США договорились с Турцией о размещении на территории страны радиолокационного комплекса X-Band. Как сообщает The Wall Street Journal, новая РЛС войдет в состав европейской системы ПРО НАТО и будет служить системой раннего оповещения о запуске ракет дальнего радиуса действия с территории Ирана.
• По словам представителя Минобороны США, которые приводит WSJ, американцы планировали разместить в Турции свою мобильную систему РЛС класса AN/TPY-2 THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) до конца 2011 года. В настоящее время уже известно, где именно будет базироваться новая РЛС, однако точную информацию источник издания раскрыть отказался.
• Как отмечает Agence France-Presse, МИД Турции в четверг, 1 сентября, опубликовал заявление, в котором говорится о всесторонней поддержке проекта единой системы ПРО для защиты Европы. По словам представителя внешнеполитического ведомства страны Сельджука Унала, размещение нового радара на территории Турции укрепит оборонную способность не только НАТО, но и самой Турции.
• В рамках европейской системы ПРО НАТО новый турецкий радар будет передавать данные на американские крейсеры, оснащенные системой ПРО Aegis. Задачей системы Aegis на крейсерах является непосредственный перехват баллистических ракет. Завершить развертывание единой европейской системы ПРО для защиты от агрессии со стороны Ирана планируется к 2018 году.
• В ходе переговоров с американцами Турция выражала обеспокоенность в связи с тем, что данные с радара могут в реальном времени передаваться Израилю. Однако США удалось убедить турецких коллег в том, что в этом нет необходимости, так как с 2008 года в Израиле базируется аналогичный американский комплекс X-Band. Подобный комплекс AN/TPY-2 США также разместили в Японии для защиты страны от возможного ракетного удара со стороны Северной Кореи.
Несут ли угрозу России новые шаги США в построении ЕвроПРО? Комментарий президента Академии геополитических проблем, генерал-полковника Леонида Ивашова:
• То, что американцы разворачивают свою противоракетную систему по всему миру, очевидно. Причем они разворачивают и наземные объекты, и морские, и космические, и даже воздушные. Если же посмотреть на географию их действий, то становится все очевидней, что идет обхват территории России, а на Дальнем Востоке еще и китайского ракетно-ядерного потенциала.
• Факт размещения радара в Турции свидетельствует о проигрыше нашей внешней политики. У нас с этой страной сегодня налаживаются и внешнеполитические отношения, и неплохо развивается экономическое сотрудничество. Этот радар для нас еще одна головная боль – как нейтрализовать эту угрозу.
– С другой стороны, Дмитрий Рогозин заявил, что размещение этого радара напрямую не угрожает российским стратегическим ядерным силам.
• Но против кого тогда создаются американские противоракеты? Если бы это был обычный радар, работающий в системе противовоздушной обороны, тогда угроза была бы невелика: мы не собираемся воевать с Турцией и надеемся, что и турки с нами воевать не будут. Но он же является частью системы ПРО. Этот радар будет прикрывать Израиль, по крайней мере, предупреждать о стартах иранских ракет против Израиля, а дальше что? Конечно, он будет включен в общую систему контроля над российскими ракетно-ядерными средствами.
• Здесь надо изучать технические параметры: если он работает только против Ирана, то это понятно. Против него сейчас готовится не только «оранжевая революция», но и военные удары. Хотя все равно, когда у наших границ что-то подобное происходит, это очень неприятно. Но если по параметрам этот радар будет работать на большую глубину и включаться в глобальную американскую систему ПРО, то для нас это если не реальная, то потенциальная угроза точно.
• С этой точкой зрения совершенно не согласен президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов: «Я считаю, что системе ПРО мы уделяем незаслуженно большое внимание. Никакой угрозы нашей безопасности и стратегическим силам сдерживания она не представляет. Если у нас в перспективе и есть какая-то реальная военная угроза извне, то она совершенно не связана ни с НАТО, ни с ПРО. Самая большая потенциальная угроза, которая может стать реальной, это преждевременный уход американцев из Афганистана, когда они сбросят все проблемы на местное правительство, которое совершенно не способно контролировать ситуацию».
