Россия недавно представила свою новейшую, самую компактную в данном классе корректируемую авиабомбу КАБ-250, сообщает Strategy Page. КАБ-250 – это «умная» бомба весом 250 кг. Обладая всеми необходимыми стандартными характеристиками, свойственными и обычной неуправляемой авиабомбе, КАБ-250 помимо этого является управляемой бомбой с ТВ системой наведения, размеры бомбы при этом составляют всего 255 мм в диаметре и 3,2 м в длину.
• Стоит отметить, что российские корректируемые авиабомбы могут также поражать «на отлично» и подводные цели. Так, КАБ «Загон-1» предназначена для поражения подводных лодок, находящихся в надводном и подводном положениях при глубинах их хода до 600 м. Данная авиабомба может эффективно применяться по подводной цели на глубинах в местах ее приводнения не менее 150 м при волнении моря до 6 баллов без ограничений по регионам Мирового океана.
• КАБ-250 преимущественно применяется во фиордах, заливах и других районах, в которых затруднено применение другого управляемого оружия. При ударе по подводным целям ее сброс осуществляется на парашюте, который при касании авиабомбы водной поверхности отделяется от нее, и бомба, погружаясь за счёт гравитации, одновременно движется к цели благодаря наличию систем активной гидроакустической пеленгации цели и управления движением.
• Как отмечает производитель, ГНПП «Регион», корректируемая авиабомба КАБ-250 унифицирована для применения с противолодочных самолётов (типа Ту-142МЭ, Ил-38) и вертолётов Ка-28.
• Однако, по критерию «стоимость-эффективность» весьма привлекательна КАБ «Загон-1», поскольку благодаря простой технологии изготовления и неприхотливости в эксплуатации, она характеризуется низким уровнем стоимости. Во время хранения эта авиабомба не требует специального техобслуживания и контроля. В то же время эффективность ее применения по сравнению с обычными противолодочными авиабомбами в несколько раз выше.
• Стоит отметить, что КАБ-250 появилась на свет вслед за SDB – бомбой малого калибра ВВС США (также известной как GBU-39 / B). Но SDB имеет несколько особенностей, которые еще пока не свойственны КАБ-250.
• SDB весит 130 кг и стоит около 70 тыс. долларов. То есть, она легче и дороже, чем КАБ-250. Так же, как и КАБ-250, SDB была разработана, прежде всего, как «умная» бомба. Всего пять лет назад ВВС США наконец-то ввели SDB в эксплуатацию, в Ираке. SDB должна была впервые использоваться в 2005 году, как раз после принятия на вооружение в 2004 году небольших (227 кг) комплектов JDAM (комплекты бомб, управляемых с помощью GPS).
• Однако у SDB было много технических проблем, поскольку она была не просто очередной авиабомбой со встроенным комплектом GPS-наведения. SDB имела более эффективную разработку боевой части и систему наведения. По форме она больше напоминает ракету, чем бомбу (около двух метров длиной и 190 миллиметров в диаметре).
• SDB выгодно отличает и то, что при взрыве образуется взрывная волна меньшей силы, чем при взрыве обычной бомбы такого размера, что, в частности, позволяет наносить именно точечные удары и, как следствие, приводит к уменьшению числа жертв среди гражданского населения. Дружественные войска могут находиться ближе к цели при взрыве SDB.
• Хотя бомбы большего веса при применении имеют видимый эффект, они, тем не менее, зачастую бывают излишни и даже могут привести к напрасным жертвам. Войска на земле предпочли бы иметь большее количество малогабаритных бомб с GPS-наведением. Это послужило причиной быстрого развития и ввода в эксплуатацию 227-килограммового комплекта JDAM. Но он был недостаточно мал для многих боевых ситуаций, разворачивающихся в городах. В составе SDB всего 17 кг взрывчатых веществ, по сравнению со 127 кг в 250-килограммовой КАБ-250.
• SDB представляет собой ракету без двигателя, которая может планировать на большие расстояния. Это делает SDB еще более компактной, эффективной и дорогостоящей. Например, JDAM (система наведения, используемая на бомбах предыдущего поколения) стоит всего около 26 тыс долл. Небольшие крылья позволяют SDB планировать на расстояния до 70-80 км (с большой высоты). КАБ-250 также использует небольшие крылья для обеспечения дальности полёта, но не настолько, как у SDB, считают американские эксперты.
• SDB также имеет жёсткую головную часть, что позволяет ей пробить более двух метров камня или бетона, и боеголовку, которая наносит больше разрушений, чем обычные неуправляемые бомбы. Таким образом, SDB – это следующее поколение «умных» бомб, заключает Strategy Page.
• Более компактная конструкция SDB обеспечивает её удобную транспортировку. Так, истребители F-15/16/18 могут нести 24 или более таких бомб. SDB транспортируются в специальных контейнерах, по четыре бомбы в каждом. Один такой контейнер подвешивается на бомбардировщик, как если бы это была одна большая бомба.
• В настоящий момент ВВС США разрабатывают SDB II (GBU 53), которая будет включать в себя зашифрованный канал передачи данных, что позволит поражать движущиеся цели. Возможность такой связи позволяет управлять движением SDB при помощи бортовой компьютерной сети. Эта возможность является одним из основных усовершенствований для SDB II, которая не выйдет в эксплуатацию еще в течение нескольких лет.
/Ксения Кузнецова, «Оружие России»/