Назначение в самом конце минувшего августа на пост командующего всеми отрядами Переходного национального совета Ливии в Триполи Абдельхакима Бельхаджа заставило по-новому взглянуть на личности руководителей ПНС, а также на место радикальных исламистов среди тех, кого называют повстанцами. Почему фигура одного из полевых командиров вооруженных формирований мятежников привлекла столь пристальное внимание? Что известно об этом человеке?
«Белый и пушистый» экстремист
• Прежде всего, сообщу кое-какие факты из «славного» прошлого «героя» кровавой междоусобицы, вроде бы без видимых причин вспыхнувшей в Социалистической Народной Джамахирии.
• Абдельхаким Бельхадж (в джихадистских кругах он еще известен под боевым псевдонимом Абу Абдалла ас-Садык) является одним из основателей «Воюющей исламской группы – ливийской» (ВИГ-Л) и длительное время входил в число ее главарей. Эта организация не так давно вошла в «Аль-Каиду в странах исламского Магриба» (АКМ), оперирующую в государствах Северной Африки и Сахеля (Сенегал, Мавритания, Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Нигерия, Чад, Судан и Эритрея). Именно поэтому в 2004 году Абу Абдалла ас-Садык был объявлен в розыск и арестован сотрудниками ЦРУ США, которые затем выдали его ливийским властям.
• В марте 2010-го Бельхадж в составе большой группы других бывших боевиков ВИГ-Л вышел по амнистии из тюрьмы, пообещав при этом режиму Каддафи, что порвет с «Аль-Каидой» и ее методами. Понятно, что свое слово этот экстремист держал только до момента освобождения.
• Примкнув к противникам лидера Джамахирии, Абу Абдалла ас-Садык с учетом имевшегося за плечами богатейшего диверсионно-террористического опыта быстро пошел в гору. Именно он командовал одним из отрядов повстанцев, прорвавшихся в августе к Триполи с западного направления. Именно его бойцы штурмовали превращенные в крепость казармы «Баб аль-Азизия». Тем не менее возвышение Бельхаджа вызвало ропот несогласия среди многих полевых командиров ПНС.
• Примечательно, что оказавшись в новой роли, Абдельхаким попытался отречься от «Аль-Каиды». Из интервью, которое он дал 1 сентября радиостанции «Франс-24», следовало: его отношения с крупнейшей исламистской террористической организацией прерваны. Правда, при этом командующий признался, что воевал в Афганистане.
• «Я не поддерживаю каких-либо связей с «Аль-Каидой», – заверил Бельхадж. Попутно он поведал, что отказался присоединиться к соратникам и продолжателям дела Усамы бен Ладена, хотя такое предложение ему было сделано. По всей видимости, Абу Абдалла ас-Садык блестяще освоил двуличие и лживость, присущие исламистам, которые, когда это им выгодно, могут отвергнуть все что угодно. Но только наивные идеалисты способны верить в то, что где-то существуют волки-вегетарианцы.
• Однако катарский телеканал «Аль-Джазира», который уже давно называют не иначе как голосом «Аль-Каиды», в посвященной Бельхаджу передаче называл его шейхом, как это традиционно принято среди исламских радикалов. Кстати, выступая перед журналистами, Абдельхаким продемонстрировал, что не чурается славы, заявив: именно он был разработчиком операции по захвату Триполи.
• Самое удивительное: версию о том, что Бельхадж «белый и пушистый», по каким-то своим соображениям поддержали французские официальные лица. Хотя многие СМИ Пятой республики придерживались диаметрально противоположной точки зрения на сей счет. «Мы не разделяем такой озабоченности (по поводу Бельхаджа. – В. К.). Глава личного штаба президента страны генерал Бенуа Пуга недавно встречался с ним и составил о нем свое мнение, которое не соответствует выдвигаемым в его адрес обвинениям», – отметил источник в канцелярии главы французского государства, назвав нормальным существование нескольких тенденций в силах, которые освободили Ливию.
• Бельхадж не одинок в утверждениях, что противники Каддафи якобы не имеют никакого отношения к исламистам. Заместитель начальника «генерального штаба» формирований ПНС генерал Слиман Махмуд ранее заявил: «Я не исключаю присутствия каких-либо экстремистских элементов среди повстанцев, однако они не организованы в связанные с «Аль-Каидой» структуры типа тех, которые действуют в Афганистане и Йемене».
