Global Hawk - этот БПЛА поражает своими размерами. Размах крыльев больше, чем у Boeing-737.

БПЛА являются, пожалуй, самым выдающимся достижением в авиации за последнее десятилетие. Благодаря этим аппаратам кардинально меняются представления о технологии ведения боевых действий в ХХI веке. Уже сегодня в военных и гражданских целях используется около 8000 беспилотников и их число будет расти.

• Тема беспилотных летательных аппаратов не сходит со страниц прессы. Почти каждый день БПЛА упоминаются в информационных сводках из горячих точек – от Ливии, где недавно был сбит беспилотный вертолет, до Афганистана, где ударный БПЛА Predator «дружественным огнем» поразил двух американских солдат…

Global Hawk - этот БПЛА поражает своими размерами. Размах крыльев больше, чем у Boeing-737.

• Очевидно, что беспилотная авиация будет играть все более важную роль в военной, разведывательной и научно-исследовательской областях. Сегодняшние беспилотные системы – продукт кооперации высокотехнологичных отраслей, и современному БПЛА мало быть летательным аппаратом с хорошей аэродинамикой и оптимальными летными качествами.

Во-первых, «беспилотник» должен быть включенным в систему UAS (Unmanned Aerial System) и действовать вместе с нею в качестве исполнительного звена.

Во-вторых, уже вместе с UAS его необходимо интегрировать в глобальное сетевое информационно-управляющее пространство С4I (управление – контроль – связь — разведка) в качестве, как теперь принято говорить, интероперабельного участника ее инфосферы.

• Еще одна проблема связана с тем, что по мере развития флота БПЛА этим аппаратам придется получать разрешение летать в неразделенном воздушном пространстве вместе с другими ЛА, соблюдая все правила безопасности полетов и не создавая потенциальных угроз воздушному движению.

• Наконец, беспилотные системы требуют высокой квалификации операторов станций управления. Теперь, помимо качественного выполнения технических задач, от персонала станций требуется обращать внимание на гуманитарную сторону своей миссии – ведь зачастую от принятых за пультом решений зависят человеческие жизни.

Raven - армейский разведчик, запускается прямо с руки, а носят его в походном ранце

Ближневосточная премьера

• Первый боевой беспилотник современного вида IAI Scout (Oriole) был показан Израилем на авиасалоне в Ле-Бурже в 1978 году. В 1982-м, в военной операции в Ливане против сирийских войск, Израиль с помощью своих «Скаутов» дезорганизовал систему ПВО, которую затем «прикончили» израильские штурмовики. Получив превосходство в воздухе, Израиль довел конфликт до победы. Теперешний лидер по части беспилотных дронов – США – серьезно взялся за дело только в середине 1990-х.

• Сегодня в США этой теме уделяется приоритетное внимание – в 2010 году там выделено 5,4 млрд. долларов на разработку, закупку и эксплуатацию беспилотной техники, что вдвое больше, чем было затрачено в течение всех 1990-х. Серьезным конкурентом США остается Израиль, который производит очень неплохие UAV, пользующиеся неизменным спросом во многих странах, включая Россию.

Они собираются в стаи

• В динамично развивающейся сфере разработки и создания беспилотных систем можно выделить наиболее перспективные направления. Прежде всего, стоит отметить переход на использование беспилотных платформ многофункционального назначения в качестве, например, разведывательно-ударных UAV, вооруженных высокоточным оружием и действующих по принципу «сам разведал, сам поразил собственным оружием».

• Причем можно говорить о наметившемся движении в сторону использования вооруженных UAV легкого и мини-класса, более дешевых и удобных в применении, в том числе в составе группы («стаи»). В рамках этой задачи форсируются программы разработки высокоточных ракет и бомб малых калибров – от 1,5 до 30 кг – для вооружения легких UAV со взлетным весом 200–450 кг, не способных «принимать» вооружение типа ракет Hellfire (вес 50 кг) и бомб GBU-12 (250 кг), которыми вооружены среднетяжелые UAV Predator-IA (взлетный вес около 1000 кг) и Reaper (взлетный вес 4500 кг).

MQ-8 Fire Scout - беспилотный морской вертолет. Сконструирован для разведки, однако в будущем возможно придание машине ударных функций.

Еще одно направление – разработка на базе легких UAV невозвращаемых барражирующих боеприпасов (в качестве примера можно привести израильский Harop), действующих по принципу «выслеживаю и обнаруживаю свою цель, а затем по команде оператора пикирую на нее». Также существуют проекты размещения на БПЛА оружия нелетального воздействия для вывода из строя «кибернетических» систем противника (без нанесения ущерба людям) в виде так называемых E-bomb, генерирующих мощное электромагнитное излучение при подрыве заряда, а также бортовых микроволновых пушек.