• «Тогда произойдет то же, что и с правительством Наджибуллы. К власти придут талибы и «Аль-Каеда», и через некоторое время они начнут перехлестывать через границу со среднеазиатскими республиками. И тогда нам хочешь — не хочешь, но придется вмешиваться, платить и деньгами, и кровью и выбирать на каком плацдарме, на каком рубеже мы все это будем останавливать».
Своя точка зрения у директора Института проблем глобализации Михаила Делягина.
– Стоит ли России опасаться развёртывания очередного радара в рамках системы ПРО, или на фоне финансового кризиса этот проект сам постепенно сойдёт на нет?
• Этот проект не сойдет на нет, потому что, во-первых, это очень выгодно для Турции: появляются рабочие места и повышается ее геополитическое значение. Во-вторых, в условиях кризиса люди начинают мыслить менее рационально, и это относится и к политикам. Если в кризис не хватает денег, то не хватает триллионов, а на радар нужен десяток миллиардов. Вот этот десяток миллиардов наскребут обязательно.
• Радар этот будет, причем юридически его возведение более обоснованно, чем существование радара в Польше или Чехии, потому что понятно, что условная ракета условного Ирана полетит в Европу через Турцию. И все, что мы можем говорить в этой ситуации, это то, что мы предлагали американцам совместно использовать арендуемый Россией Габалинский радар в Азербайджане. Они от него отказались и теперь строят свой в Турции. Принципиальной разницы между юго-востоком этой страны и Азербайджаном с военно-технической точки зрения нет, если будущую станцию действительно нацелят против Ирана. Значит, нам дали лишнюю возможность убедиться, что мнение Москвы для Вашингтона значит мало.
• С другой стороны, после событий в Ливии и сегодняшней ситуации вокруг Сирии, официальным американским заявлениям может верить только либо кадровый сотрудник CNN, либо маленький ребенок, либо выпускник Высшей Школы Экономики, т.е. люди, которые в высшей степени некритично относятся к реальности по тем или иным причинам. Это продолжение курса холодной войны на окружение России кольцом баз.
• Турция и тогда была серьезным игроком: я напомню, что Карибский кризис возник именно из-за размещения там ракет, нацеленных на Советский Союз. Сейчас там размещаются не ракеты, а радар, но все равно это крайне неприятно. В содержательном плане нужно понимать, что американцы никогда не будут нашими партнерами, они всегда будут нашими стратегическими противниками, пока мы и они продолжаем существовать.
НАША СПРАВКА
Согласно официальным заявлениям, создание системы ЕвроПРО предназначено в первую очередь для обеспечения защиты территории Европы от ракетного нападения со стороны Ирана. Её развертывание предполагается в 4 этапа:
Первый предусматривает размещение противоракет в Румынии и кораблей, оснащенных системой AEGIS, в восточном Средиземноморьем до конца этого года.
Второй этап рассчитан до 2015 года. По планам Пентагона в Европе будут развернуты ракеты-перехватчики морского и наземного базирования SM-3 (Блок-IB), которые сейчас еще проходят тестовые испытания.
Третья фаза должна окончиться в 2018 году. Она предполагает разработку, тестирование и размещение еще более продвинутого SM-3 (Блок IIA). Это оружие, как и предшествующие образцы, против тяжелых межконтинентальных ракет действительно бессильно и предназначено только для поражения ракет средней и ближней дальности.
Четвертый этап Вашингтон рассчитывает завершить к 2020 году. Он предполагает, что к тому времени в Европе удастся поставить на стартовые позиции следующее поколение противоракет — SM-3 (Блок IIB). А они по прогнозам уже смогут уничтожать и межконтинентальные баллистические ракеты, стоящие на вооружении российских стратегических сил.
• Многие отечественные военные эксперты весьма скептически относятся к возможностям главного средства поражения системы ЕвроПРО – ракеты-перехватчика SM-3. Радиус ее действия составляет максимум 500 км, что делает совершенно невозможным перехват российских баллистических ракет, которые в случае военного конфликта с США полетят к их территории кратчайшим путем, т.е. через Северный полюс.
/По материалам lenta.ru и svpressa.ru/