В российской армии появятся большие ударные беспилотные летательные аппараты, к разработке которых до конца текущего года приступят санкт-петербургская компания «Транзас» и казанское опытно-конструкторское бюро «Сокол». В общей сложности на создание аппаратов будут потрачены 3 млрд. рублей, а испытания новых беспилотников, не уступающих по характеристикам американским и израильским дронам, начнутся в 2015 году.
• Разработчиков перспективных российских ударных беспилотников Министерство обороны России выбрало по итогам двух тендеров, проводившихся с августа 2011 года. Первый конкурс на опытно-конструкторскую работу (ОКР) по созданию аппарата массой около тонны выиграла компания «Транзас», известная как разработчик и производитель авиационных систем. Стоимость проекта оценивается в 2 млрд. рублей.
• ОКБ «Сокол» по итогам второго конкурса получило контракт на проведение научно-исследовательских работ (НИР) по созданию беспилотника массой около пяти тонн. Этот проект оценивается в 1 млрд. рублей.
• Стоимость работ различается, потому что в рамках ОКР предполагается создание беспилотника, который будет передан заказчику в качестве готового образца, а значит, его серийное производство может быть развернуто в любой момент.
• В свою очередь НИР предполагает лишь создание демонстрационного прототипа. В случае с последним предполагается еще серия оценочных и совместных испытаний, лишь по итогам которых может быть принято решение о дальнейшем развитии проекта или его прекращении. В обоих случаях Министерство обороны России ориентируется на класс ударных беспилотников средней дальности с большой продолжительностью полёта.
• Наиболее ярким представителем такого класса аппаратов является американский MQ-1 Predator («Хищник»), используемый США в Афганистане, Пакистане и Йемене. Этот беспилотник с максимальной взлетной массой 1020 килограммов способен совершать полеты на скорости до 217 километров в час на высоте до 7,6 тысячи метров.
• Predator способен находиться в воздухе до 24 часов, неся полезную нагрузку в виде аппаратуры слежения и разведки, а также вооружения массой до 204 килограммов. Predator оснащен двумя пилонами, на которые можно навесить две ракеты AGM-114 Hellfire, четыре AIM-92 Stinger или шесть Griffin.
• В России будут создаваться аппараты, способные находиться в воздухе не менее 12 часов и совершать полеты на расстояние в 500 километров. Последний параметр говорит о том, что управление беспилотниками будет осуществляться по обычному радиоканалу, а не через спутник, как это последние пару лет практикуют США. Другие подробности о перспективных проектах пока неизвестны.
• При этом не совсем понятно, какая именно масса, оговоренная в тендере, имеется в виду — масса пустого аппарата, масса с топливом или максимальная взлетная. Не уточняются и другие важные параметры, как, например, масса полезной нагрузки.
• По словам вице-президента «Транзаса» Виктора Годунова, его компания заключила с ОКБ «Сокол» соглашение о стратегическом партнерстве, предполагающее совместную разработку беспилотных аппаратов в рамках обоих тендеров Министерства обороны. В частности, «Транзас» займется созданием систем управления беспилотными летательными аппаратами, а также бортовой электроники, а «Сокол» — непосредственно разработкой дронов и наземных комплексов к ним.
• Как ожидается, оба беспилотника совершат первый полет в 2014 году, а с 2015 года начнутся их лётные испытания. О планах принятия аппаратов на вооружение пока ничего не известно.
• Руководить работами будет бывший генеральный конструктор ОКБ им. Яковлева Николай Долженков, один из создателей учебно-боевого самолёта Як-130. Этот человек известен также как разработчик беспилотника «Пчела», активно использовавшегося в антитеррористических операциях на Северном Кавказе. По словам Долженкова, новые беспилотники будут многоцелевыми, а в перспективе поступят на вооружение не только российской армии, но и МВД и МЧС.