В последнее время получает распространение технология опционально-пилотируемых аппаратов OPV (Optionally Piloted Vehicles), способных летать как в бесплотном, так и в пилотируемом вариантах. Они строятся на базе сертифицированных легких ЛА, что позволяет более просто решить проблему включения этих «полубеспилотников» в неразделенное воздушное пространство и совершать в нем более свободные тренировочные и демонстрационные полеты.

Особое внимание уделяется исследованию проблем «интеллектуальных» групп («стай») UAV, выявленных во время демонстраций управления группой в полете, и реализации преимуществ распределенной структуры беспилотной группировки для более эффективного планирования полетного задания и проведения боевых операций. В настоящее время распространение получает согласительный стандарт STANAG4586, регламентирующий взаимодействие оператора с единичными БПЛА и с группой БПЛА на всех уровнях операционной совместимости. Стандарт определяет архитектуру, интерфейсы, коммуникационные протоколы, элементы данных и форматы сообщений, применяемых в управлении аппаратами и во взаимодействии между ними.

• Еще одно новшество – демонстрационные полёты с автоматической дозаправкой БПЛА от пилотируемого танкера или танкера-беспилотника.

Дозаправка БПЛА в воздухе

Издали виднее

• Не случайно термин UAV (БПЛА) в наши дни все чаще заменяется понятием беспилотной системы воздушного базирования (UAS), которое более точно отражает содержание сложных автоматизированных комплексов, связанных с эксплуатацией «беспилотников». Беспилотная авиационная система UAS – это инфраструктура в виде стартовых площадок, ВПП, систем запуска и возвращения «беспилотника», аэродромные команды, средства обеспечения самих UAV, станции управления с командой квалифицированных операторов. UAS используют две концепции работы с UAV:
— в удаленном на многие километры от зон полетов UAV режиме;
— и в режиме с размещением станций управления и стартовых площадок практически рядом с местом проведения беспилотных операций.

Удаленное управление осуществляется при проведении долговременных стратегических операций и/или очень ответственных разведывательно-ударных. В качестве примера можно привести управление высотным стратегическим разведчиком Global Hawk, а также операции по выслеживанию и ликвидации руководителей «Талибан» и «Аль-Каиды» с применением среднетяжелых вооруженных разведывательно-ударных UAV Predator и Reaper.

Для решения задач удаленного управления используются два типа станций. Первая находится недалеко от места событий и решает чисто пилотажные задачи: обеспечение взлета, набор высоты, выход на заданный курс, возвращение и посадка. Этим занимаются операторы-пилоты – как правило, из числа бывших летчиков. «Недалеко от места событий» в данном случае означает, что UAV дислоцируются на базах около границ, например Ирака и Афганистана, или, например, в Саудовской Аравии, перелет из которой для достаточно дальнобойных Predator и Reaper не представляет особых проблем.

• Другая станция, управляющая всей целевой операцией «беспилотников» по спутниковым каналам, находится на территории США на удалении более 15000 км, например, на авиабазе ВВС США Крич в Неваде. Операторы-расшифровщики, операторы-аналитики, операторы-навигаторы производят детальный анализ получаемой с борта БПЛА видеоинформации, вносят необходимые коррективы в ход операции, принимают нужные решения и дают отмашку дрону на их исполнение.

Российский БПЛА «Иркут-850», предназначен для разведывательных целей.

• Эти специалисты используют поддержку экспертных систем, систем компьютерного зрения, автоматического распознавания целей, а в последнее время еще и технологии спортивных телеканалов, позволяющие в толчее событий найти тот самый нужный и впечатляющий ракурс.

• В задачах управления «беспилотниками», участвующими в армейских операциях оперативно-тактического плана, применяются мобильные наземные станции, оборудованные видеотерминалом. Станция находится недалеко от стартовых площадок и от места проведения операции. В США решено унифицировать мобильные станции, чтобы они могли работать с разными типами UAV. Легкие армейские UAV для небольших подразделений (группа, взвод) управляются с помощью портативной аппаратуры.

«Беспилотники» в сетях

• XXI век положил начало интенсивному внедрению глобальной информационно-управляющей системы на основе технологий, обеспечивающих ведение боевых действий (NCW, Network-centric warefare), без чего уже становится немыслимым развитие всех видов авиации и беспилотной в том числе. Технология NCW включает объединенную систему связи, командования, разведки, управления, обработки и анализа информации C4I, а также систему мероприятий ведения «информационных войн».

