ВВС России после нескольких лет испытаний решили принять на вооружение фронтовые бомбардировщики Су-34, сборка которых развернута в Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Дело осталось за малым — дождаться постановления правительства, после выхода которого самолеты официально войдут в состав ВВС, и модернизировать производство, чтобы обеспечить масштабный выпуск Су-34. Как никак, новый Су-34 составит основу фронтовой бомбардировочной авиации России.
В войска
• О том, что совместные государственные испытания Су-34, специализированной модификации Су-27, завершены, стало известно 19 сентября 2011 года. В акте, подписанном главкомом ВВС России Александром Зелиным по итогам испытаний, содержатся рекомендации принять новый бомбардировщик на вооружение. В настоящее время ведется подготовка документов, на основании которых в 2012 году выйдет постановление правительства о принятии Су-34 на вооружение. С этого момента машина, поставляющаяся в войска с 2006 года, официально войдет в состав ВВС.
• Любопытно, что бомбардировщик, пока еще не принятый на вооружение, уже успел принять участие в боевых действиях — он применялся во время войны в Южной Осетии в 2008 году. Самолет проводил радиоэлектронную борьбу с системами грузинской противовоздушной обороны, прикрывая действия российской ударной авиации. В ходе боевого применения Су-34 наносил удары противорадиолокационными ракетами по грузинским зенитным ракетным комплексам, а также уничтожил радиолокационную станцию 36Д6-М под Гори. Так что испытания на боевое применение новый бомбардировщик прошел успешно.
• «Сухой» начал разработку Су-34 в конце 1980-х годов, а в апреле 1990-го прототип перспективного фронтового бомбардировщика — Т10В-1 — совершил первый полет. Су-34 относится к самолетам поколения «4+» и представляет собой глубокую модернизацию тяжелого истребителя завоевания господства в воздухе Су-27. В ходе проектирования планер самолета претерпел ряд изменений. В частности, была увеличена ширина кабины пилота, чтобы летчик и штурман сидели бок о бок. Вход в кабину расположен в нише передней опоры шасси.
• У Су-34 также появилось переднее горизонтальное оперение. Кроме того, самолет получил более мощные двухконтурные турбореактивные двигатели АЛ-31Ф, обновленную бортовую электронику, системы активной безопасности и новый радар с активной фазированной антенной решеткой Ш141, позволяющей обнаруживать наземные, морские и воздушные цели.
• Су-34 предназначен для поражения практически любых типов целей, причем бортовое оборудование позволяет применять вооружение против нескольких объектов одновременно. Фронтовой бомбардировщик также получил систему дозаправки в воздухе, благодаря чему его дальность полета стала лишь вопросом наличия в нужном районе самолета-заправщика.
Боевой радиус Су-34 на одной заправке составляет 1,1 тысячи километров.
Машина способна развивать скорость до 1,9 тысячи километров в час.
Бомбардировщик оснащен 12 точками подвески для различных типов оружия общей массой до восьми тонн. Кроме того, Су-34 оснащен и 30-миллиметровой пушкой ГШ-301.
Силовая установка обеспечивает тягу в 80,9 килоньютона в нормальном режиме и 132,3 килоньютона в режиме форсажа.
• Государственные испытания Су-34 начались в 2006 году, когда «Сухой» передал в состав ВВС России первые два таких самолета. Третий бомбардировщик военно-воздушные силы получили в 2008 году. К настоящему времени в войска поступили десять новых самолетов. Как ожидается, с 2011 года военные будут получать уже модернизированную версию Су-34.
• В июне 2010 года сообщалось, что в Государственном летно-испытательном центре в Ахтубинске проводятся испытания новых модификаций для фронтового бомбардировщика. В их числе — новые виды ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», модернизированные высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-31Ф-М1 и обновленная станция предупреждения об облучении Л-150 «Пастель».
• Кроме того, бомбардировщики планируется оснастить вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35, которая позволит производить запуск двигателей Су-34 на земле без использования дополнительного оборудования. На практике, это нововведение позволит значительно расширить список аэродромов базирования фронтовых бомбардировщиков.
• Ожидается, что в модернизацию 2011 года войдут новые двигатели и вспомогательная силовая установка. Во всяком случае, в 2010 году оба этих усовершенствования получили разрешение на серийное производство.
На вооружении
• В ходе авиасалона МАКС-2011 в Жуковском в августе 2011 года главком Зелин рассказал о перспективах принятия Су-34 на вооружение. По его словам, ВВС планируют приобрести 120 новых бомбардировщиков, из которых будут сформированы пять эскадрилий по 24 самолета каждая. Покупка техники будет осуществляться в рамках госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, объем финансирования которой определен на уровне 20 триллионов рублей. Согласно планам военных, Су-34 в войсках должны будут заменить устаревшие бомбардировщики Су-24. Но не во всех случаях.
