Одним из главных решений прошедшей в Нижнем Тагиле выставки вооружений сухопутных войск стало то, что российское правительство готово за счёт бюджетных средств финансировать обновление производственных мощностей отечественного танкостроительного гиганта – «Уралвагонзавода». Ожидается, что в ближайшие годы на программу развития данного предприятия государство потратит более 64 млрд. рублей. На что же пойдут эти 64 миллиарда?
• Стоит отметить, что за последние годы у военных накопились изрядные претензии к выпускаемой на предприятии продукции. На прошедшей в начале сентября выставке, среди прочих моделей в очередной раз демонстрировался танк Т-90. Весной 2011 года главком сухопутных войск Александр Постников уже раскритиковал данный танк, заявив, что МО России не видит смысла в покупке «17-й модернизации танка Т-72» за 118 млн. рублей.
• Возможно, именно поэтому структура заказов оборонного ведомства по танковой технике изменяется с большим скрипом. Уже который год Минобороны закупает по 63 танка Т-90, дополняя заказ услугами по капремонту и модернизации состоящих на вооружении танков Т-72 до уровня Т-72БА.
• Высказывания генерала Александра Постникова возникли не на пустом месте, по всей видимости, военные действительно не видят смысла в покупке большого количества новых Т-90 (который действительно первоначально имел индекс Т-72БУ) по цене 118 млн. рублей за штуку. Еще в прошлом году оборонное ведомство закупало данные танки по 70 млн. рублей. Оставляя за кадром причины столь резкого роста цены на данный танк, стоит отметить, что факт остается фактом: Минобороны России считает массовую закупку Т-90 слишком дорогостоящей идеей.
• Вместо покупки новых «старых» танков, в Минобороны решили наращивать темпы модернизации находящихся на вооружении танков Т-72. По информации Центра анализа стратегий и технологий в 2010 году военные заказали модернизацию 198 танков Т-72Б до уровня Т-72БА. Также сообщается, что в марте 2011 года был подписан контракт о модернизации 300 танков до уровня Т-72БА в течение 3 лет, то есть по 100 танков в год.
• Однако, учитывая общее количество танков Т-72 в войсках (по информации из открытых источников их число превышает 9 тыс. штук) и даже принимая во внимание неизбежное их сокращение при переходе к бригадам «нового облика», такие темпы модернизации следует признать не самыми высокими.
• Желание перейти к модернизации имеющихся танков вместо приобретения Т-90 подтверждается и концепцией 3-х типов общевойсковых бригад «нового облика», которая была опубликована Генеральным штабом еще в 2010 году. По данной концепции в России должны быть созданы бригады 3-х классов – тяжёлые (на гусеничном ходу), средние (на колесных БТРах) и лёгкие (на бронеавтомобилях). При этом военные выдвинули требование максимально унификации транспортных средств в пределах одного соединения.
• На практике это означает, что в случае с тяжелой бригадой по возможности весь парк ее техники должен базироваться на одном шасси: от танков, САУ и БМП до инженерных машин и тягачей. Имеющиеся сегодня на вооружении танки и БМП, так же как и гипотетический Т-95 данному требованию не удовлетворяют.
• Именно поэтому и появился проект под кодовым обозначением «Армата». Данная разработка на языке военных именуется не иначе как «перспективная унифицированная тяжёлая платформа», именно на ней и должен быть развернут весь комплекс боевых и вспомогательных гусеничных машин российских тяжелых бригад. Предполагается, что при разработке «Арматы» инженеры «Уралвагонзавода» будут использовать все удачные решения, которые нашли применение на Т-90 и «объекте-195».
• Предполагается, что «Армата» покинет цеха завода в 2015 году. До наступления этого срока, военные решили использовать экономичный рецепт с модернизацией уже имеющихся на вооружении танков Т-72. По мнению МО России, так будет практичнее и дешевле.
Модернизация Т-72
• История появления в вооруженных силах Росси танка Т-72БА своими корнями уходит в самое начало 1990-х годов. В то время выпуск танков осуществлялся на двух заводах — Челябинском тракторном и «Уралвагонзаводе» в Нижнем Тагиле. Однако развал СССР поставил крест на производственных планах обоих заводов, серийное производство танков Т-72Б было практически прекращено, причем на ЧТЗ производство танков, как оказалось, было остановлено навсегда.
• «Уралвагонзавод» какое-то время возлагал надежды на развертывание крупного заказа на танк Т-90 («объект 188») и занимался поставкой продукции на экспорт. Однако обвальная конверсия 1992 года заставила завод обратить свой взор на новый для себя вид деятельности – ремонт и модернизация стоящих на вооружении машин до более совершенного уровня.
• Однако и на это у Минобороны не нашлось тогда нужных финансовых средств. Вместо этого завод в течение 1993 года занимался простым ремонтом и минимальной доработкой изделий мелкими партиями. С 1994 по 1997 годы работ по модернизации танка Т-72 на предприятии не проводилось вовсе.
• Ситуация оживилась в 1997 году, со сменой директора на предприятии и оживлением российской экономики. В 1998 году предприятие для отработки навыков по модернизации машин взяло у Министерства обороны 20-30 танков для проведения капитального ремонта. В марте 1998 года на заводе полностью определились с идеологией доработок. По танку Т-72 она включала в себя замену двигателя В-46 на В-84, установку современной автоматизированной СУО, тепловизора и ВДЗ (встроенной динамической защиты) «Контакт-5».
• К концу года на заводе подготовили первую модернизированную по данной схеме машину, на втором танке заканчивался монтаж башни на корпус. Оба танка планировалось показать на выставке вооружений в Абу-Даби. Однако данный вариант модернизации вновь оказался дорог для отечественных ВС. Два танка остались прототипами для дальнейшей модернизации экспортных вариантов танка, а оставшиеся подверглись капитальному ремонту и в целом незначительным доработкам.
• В 1999 году на предприятии прошли ремонт еще 30 танков Т-72Б, настало время узаконить проводимые при ремонте доработки и в период с 15.10 по 26.11.2000 года прошли государственные испытания модернизированной версии танка, которая поступила на вооружение российской армии под индексом Т-72БА.
• Первые модернизированные по данному проекту машины (1998-2000 годы) получили комплекс навесной динамической защиты «Контакт», часть получила «Контакт-5» и СУО 1А40-1. Внешне данные танки можно было опознать по наличию в кормовой части башни датчика атмосферных условий ДВЕ-БС (расшифровывается как датчик ветра емкостной с блоком сопряжения). Именно блок сопряжения отвечает за интеграцию датчика с данной СУО.
• Система управления огнём СУО 1А40-1 обеспечивает полностью автоматическую работу, однако ввод суммарных поправок по-прежнему оставался ручным. Позже на танки стали устанавливать модернизированную СУО 1А40-1М. Ее отличительными особенностями стали:
— наличие ТБВ (танкового баллистического вычислителя) на процессоре;
— автоматический ввод бокового упреждения и углов прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета;
— учет бокового ветра, угловой скорости цели, крена, отклонения начальной скорости снарядов и индивидуальных углов вылета;
— расчет углов прицеливания и бокового упреждения для прицела командира;
— полуавтоматическое слежение за движущейся целью.
• В состав обоих этих СУО включается комплекс управляемого вооружения «Свирь», позволяющий вести стрельбу ракетами 9М119 и 9М119М. Прибор наведения КУВ «Свирь» смонтирован в перископический пассивно-активный ночной прицел 1К13-49. В 2005 году, после осуществления очередных доработок на танке появился новая СУО 1А40-М2. Штатные стабилизаторы вооружения были заменены на новый двухплоскостной стабилизатор 2Э42-4 «Жасмин» с электромашинным приводом горизонтального наведения и электрогидравлическим – вертикального.
• Взамен старых дизелей В-84-1 и В-84М, которые устанавливались на Т-72Б, имеющих недостатки в виде прогара выпускного коллектора и перегрева, на танк был установлен улучшенный дизель — В-84МС. На выпускных коллекторах данного дизеля были смонтированы сильфоны, смешивающие выхлопные газы двигателя с атмосферным воздухом, что положительно сказалось на температурном режиме работы коллектора и понизило тепловую заметность Т-72.
• Аналогично танку Т-90 образца 1993 года была доработана трансмиссия. Ходовая часть получила гусеницы с параллельным РМШ и с возможностью монтажа асфальтоходных башмаков. В соответствии с этим были применены новые звездочка ведущего колеса и ленивец.
• Танк получил усиленную противоминную защиту днища под сиденьем механика-водителя. Здесь были смонтированы 2-а дополнительных ребра жесткости под днищем и поперечный пиллерс. Непосредственно рядом с сиденьем разместилась распорная стойка, а само сиденье было подвешено к крыше корпуса танка. Между установленными ребрами жесткости могут устанавливаться накладные бронелисты (в качестве варианта).
• Машины, модернизированные после 2002 года, оснащались только встроенной динамической защитой «Контакт-5», а с 2003 года стали получать новое унифицированное МТО с дизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с. Данное МТО было отработано на танках Т-90С индийского заказа. Помимо двигателя танк получал новую усиленную трансмиссию, доработанную систему воздухоочистки, алюминиевые радиаторы, обладающие повышенной теплоотдачей, а также внедренные средства ИК-маскировки.
• Танк получил новый комплекс средств связи «Абзац», обеспечивающий уверенную дальность связи на расстоянии не менее 20 км, как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности и новый ночной прибор ТВН-5 для механика-водителя.
• К сожалению даже эта небольшая модернизация была выполнена достаточно малой партией. На конец 2009 года в войсках находилось не более 219 модернизированных по данной программе танков. Предположительно в 2010 году их количество увеличилось еще на 198 штук, а в период до 2014 года численность таких танков в вооруженных силах может достигнуть 700. По крайней мере, заключенный 15 марта 2011 года контракт между МО РФ и ОАО «Уралвагонзавод» предполагает модернизацию свыше 300 танков в течение 3 лет.
• В настоящее время данная модернизация справедливо критикуется экспертами за свою ущербность, однако Министерство обороны по-прежнему не желает тратить значительных средств на доведение танков Т-72Б до уровня Т-72Б2, который был разработан во время проведения ОКР по проекту «Рогатка-1». Скорее всего, на свет родится компромиссное решение, по которому танки Т-72БА будут доработаны в плане установки нового СУО, включающего тепловизионный прицел наводчика, благо такие разработки на «Уралвагонзаводе» готовы уже давно.
• По предварительной информации на танки может быть установлен тепловизионный прицел «Сосна-У», разработанный ОАО «Пеленг» (Белоруссия) и оснащенный тепловизионной камерой 2-го поколения производства французской компании CATHERINE.
• Не смотря на то, что данная модернизация танка по своей идеологии устарела уже лет на 15, она вполне соответствует современному техническому уровню с поправкой на эксплуатацию в Российской Армии. Стоит отметить, что данная модернизация является модернизацией по деньгам – за что заплатили, то и получили. Протянуть до поступления в войска разрабатываемых танков нового поколения можно и с модификацией Т-72БА (особенно в том случае, если танки получат тепловизоры).
/Сергей Юферев, topwar.ru/