• Вопреки очевидному факту участия многих сотен – если не тысяч – мусульманских радикалов ливийского происхождения в боях на фронтах всемирного джихада, Слиман Махмуд упрямо настаивал на том, что «в Ливии с ее умеренным исламом и связанным узами солидарности обществом не существует риска прихода к власти экстремистских групп». По понятным причинам (из-за боязни утратить воздушное прикрытие НАТО) речи об «умеренности» ливийского ислама как заклинание настойчиво произносят и другие высокопоставленные представители Переходного национального совета.
Будем судиться и… Иметь нормальные отношения
• Между тем 5 сентября Бельхадж уже в новом качестве показал себя с иной стороны. Он потребовал – ни больше, ни меньше – извинений от Лондона и Вашингтона! Сей демарш последовал вслед за тем, как в документах, найденных в штаб-квартире ливийской разведки, подтвердилось, в общем-то, уже давно известное: Великобритания и США без соблюдения каких-либо формальностей отправили Абдельхакима, равно как и других ливийских исламистов, в распоряжение охранителей режима Каддафи.
• Кстати, столь интересные документы обнаружили в здании ливийской спецслужбы и передали в СМИ активисты международной правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч», которые в данном случае действовали как заправские «рыцари плаща и кинжала». Семь лет назад Бельхадж как один из вожаков ВИГ-Л и лицо, находившееся в оппозиции лидеру Джамахирии, был схвачен вместе с беременной женой агентами Лэнгли в Бангкоке. Потом американцы транспортировали пленника в Ливию.
• В руках правозащитников оказался, в частности, меморандум ЦРУ, адресованный ливийским коллегам. В нем содержится информация о том, что Абдалла ас-Садык (в американских документах Бельхадж значился под псевдонимом. – В. К.) проследует из Куала-Лумпура в Бангкок, а также сообщается о намерении задержать его и доставить в Триполи.
• Имеется и послание высокопоставленного британского «бойца невидимого фронта», в котором он поздравляет ливийских собратьев по оружию с успешным завершением операции: арестованный в Таиланде ас-Садык благополучно перевезен в столицу Джамахирии. «Это самое малое, что мы смогли сделать для вас», – написал достойный наследник Джеймса Бонда Мусе Кусе – тогдашнему главе ливийской разведки. В депеше, кстати, не без гордости подчеркивалось, что руководство захватом Бельхаджа было британским.
• Для сведения: Муса Куса в 2009 году возглавил МИД Джамахирии. Вскоре после того как НАТО вмешалось в гражданскую войну в Ливии, выступив на стороне противников Каддафи, выехал (точнее – сбежал) из страны и 30 марта прибыл в Лондон, где и обосновался.
• Однако вернемся в 2004 год. После ареста и выдачи Ливии Бельхадж очутился в печально известной тюрьме «Абу Селим» в Триполи, где, по словам исламиста, его допрашивали офицеры британских спецслужб. Абдельхаким рассказал, что его неоднократно подвергали пыткам: «Мне делали инъекции какого-то вещества, подвешивали на стене за руки и ноги, помещали в контейнер, окруженный льдом. Мне не позволяли спать, мешали постоянным шумом». Но ливийские заплечных дел мастера старались помочь «дорогим гостям» с Туманного Альбиона. «Я поражен тем, что британцы занимались моей персоной в этот тяжелый период моей жизни», – сетует теперь Бельхадж.
• «То, что произошло тогда со мной, незаконно, и я требую извинений», – сказал этот ныне видный военачальник ПНС в интервью британской радиовещательной корпорации Би-би-си. А в другом интервью (лондонской газете «Гардиан») он заявил, что планирует подать в суд на правительства Соединенного Королевства и Америки, пообещав при этом, что его разоблачения не помешают новой Ливии иметь нормальные отношения с США и Великобританией.