RQ-170 Sentinel - новейший секретный разведывательный БПЛА, построенный по схеме «летающее крыло» и по технологии «стелс».

• Чтобы быть включенными в C4I, беспилотные авиационные системы оборудуются линиями передачи данных (ЛПД) по технологии коллективного обмена. Информационная поддержка операций обеспечивается внешними источниками в виде самолетов AWACS, ретрансляторов, радиотехнической разведки, а также спутниковых связных и разведывательных систем. Это должно обеспечить необходимую ситуационную осведомленность операторов и организовать операционную совместимость со всеми участниками операции. На UAV легкого и мини-класса устанавливаются ЛПД преимущественно в миниатюризированном исполнении.

Право на небо

• Беспилотники по-прежнему продолжают испытывать давление служб УВД и обеспечения воздушной безопасности, а также ИКАО, EASA, EUROCONTROL, Всемирной ассоциации диспетчеров и др. Представители этих организаций считают, что «беспилотник» может находиться в неразделенном воздушном пространстве, то есть летать в нем вместе с другими ЛА, только если он по своему поведению будет неотличим от пилотируемых аппаратов и не создаст потенциальной опасности столкновений в воздухе.

• Для этого на борту UAV требуется иметь автономную систему, которая, действуя подобно пилоту ВС, будет самостоятельно оценивать воздушную обстановку, обнаруживать опасные объекты и совершать маневры уклонения в автоматическом режиме. Надежность такой бортовой системы – необходимое условие для решения проблемы сертификации БПЛА и их допуска к полетам в мировом воздушном пространстве. Эта система реализует принцип «чувствую и уклоняюсь» (Sense and Avoid) и носит название SAA.

• Согласно американским планам, системы SAA начнут устанавливаться на всех американских UAV начиная с 2012 года. Сенсорами системы SAA служат малогабаритные РЛС-системы, видеокамеры круглосуточного действия, а будут еще и новейшие векторные акустические датчики, выполненные в миниатюрной конструкции по технологии MEMS, что делает удобным их размещение на самых легких «беспилотниках». Системы SAA уже испытаны и проходят демонстрацию в реальных полетах.

Пуск с БПЛА ракеты Hellfire

Объем производства

По объемам производства и широте ассортимента БПЛА лидируют со своими 32,5% США, в тройке лидеров Израиль (12,6%), затем идут Англия (5,6%) и Россия (5,5%). Объем мирового рынка беспилотников в 2009 году составил 4,4 млрд. долларов, а его рост к 2016-му прогнозируется на уровне 5,2–5,4 млрд. долларов.

Самые-самые беспилотные самолёты

Cамый дальнобойный: стратегический, тяжелый высотный разведчик Global Hawk. Способен за сутки осмотреть более 100.000 км2, летая на высоте 18–20 км.

Cамые используемые: вооруженные разведывательно-ударные беспилотники Predator-А, Reaper, за которыми вот-вот последует новейшая модель из этого семейства – реактивный Avenger с ракетами и бомбами во внутренних отсеках.

Cамый незаметный: UAV X-47B палубного базирования в виде «летающего крыла» по технологии «стелс». Находится на стадии испытаний, с палубы начнет летать в 2014 году.

Cамый секретный: UAV RQ-170 тоже в виде летающего крыла и, как говорят, вооружен микроволновой пушкой.

Самый массовый: армейский разведчик Raven, запускаемый рукой.

Самый новый: миниатюрный gMAV переносится солдатом в рюкзаке, может летать около часа и заниматься разведкой на дистанции до 1000 м, взлетает и садится вертикально.

Самые-самые беспилотные вертолёты

Cамый «любимый» в ВМС США: палубный вертолет Firescout для разведки и точного наведения ударных самолетов. Находится в небе до 8 часов, летает на 200 км, весит 1,5 т; его готовят к вооружению управляемыми ракетами.

Cамый многофункциональный: морской вертолет Hummingbird, весом 3 т для ведения разведки, доставки грузов, нанесения ударов ракетами Hellfire; имеет «самолетную» дальность полета, может быть в воздухе до 8 часов.

Cамый модернизированный: морской вертолет Little Bird для задач разведки и нанесения ударов, создан на базе серийного АН-6.

Cамый «неамериканский»: австрийский Camcopter S-100 весом 200 кг для ведения разведки и нанесения ударов, может быть вооружен легкой многофункциональной ракетой.

/Олег Титков, popmech.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя