эта относительно неплохая для наших времен цифра, которая стала исходной для всех последующих расчетов. Но уверены, что размеры денежного довольствия всех остальных воинских чинов – от рядового (матроса) до маршала РФ – должны быть зафиксированы в самом законе.
• Необязательно в конкретных рублевых суммах, но непременно в строгой привязке к какой-либо постоянно применяемой и для всех понятной экономической величине – например, к средней зарплате по стране. Причем так, чтобы было сразу видно: военная служба как особый вид государственной службы на всех без исключения должностях вознаграждается материально тоже по-особенному. Пока же ничего подобного нет. Опубликованные в СМИ величины окладов, взятые якобы из некой пояснительной записки к законопроектам, на практике могут обернуться какими угодно значениями.
• Сказать «б» в разработке новой системы денежного довольствия военнослужащих и пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, было поручено правительству РФ. И оно поручение выполнило так, как было удобнее для него. С возможностью пересматривать размеры военных окладов и пенсий по усмотрению чиновников.
• Фактически в предлагаемую новую систему заведомо закладывается нарушение конституционных прав военнослужащих. Ведь в пункте 3 статьи 37 Конституции РФ (1993 г.) записано: «Каждый имеет право… на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда…». А в пункте 2 статьи 55 Конституции РФ значится: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
Мы же наблюдаем настойчивое протаскивание законопроектов, предполагающих и откровенную дискриминацию, и отмену установленных правил учета выслуги лет, и фактическую ликвидацию ряда положений закона «О статусе военнослужащих» (1998 г.), дававшего гарантии правовой и социальной защиты служивым.
Всё это собираются отдать на откуп правительству, высокопоставленным чиновникам, сделав нормы закона предельно размытыми и приспособленными к самому широкому толкованию.
• И еще хотелось бы заметить, что после того как законопроекты станут законами, доказывать их неправомерность в Конституционном суде РФ будет делом очень трудным и долгим. Поэтому лучше бы разрешить все их противоречия с Конституцией РФ на стадии обсуждения.
• О дополнительных выплатах вообще хотелось бы поговорить особо. Сомнительной представляется необходимость выплачивать надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Почему же эту обязанность – одну из десятков обязанностей, возложенных на военнослужащих Уставом внутренней службы Вооруженных сил РФ – предлагается вознаграждать, а другие (скажем, беспрекословное выполнение приказов командиров и начальников, сбережение военного имущества, соблюдение правил ношения военной формы одежды и т.п.) вознаграждения не удостаиваются?
• То же самое можно сказать о премии за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей военной службы. Для пояснения нашего отношения к этой надбавке приведем выдержку из приказа наркома обороны СССР от 10.10.1942 г. № 348, с которым трудно не согласиться. Приказ этот, правда, касался социалистического соревнования в ходе Великой Отечественной войны, но по своей направленности он может быть спроецирован и на указанные премии. Вот эта выдержка:
• «Опыт показал, что в Красной Армии, где вся жизнь и боевая деятельность каждого военнослужащего регулируются уставами, наставлениями и приказами… бойцы и командиры соревнуются на выполнение приказов, на содержание в чистоте и сохранности боевой техники, на соблюдение воинской дисциплины и уставов. То, что должно выполняться в порядке воинского долга, подменяется добровольными самообязательствами… Все это не способствует укреплению порядка и дисциплины в войсках… Приказываю: …соревнование прекратить».
• Не лучше ли включить эту премию и надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в ОВД и ОВЗ военнослужащих в соответствующей пропорции? Нельзя? Могут вырасти пенсии у граждан, уволенных с военной службы? Не вырастут, вы же, названные выше господа, введете к ним нужный понижающий коэффициент.
• Что касается ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, по нашему мнению, ее следует преобразовать в единовременную премию, которую можно было бы выплачивать военнослужащим за каждое действительно особое (выдающееся) достижение.
• Хотелось бы также знать, почему в проекте закона не предусмотрено приближение денежного довольствия государственных военных служащих к денежному содержанию государственных (федеральных) гражданских служащих? Почему не рассматривается вполне оправданное его превышение у военных? Помнится, в 2002 году, когда вводилась ныне действующая система денежного довольствия государственных военных служащих, речь шла о том, что их денежное довольствие должно быть на 15–20% больше денежного содержания государственных (федеральных) гражданских служащих – на соответствующих по уровню должностях. Но сегодня часто говорят, что повышенные в январе заработки военных будут больше средней зарплаты по экономике. Должны напомнить, что понятия «денежное довольствие военнослужащих» и «денежное содержание гражданских служащих» являются синонимами.