• Разоблачения Бельхаджа вызвали скандал в Лондоне. Независимая комиссия по расследованию действий британских спецслужб тут же объявила, что проверит обвинения, выдвинутые полевым командиром, и сведения о тесном сотрудничестве разведывательного ведомства старейшего демократического государства Европы с «цепными псами» североафриканского тирана. В частности, комиссию заинтересовала практика выдачи Триполи задержанных МИ-6 ливийских исламистов. По британским законам в подобных случаях разведка должна была потребовать гарантий гуманного обращения с ними.
Надежда «Аль-Каиды»
• Выяснилось, что Бельхадж не единственный выходец из ВИГ-Л, занявший высокий пост в военной иерархии Переходного национального совета. По данным французской газеты «Либерасьон», сподвижник Абдаллы ас-Садыка – Исмаил ас-Салаби также является выходцем из этой террористической организации.
• Этот 35-летний бывший торговец не только «командующий» всеми повстанческими формированиями в Бенгази – колыбели повстанческого движения в Ливии, но и является командиром одной из самых боеспособных «бригад» (по-арабски катиба – фаланга) повстанцев – «Катиба 17 февраля» (17 февраля 2011-го в Бенгази началось восстание против режима Каддафи. – В. К.). Под его началом до 3,5 тысячи бойцов, многие из которых 23 августа приняли участие в штурме штаб-квартиры Каддафи в Триполи.
• Несмотря на очевидное исламистское прошлое (и настоящее?), сам ас-Салаби, по всей видимости, чтобы не расстраивать до поры до времени западных союзников, предпочитает сейчас называть себя мусульманином-консерватором. Но утверждая, что он не участвует в акциях ВИГ-Л, защищает ее идеи: она-де «была первым движением реформаторов в Ливии в 80–90-е годы прошлого столетия. Требования ВИГ-Л были теми же, что выдвигались в начале революции: создание гражданского государства и уважение прав человека».
• Ас-Салаби явно лукавит. Читатели убедятся в этом, когда чуть позже узнают, чего добивалась «Воюющая исламская группа» образца 90-х годов.
• Что касается командира «Катибы 17 февраля», то он так излагает историю своего становления как оппозиционера: «Мои старшие братья разыскивались властями за их политическую деятельность и, в частности, за связи с ВИГ-Л. Я был тогда молодым, курил, играл в футбол и не интересовался политикой. Однако спецслужбы Каддафи арестовали меня, чтобы оказать давление на братьев. Я провел в тюрьме с 1997 по 2003 год».
• По словам ас-Салаби, именно там он повернулся лицом к религии, не примыкая к какой-либо организации. Это не удивляет. Исламисты не только в Ливии, но и во многих других странах, включая европейские, уже давно превратили тюрьмы в своего рода исламские «университеты».
• Примечательно, что ас-Салаби оказался достаточно критически настроен по отношению к ПНС: «Революционерами являются те, кто умирает на фронте, те, кто освободил Ливию. Это не относится к членам ПНС, которые были министрами при Каддафи и которые в последние месяцы провели в стране всего несколько часов, перемещаясь остальное время по заграницам».
• Самое интересное сейчас: сколько еще таких Бельхаджей и ас-Салаби среди вожаков формирований Переходного национального совета? Ответа на этот вопрос пока нет. Однако очень похоже на то, что ВИГ-Л и АКМ действительно стали кузницами командных кадров для отрядов ПНС.
• Достаточно показательно и отношение «Аль-Каиды» к событиям в ряде арабских стран (включая, разумеется, Ливию). По случаю 10-й годовщины терактов 11 сентября 2001 года в США она распространила в Интернете 62-минутное видеообращение к своим сторонникам во всем мире, которое содержит, в частности, аудиозапись выступления преемника убитого (?) в мае Усамы бен Ладена Аймана аз-Завахири.
• Продолжатель дела террориста № 1 заявил, что поддерживает революции в арабских государствах и надеется, что они вернут эти страны в лоно истинного ислама, что их возглавят правительства, которые будут действовать на основании законов шариата. Эти «народные» революции, полагает аз-Завахири, обязательно приведут к поражению Соединенных Штатов.
Спохватились. Но не поздно ли?
• Похоже, американцы только начали осознавать, что они натворили в Северной Африке. А иначе как понимать речь госсекретаря США 1 сентября на прошедшей в Париже международной конференции по оказанию помощи Ливии? Хиллари Клинтон потребовала от новых властей в Триполи освободиться от экстремистов в их рядах и «работать с нами для обеспечения гарантий того, чтобы запасы оружия, расхищенные со складов Каддафи, не превратились в угрозу для соседей Ливии в частности и всего мира вообще».
