Эксперты строят догадки о том, что упало в тайге под Плесецком. Во вторник, 27 сентября, с космодрома Плесецк был осуществлен неудачный запуск новой межконтинентальной баллистической ракеты. Официальный представитель Космических войск РФ полковник Алексей Золотухин сообщил, что пуск осуществлен «в рамках опытно-конструкторских работ по созданию нового образца ракетной техники».
• Старт произошел в 11:08 по московскому времени. Почти сразу после пуска ракета исчезла с экранов радаров. Место ее падение в безлюдном месте спустя два часа обнаружил экипаж вертолета Ми-8, отправленный на поиски. Оказалось, МБР смогла пролететь только восемь километров.
• Источник агентства «Интерфакс» в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что «пуск по программе испытаний ракетной техники завершился нештатной ситуацией на этапе работы первой ступени ракеты». О какой именно МБР идет речь, военное ведомство молчит.
• Корреспондент «Свободной прессы» попытался выяснить это в разговоре с первым вице-президентом Академии геополитических проблем, доктором военных наук, капитаном 1 ранга Константином Сивковым: «Если была запущена твердотопливная ракета, да еще с мобильного комплекса, значит это либо «Тополь», либо «Ярс». Других твердотопливных ракет у нас нет».
– Было заявлено, что испытывался новый образец ракетной техники. Если это модификация «Ярса», в чём может заключаться модернизация?
• Скажу честно: даже если бы знал, не сказал бы, потому что такая информация секретна. Могу сообщить одно: когда идет речь о модернизации межконтинентальных баллистических ракет, усилия направляются на сокращение активного разгонного участка, увеличении массы забрасываемой боевой части, совершенствование системы управления, обеспечивающее более высокую точность попадания, и создание каких-то модернизированных боеголовок.
• Например, увеличение количества боевых блоков, или включение туда дополнительных средств преодоления системы ПРО. Также усовершенствование может быть направлено на увеличение мощности двигателя, чтобы достичь большей дальности стрельбы.
– Первый полк «Ярсов» заступил на боевое дежурство всего несколько месяцев назад и уже идёт совершенствование ракеты?
Конечно, это совершенно нормальная ситуация.
– На ваш взгляд, эти испытания являются очередной попыткой создать замену «Воеводам»?
• Нет, это ракеты совершенно разных классов. «Ярс», «Тополь», «Тополь-М» – относятся к легкому типу ракет, многие из которых базируются на мобильных установках и потому весьма уязвимы. Зона поражения ядерным боеприпасом средней мощности по ним составляет около 10 км. Поэтому они лишь один из факторов ядерного сдерживания.
• Что касается замены «Воеводы», то сегодня разрабатывается тяжелая жидкостная ракета, близкая к этой МБР по своим характеристикам. Она должна быть построена уже на чисто российских комплектующих в отличие от своей предшественницы с Украины.
– Уже давно идёт спор о том, какие ракеты, твёрдотопливные или жидкостные, способны лучше выполнять задачи стратегических ядерных сил. Почему выбор был сделан в пользу второго варианта?
• Это объясняется элементарно. Твёрдотопливные смеси намного менее энергоемки, чем жидкостные, поэтому удельная мощность двигателей таких ракет заведомо меньше, чем у жидкостных. Для сравнения: твердотопливная «Булава» с дальностью полета 8000 км, имеет забрасываемый вес 1т 150 кг, жидкостная «Синева» точно такого же веса при дальности своего полета 12 000 км забрасывает 2т 800 кг.
• Каждый класс ракет имеет свое предназначение: тяжелые ракеты предназначены для того, чтобы в условиях упреждающего удара противника, даже если его система ПРО мощная, можно было бы ее преодолеть. А легкие ракеты в силу того, что они более мобильные, могут быть рассредоточены по большой территории, благодаря чему можно не допустить их поражение во время первого удара. Они должны составить основу ядерного ответа и поразить те цели, которые остались непораженными нашими тяжелыми ракетами.
– Но ведь вы сказали, что лёгкие твёрдотопливные ракеты уничтожаются ядерным взрывом, даже если он произошел на расстоянии 10 км от пусковой установки.
Если наши легкие ракеты уйдут с мест дислокации, предписанных договором СНВ, и будут свободно маневрировать по всей территории России, то обеспечить их поражение первым ударом будет невозможно в отличие от той ситуации, когда они бы находились в стационарных шахтах, местоположение которых заранее известно. Поэтому в ответном ударе они могут выполнить задачу так же, как наши находящиеся в океане атомные подводные лодки.
– Но ведь новый договор СНВ ограничивает зону передвижения «Тополей».
Сейчас да, ограничивает. И мы это соблюдаем. Однако при обострении обстановки все ограничения спокойно посылаются куда подальше и мобильные комплексы начинают двигаться по совершенно другим траекториям. Это абсолютно нормально.
__________________________________
• Скептически выразился об испытаниях ракеты нового типа и руководитель Центра проблем стратегических ядерных сил Академии военных наук, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин: «Прозвучали какие-то совершенно непонятные заявления об испытании новой ракеты, о которой ничего не известно. Я думаю, что никакой новой ракеты нет. Это напоминает ситуацию, когда дама выдергивает перо из хвоста попугая, вставляет в шляпу и говорит, что шляпа новая. В этом смысле, может быть что-то там и сделали».
__________________________________
• В мае 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев, говоря о завершении летных испытаний РС-24 «Ярс», заявил журналистам, что в ближайшие 15-20 лет эти ракеты будут способны прорвать любую систему противоракетной обороны. Для этого «создатели предусмотрели такие характеристики, которые позволяют говорить о неуязвимости наших новых ракет на всех участках их полета».
• «Для придания ракетам этих свойств потребовалось создать прочную и легкую конструкцию, мощные двигатели и приборы управления, способные точно работать при значительных перегрузках. Проведенные за последние годы летные испытания подтвердили, что эта задача решена» — заявил командующий РВСН.
• На разгонном участке полёта «Ярсы» «энергично маневрируют по высоте и по курсу, делая невозможным прогноз точки встречи для перехватчика». В отличие от моноблочных «Тополей», «Ярсы» могут нести 3-4 боевых блока индивидуального наведения.
• «Все они прикрыты, как отмечено, и ложными целями, и станциями активных помех. Сами блоки теперь выполняются с максимально уменьшенным собственным излучением во всех диапазонах волн за счет применения особых форм и покрытий, поглощающих тепловое и радиолокационное излучения».
• В новой ракете предусмотрены также и «специальные тяжелые ложные цели, которые неотличимы от блока практически до земли», а также высокая скорость и маневр самого боевого блока.
/Виктор Савенков, svpressa.ru/