Ветераны Вооруженных сил, перевалившие за 80-летний возраст, смогут получать полную военную пенсию только после своего 100-летия
ПЕНСИОННОЕ УНИЖЕНИЕ
• А теперь о военных пенсиях, то есть о соответствующих положениях проекта Федерального закона «Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
• Представляется чрезвычайным происшествием, не укладывается в голове, аморально по своей сути предлагаемое этим законопроектом введение понижающего коэффициента 0,54 к военной пенсии, начисляемой военнослужащему на момент его увольнения в запас (отставку). И только затем, когда уволившийся условно станет «гражданином пенсионером» (нельзя безусловно считать пенсионером того, кто не получает заслуженное полностью), обещано постепенно доводить эту урезанную пенсию до 100% путем ее ежегодного повышения на 2%.
• Тут к месту опять привести пункт 2 статьи 55 Конституции РФ: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Кроме того, выше говорилось также о покушении на процентную надбавку за выслугу лет, которую планируется уменьшить с 75% до 40% и которая тоже входит в расчет пенсии.
Как можно объяснить гражданину, уволенному на пенсию по достижению предельного возраста нахождения на военной службе, что он, оказывается, еще не заработал установленную законом полную пенсию, равную 50–85% от части денежного довольствия, назначенного для исчисления пенсии, и должен ее «зарабатывать» в течение еще 23 лет, пребывая в запасе и отставке?
Как можно объяснить этому гражданину такую ситуацию, что он, выслужив установленное количество лет, не только не заработал полную пенсию, но еще, оказывается, «задолжал» государству, и поэтому его пенсия в январе 2012-го может стать меньше, чем была в декабре 2011 года?
Как объяснить 85-летнему участнику Великой Отечественной войны, уволенному с военной службы 30–35 лет тому назад, что теперь для «заработка» полной военной пенсии ему надо прожить до 108 лет?
• Но эту «новацию», на наш взгляд, нужно не объяснять, а однозначно отменять! Фактически понижающий коэффициент и повышающие проценты – это противозаконное, противоправное увеличение пенсионного возраста для военнослужащих на 23 года!
• И ещё. Военнослужащие, действующие и находящиеся в запасе или отставке, – это единое сообщество. Но в голову закрадывается нехорошая мысль о том, что планируемое издевательство над военными пенсионерами носит политический характер. Не имеет ли оно целью вбить клин между ними и действующими военнослужащими, нарушить их единство, разделить их на «российских» и «советских»? Если это так, то задумавшим такое действо нужно помнить о бумеранге.
Кто дал право правительству даже предлагать такой закон, а Госдуме принимать его к рассмотрению? Почему осмелилось на такие действия правительство РФ и почему не пресек его действия гарант Конституции – президент России?
• Хотелось бы знать, почему проект закона не предусматривает в отношении военных пенсионеров реализацию нормы, установленной Международной организацией труда, определившей, что трудовая пенсия должна составлять 40–60% от получаемого работником полного заработка. Помнится, председатель совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил РФ генерал армии Михаил Моисеев заявлял: «Данную правовую норму государство обязано соблюдать».
• Но голос ветеранов, видимо, для властей предержащих абсолютно безразличен. Иначе они не рискнули бы протаскивать законопроекты, низводящие пенсии военных до удручающе низких величин.
ОТГОВОРКИ УЖЕ НЕ ПРОЙДУТ
• Известно, что Стратегией социального развития Вооруженных сил (2008 г.) предусматривалось в 2012-м повысить среднюю пенсию военных пенсионеров до 26,3 тыс. руб. путем доведения до 65% её доли в общем денежном довольствии военнослужащих. Но в случае принятия рассматриваемых законопроектов получается вот что: средняя военная пенсия достигнет 17 тыс. рублей, а ее доля от денежного довольствия военнослужащих – 22%. Кстати, года три-четыре тому назад у авторов данной статьи эта доля достигала хотя бы 27%…
• Предвидим возражение: зато будут почти достигнуты намеченные Стратегией размеры денежного довольствия военнослужащих – 40,4 тыс. руб. у солдата и сержанта по контракту; 56,3 тыс. руб. у командира взвода, лейтенанта; 122,9 тыс. руб. у командира полка, полковника. Ну, всего-то по 10–20 процентов не дотянули…
• Но решение показанных выше задач Стратегии социального развития ВС РФ имело целью одновременное и справедливое повышение благосостояния всего военного сообщества. Так неужели выплата более или менее приличного денежного довольствия военнослужащим может быть обеспечена государством только путем, мягко выражаясь, «относительного ощипывания» военных пенсионеров?
• И неужели положение в стране сегодня настолько плохо, что имеется необходимость повторять печально известный опыт 1995 года, когда правительство намеренно обмануло военных пенсионеров, повысив оклады военнослужащих и не увеличив в соответствии с действовавшим законом пенсии гражданам, уволенным со службы.