• В начавшейся перепалке госпоже Клинтон ответил глава МВД в Исполнительном совете ПНС Ахмед Даррат, который фактически сравнил ее с Каддафи, заявив, что тот, кто говорит о вооруженных экстремистах в Ливии, поступает как лидер Джамахирии.
• Здесь стоит напомнить, что с самого начала выступлений повстанцев в Бенгази полковник утверждал (и, похоже, имел на то основания), что за ними стоит «Аль-Каида». По оценке Каддафи, в случае падения его режима к власти в Триполи придут исламисты, которые превратят Ливию в исламский эмират, живущий по законам шариата.
• Тот же Даррат доказывал, что ПНС уже озаботился проблемой широкого распространения оружия в стране. Подобная «забота» новых ливийских властей понятна: исламистам совсем не хочется получить еще один вооруженный конфликт, на сей раз с соотечественниками, не разделяющими их радикальные взгляды.
Что касается американцев, то истории с Усамой бен Ладеном и афганскими талибами, к поддержке которых в свое время США приложили немало усилий, ничему их не научили. И в Ливии все может повториться вновь, но уже на новом уровне, в новом качестве.
Какие выводы следуют из того, что «командующими» вооруженных отрядов повстанцев по меньшей мере в двух крупнейших городах Ливии являются мусульманские радикалы?
Во-первых, одно их назначение на эти посты означает: исламисты играют в Переходном национальном совете не последние роли и обладают возможностью держать на ключевых военных должностях сподвижников.
• Про ПНС известно, что он состоит примерно из 40 человек, причем до последнего времени имена свыше половины из них держались в секрете. Почему? Они, дескать, могут стать целями для сторонников Каддафи. Но не было ли для этого еще одной причины? Например, члены совета, которые предпочли остаться анонимами, имели и имеют непосредственное отношение к ВИГ-Л. Ведь если бы это предположение подтвердилось, данное обстоятельство могло бы кардинально изменить отношения между западными странами и ПНС.
Во-вторых, очевидный рост роли исламистов в военных делах ПНС в ближайшей перспективе неизбежно приведет к внутреннему расколу в лагере врагов Каддафи, поскольку те из них, кто руководствуется светскими идеями демократии и свободы, вряд ли согласны пребывать в лоне новой диктатуры, на сей раз религиозной.
• Возможное подтверждение тому – состоявшийся 10 сентября в оплоте повстанцев Бенгази первый марш протеста против «победителей», в котором приняли участие несколько сотен человек. В ходе акции представители различных политических течений, которые сейчас как грибы после дождя возрождаются после десятилетий запрета на деятельность партий, заявили, что ПНС не выражает чаяний ливийского народа.
• Кто выйдет победителем из возможной новой междоусобицы, предсказать пока трудно. Уже 11 сентября в первой вооруженной «разборке» между двумя группами повстанцев в городе Аль-Ассабаа на юго-западе Ливии погибли 12 человек, 16 получили ранения.
В-третьих, очевидно, что в Ливии (и не только в ней) мусульманские радикалы рвутся к браздам правления. Этот вывод подтверждают авторы распространенного 6 сентября ежегодного доклада влиятельного и респектабельного лондонского Международного института стратегических исследований.
• Эксперты, в частности, предупреждают, что исламистские группы могут извлечь выгоду из вакуума власти, образовавшегося после народных восстаний в ряде арабских стран, и самое вероятное, что они сделают в первую очередь, – бросятся на мирный или силовой захват командных высот в госструктурах.
В-четвертых, если в результате «развода» среди повстанцев в Ливии у властных рычагов встанут исламисты, пусть даже приклеившие себе ярлык умеренных, Европа, ранее отказав в поддержке относительно стабильному – пусть и одиозному, не вызывавшему каких-либо симпатий режиму Каддафи, в среднесрочной перспективе получит взамен в своем «подбрюшье» мину замедленного действия, которая может взорваться с самыми непредсказуемыми последствиями.
/Владимир Куделев, vpk-news.ru/
Аль-Каида — это филиал ЦРУ!