• В июле 2011 года российские СМИ со ссылкой на источник в морской авиации ВМФ России сообщили, что в составе авиации Черноморского флота фронтовые бомбардировщики Су-24, базирующиеся на аэродроме Гвардейский в Крыму, будут заменены многофункциональными истребителями Су-30СМ. На первом этапе планируется поставка флоту 12 таких самолетов.
• Это решение вызывает много вопросов, главным из которых является целесообразность замены узкоспециальной машины более универсальной. По всей вероятности, концепция применения авиации в районе Черного моря предусматривает выполнение более широкого круга задач, нежели бомбардировка, прикрытие судов с воздуха, разведка и противолодочная борьба.
• Последние задачи в настоящее время могут решать устаревшие 18 бомбардировщиков Су-24М, четыре разведчика Су-24МР, четыре противолодочных самолета Бе-12, 30 вертолетов Ка-27 и 8 вертолетов-постановщиков помех Ми-8, входящие в состав авиации Черноморского флота. Поставка флоту истребителей Су-30СМ может говорить лишь о переосмыслении роли Черноморского флота.
• Ранее сообщалось, что в целом потребность российских ВВС в Су-34 оценивается в 400 единиц. Вероятно, эта оценка была пересмотрена, поскольку военные планируют купить 120 таких самолетов к 2020 году. К настоящему времени ВВС разместили заказ на поставку 32 Су-34, а к 2015 году число таких самолетов планируется довести до 70 единиц. Покупка самолётов, по словам главкома Зелина, будет осуществляться небольшими партиями. В частности, в 2011 году ВВС получат шесть Су-34, а годом позже — еще 12. С 2013 года, чтобы уложиться в госпрограмму вооружений, ВВС необходимо будет покупать по 11-12 единиц Су-34 в год до 2020 года включительно.
• Для обеспечения своевременных поставок самолетов НАПО уже начало реализацию программы модернизации производства, на которую планируется потратить более двух миллиардов рублей. В частности, будет куплено и установлено новое оборудование и обрабатывающие центры. Вероятно, часть средств будет предоставлена предприятию в рамках госпрограммы модернизации оборонно-промышленного комплекса, озвученной премьер-министром России Владимиром Путиным в апреле 2011 года. Финансирование госпрограммы запланировано на уровне трёх триллионов рублей. Эти средства будут выделены в период с 2011-го по 2020 год.
• В целом, как ожидают на НАПО, модернизация производства позволит осуществлять одновременную сборку до 20 разных боевых самолетов и вдвое быстрее осуществлять ремонт истребителей, уже эксплуатирующихся войсками. Вероятно, более половины производства НАПО будет отдано сборке Су-34, или дополнительная сборка таких самолетов начнется на каком-либо другом предприятии. В противном случае «Сухой» рискует не уложиться в гособоронзаказ до 2020 года по поставке бомбардировщиков. Но это все — дело ближайшего будущего.
• Главное, что фронтовая авиация России наконец получит долгожданное обновление, а не модернизацию уже устаревающих самолетов, причем новая машина по своей функциональности позволит решать широкий круг задач. «По своим маневренным возможностям и решаемым задачам он близок к парку самолетов дальней авиации. Если он будет нести крылатую ракету, то перейдет в другой класс», — охарактеризовал Су-34 главком ВВС Зелин.
/Василий Сычев, lenta.ru/
Су-34 Хороший самолет я думаю на за поде не появится не чего подобного лет 10 как минимум можно много про этот самолет рассказать но нельзя как он маневрирует для своего класса самолета дух захватывает.
Силовыми методами ничего добиться не удастся. Необходимо хотя бы по отдельным регионам начинать внедрение новейших технологий, начинать с выпуска того же ширпотреба, но от наших «левшей», несмотря на то, что они сами не всегда могут объяснить, как работает их изобретение. Выпускать и продавать сначала в своей стране — за копейки (что бы люди поддержали тех, кто это смог обеспечить), а потом уже переходить и к более серьёзным разработкам 3-го тысячелетия (хотя большинство из них из того же «коммунистического прошлого») и вот тогда, после подъёма новейшей экономики, начинать продажу за рубеж, с одним обязательным условием — покупайте что хотите (из того, что мы вам продадим), но за РУБЛИ. И где тогда будут баксы, евры, фунты и т. д.??????????????
а какая власть сможет это обеспечить по моему не настолько важно. а важно только отношение этой власти к СВОЕЙ стране и СВОЕМУ народу. (Моё личное мнение, что для НАШЕЙ страны никто не сделал больше чем Иван Грозный, Владимир Ильич и РУССКИЙ грузин ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ ДЖУГАШВИЛИ)