• Вероятно, с проектом создания беспилотника массой около тонны российские предприятия справятся. Во всяком случае у «Транзаса» уже есть опыт разработки подобных аппаратов. В частности, это предприятие создало однодвигательный БПЛА «Дозор-600», сопоставимый по своим характеристикам с Predator. Так, «Дозор» с максимальной взлетной массой 640 килограммов способен развивать скорость до 210 километров в час и совершать полеты на высоте до 7,5 тысячи метров.
• Дальность действия беспилотника составляет 3,7 тысячи метров. Аппарат способен нести полезную нагрузку массой до 220 килограммов, находясь в воздухе до 30 часов. «Дозор» совершил свой первый полет в 2010 году.
• Любопытно, что в тендерах Министерства обороны России принимал также участие концерн «Вега», уже долгое время считающийся самим военным ведомством основным разработчиком беспилотной техники. Концерн выпускает такие беспилотные комплексы, как «Типчак», «Пчела-1» и аппараты ZALA серии 421, уже в небольших количествах стоящие на вооружении Пограничной службы ФСБ, Сухопутных войск и ВДВ.
• По какой причине концерн «Вега» выбыл из тендеров, Министерство обороны России умалчивает. Не исключено, что определенную роль в этом вопросе сыграла неудача беспилотника «Аист», разработка которого ведется «Вегой».
• Напомним, в ходе испытаний БПЛА «Аист» на аэродроме в Рыбинске в январе 2010 года аппарат неожиданно оторвался от земли, а затем упал и взорвался. Взлетная масса «Аиста» составляет около 600 килограммов. Аппарат способен развивать скорость до 250 километров в час и совершать полеты на высоте от 100 до 6000 метров. Полезная нагрузка аппарата составляет сто килограммов. БПЛА, оснащенный двумя двигателями, может находиться в воздухе до 12 часов. С момента утери аппарата на испытаниях о дальнейшей судьбе проекта не сообщалось.
• Между тем, несмотря на амбициозные планы по оснащению Вооруженных сил отечественными беспилотными системами, в ближайшие несколько лет российские войска продолжат вооружаться дронами зарубежного производства. В 2010 году руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин, занимавший тогда должность первого заместителя министра обороны России, признался, что годом ранее военные провели испытания всех беспилотников, представленных российской промышленностью, потратив на это 5 млр. рублей за несколько лет.
• Ни один из аппаратов российских военных не устроил и, чтобы удовлетворить потребности в беспилотной технике, Министерство обороны начало закупки за рубежом. В апреле 2009 года Россия приобрела у Израиля 12 беспилотников BirdEye-400, I-View Mk150 и Searcher II на общую сумму в 53 млн. долларов.
• Позже был заключен контракт на поставку еще 36 беспилотников на сумму в 100 млн. долларов, а в апреле 2010 года стало известно о покупке у Израиля еще 15 БПЛА. На базе этих аппаратов российские военнослужащие проходят обучение по управлению беспилотниками.
• В октябре прошлого года российская корпорация «Оборонпром» заключила с израильской госкомпанией IAI контракт на поставку компонентов для сборки беспилотников. Сумма сделки оценивается в 300 млн. долларов. Сборка аппаратов производится на Казанском вертолетном заводе, где в перспективе может быть налажено и совместное с IAI производство беспилотников.
• Но этим дело не ограничится. 7 октября 2011 года в интервью газете «Комсомольская правда» министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что российское ведомство осталось довольно закупленными в Израиле беспилотными летательными аппаратами. «Сейчас присматриваемся и к итальянским. А одновременно наши конструкторы разрабатывают и отечественные образцы», — рассказал министр обороны.
• С точки зрения освоения технологий закупка ограниченных партий беспилотников за рубежом оправданна. Но в этом случае российские предприятия могут легко превратиться в вечных догоняющих — пока производители будут усваивать опыт зарубежных коллег, те пойдут дальше.
/Василий Сычев, lenta.ru/