• Мы убеждены, правительство РФ и Федеральное собрание обязаны сохранить действующую систему начисления пенсий гражданам, уволенным с военной службы. У исполнительной власти нет оснований для заявлений о нехватке денег на эти цели. Просто правительству надо лучше считать потребность в деньгах, требующихся для проведения тех или иных мероприятий (еще на слуху история с нехваткой средств на оказание гражданам России высокотехнологичных медицинских услуг).
• Нужно также создать условия для того, чтобы взять недостающие деньги у тех, кто в них купается и скрывает свои истинные доходы, но не стыдится демонстрировать безумные расходы. Идея перераспределения сверхдоходов на социальные нужды приобретает все большую популярность у российских граждан. И уж поверьте, она поддерживается абсолютным большинством пенсионеров.
• Наконец, о президентской доплате к пенсиям граждан, уволенных с военной службы. Имеются в виду те самые 240 рублей, которые год назад были увеличены до 1000 рублей. Было бы правильным в новом законе придать этой доплате постоянный статус или надбавки, или увеличения, или повышения пенсии, как это принято в Федеральном законе № 4468-1, чтобы эта тысяча индексировалась одновременно с пенсией. Тогда пенсионеры не возмущались бы, что величина президентской доплаты отстает от подорожания жизни.
• И один вопрос требует пояснения. В абзаце 1 пункта 4 статьи 6 рассматриваемого проекта закона говорится, что военные пенсии с 1 января 2012 года должны быть пересмотрены. Это понятно. Но в абзаце 2 пункта 4 статьи 6 рассматриваемого проекта закона сказано: «При пересмотре указанных пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных в соответствии с Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», а также оклад по воинской должности».
• Аналогичная формулировка по этому поводу дается и в пункте 5 этой статьи. Означает ли это, что ежемесячная надбавка будет учитываться и рассчитываться только от ОВЗ? Что это – очередная атака на права граждан, уволенных с военной службы, умаление их прав или просто неудачная формулировка?
НЕ ДОПУСТИТЬ ОШИБОК
• Мы не пытаемся отрицать, что необходимость обоих законов давно назрела. Все военнослужащие – и действующие, и находящиеся на пенсии – ожидают их с душевным трепетом. Однако принятие данных законов, особенно в части, касающейся порядка расчета военных пенсий, должно быть предварено тщательной доработкой. Им нужно придать справедливое содержание, исключить из них раскольнические и издевательские положения, привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации, устранив противоречия и недостатки, перечисленные выше.
• Для этого придется, наверное, найти формулу, позволяющую в пределах выделенных бюджетных средств ввести в действие справедливые правовые механизмы и нормативы. Но если потребуется, очень важно найти и дополнительные источники финансирования, чтобы законодательные акты, рассчитанные на многие-многие годы, сразу заработали в пристойном виде. Чтобы изначально не создали такую систему, которая будет десятилетиями подвергать военнослужащих дискриминации.
/Р.Зубков — контр-адмирал в отставке; О.Владыкин — заместитель редактора «НВО», полковник запаса, nvo.ng.ru/
Я не знаю о вашей принадлежности к партиям, но по стилю похоже коммунисты или эсэры. Я это все еще знал из курса марксизма-ленинизма, что наша история движется по спирали и мы возвращаемся взад, но на новом уровне, Извините, но я из очень грамотной декларации конкретных предложений не увидел. Что у Вас нового?
Военнослужащим как действующим так и военным пенсионерам НЕЗАКОННО было отказано в общественном обсуждении указанных законопроектов. Комитет по обороне Госдумы демонстрирует ЭЛЕМЕНТАРНУЮ БЕЗГРАМОТНОСТЬ профессионалов как общей, так и финансово-хозяйственной деятельности. Экспертными оценками МОГУТ ВЛАДЕТЬ ТОЛЬКО ВЕТЕРАНЫ, прошедшие службу и имеющие большой ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ деятельности! Посмотрите — НЕДОУЧКИ и ШАРКУНЫ — разве они МОГУТ ЖИТЬ ИНТЕРЕСАМИ РОДИНЫ, АРМИИ и ФЛОТА, ВОЕННОГО БРАТСТВА? Налицо ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИСКРЕДИТАЦИЯ руководства страны! Делайте выводы УВАЖАЕМЫЕ ВЕТЕРАНЫ! Ваш легитимный шаг — Ваш громкий голос НА ВЫБОРАХ! Власть в стране — ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛАМ!
Почему-то никто не говорит о пенсиях контрактников, наверное служат одни офицеры.