Войны высокоточных технологий

Оценивая роль высокоточного оружия (ВТО) в решении задач военных конфликтов последнего десятилетия и учитывая перспективы его развития в начале XXI века, можно с уверенностью утверждать, что оно и впредь будет оказывать определяющее влияние на формирование характера вооруженной борьбы не только в воздушной, но и в воздушно-космической сфере.

Одной из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации в воздушно-космической сфере является массовое оснащение вооруженных сил США и НАТО современным высокоточным оружием (ВТО). Одновременно ведутся активные работы по развитию инфраструктуры, обеспечивающей эффективное применение ВТО: систем разведки, связи, управления и координации действий всех сил и средств, участвующих в воздушных и воздушно-космических операциях.

Войны высокоточных технологий

• Высокоточное оружие внесло особый вклад в формирование характера вооруженной борьбы в воздушной сфере в военных конфликтах конца XX века. Под его влиянием непрерывно совершенствовались формы и способы боевого применения средств воздушного нападения (СВН), изменялась тактика действий авиационных группировок, появлялись новые тактические приемы для подавления системы ПВО и нанесения ударов по различным наземным объектам.

• В общем случае под ВТО понимается оружие, обеспечивающее в результате наведения избирательное поражение мобильных и стационарных целей в любых условиях обстановки с вероятностью, близкой к единице.

Отличительной особенностью ВТО от обычных боеприпасов является наличие в нем командной, автономной или комбинированной систем наведения, осуществляющих управление траекторией полета к цели (объекту поражения) и обеспечивающих заданную в зависимости от характеристик атакуемой цели вероятность ее поражения.

В зависимости от типа носителя ВТО может быть авиационного, морского и сухопутного базирования, а в ближайшие 10 лет возможно появление ВТО космического базирования. Рассмотрим авиационное ВТО класса «воздух-земля». К нему относятся следующие виды авиационного вооружения: крылатые ракеты (КР), управляемые ракеты (УР) общего назначения класса «воздух-поверхность», управляемые авиационные бомбы и кассеты (УАБ и УАК), противорадиолокационные ракеты (ПРР), противокорабельные ракеты (ПКР).

В зависимости от типа установленной на борту системы наведения авиационное ВТО подразделяется на:
— ВТО  с оптико-электронными системами наведения (телевизионной, тепловизионной, лазерной);
— ВТО с пассивной радиолокационной системой наведения;
— ВТО с активной радиолокационной (мм-диапазона длин волн) системой наведения;
— ВТО с инерциальной системой наведения и коррекцией по космической радионавигационной системе (КРНС) «Навстар»;
— ВТО с комбинированной системой наведения (различные комбинации вышеперечисленных систем наведения).

В войнах XXI века первый удар по противнику наносят надводные корабли и подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами

В зависимости от максимальной дальности боевого применения с самолетов-носителей авиационное ВТО подразделяется на:
— ВТО большой (более 100 км) дальности стрельбы;
— ВТО средней (до 100 км) дальности стрельбы;
— ВТО малой (до 20 км) дальности стрельбы.

• Основные научно-технические программы в области развития авиационного ВТО данного класса направлены на увеличение скорости и дальности полета, повышение точности стрельбы, снижение радиолокационной и оптической заметности, использование комбинированных систем наведения, которые позволяют применять оружие в любых метеорологических условиях. Особое внимание уделяется оснащению ВТО различными типами боевых частей, что значительно расширяет спектр решаемых боевых задач и избирательность воздействия.

• Оценивая роль ВТО в решении задач военных конфликтов последнего десятилетия и учитывая перспективы его развития в начале XXI века, можно с уверенностью утверждать, что оно и впредь будет оказывать определяющее влияние на формирование характера вооруженной борьбы не только в воздушной, но и в воздушно-космической сфере. Наибольшее воздействие на этот процесс окажут следующие факторы:

1. Рост количественного состава ВТО в общем арсенале средств поражения. Уже в настоящее время запасы высокоточных авиационных средств поражения различных типов в вооруженных силах основных иностранных государств исчисляются десятками тысяч единиц, а ежегодное их производство – тысячами единиц. Обращает также внимание стремление развивающихся стран иметь на вооружении собственные арсеналы высокоточного оружия.

Читайте также  Су-34 и F-15E: встреча неизбежна

2. Возможность применения ВТО с рубежей, находящихся не только вне зон действия активных средств ПВО, но и вне зон информационных средств ПВО. Этот фактор реализуется путем разработки ВТО большой дальности стрельбы, а также путем реализации различных траекторий полета ВТО, позволяющих производить его пуски с самолетов-носителей из-за радиогоризонта.

3. Расширение диапазона высот и скоростей применения ВТО от воздушной сферы до воздушно-космической. В настоящее время в США и НАТО открыт ряд программ по созданию гиперзвуковых управляемых и крылатых ракет. Отличительными особенностями данных типов средств будут являться высокая оперативность и гибкость боевого применения, малая уязвимость, повышенная внезапность и скрытность ударов за счет возможности применения с любых направлений, в любых погодных условиях и независимо от времени суток.

Авиационные бомбы типа JDAM относятся к ВТО с системой наведения «Навстар»

4. Придание ВТО «всепогодных» свойств, позволяющих эффективно применять его в любой обстановке, независимо от метеорологических условий и времени суток. В результате в ближайшем будущем точность стрельбы основных типов ВТО не будет зависеть от метеорологических условий. Этот фактор получил свое развитие в результате разработки для ВТО различных систем наведения. В настоящее время многие типы средств поражения оснащены инерциальной системой наведения с коррекцией по КРНС «Навстар», а также комбинированными системами наведения, работающими на разных физических принципах.

5. Расширение перечня типов объектов, поражаемых ВТО, и появление возможности реализации принципа избирательности воздействия по объектам. Этот фактор получил свое развитие благодаря разработкам для ВТО различных типов боевых частей. Первые образцы ВТО были способны поражать только слабозащищенные в инженерном отношении точечные объекты. В настоящее время для ВТО разработаны проникающие бетонобойные боевые части, способные эффективно поражать высокозащищенные заглубленные объекты.

Активно ведутся работы по созданию ВТО так называемого нелетального воздействия. К нему относятся СВЧ-боеприпасы для поражения электромагнитным импульсом различных типов РЭС, боеприпасы, снаряженные наэлектризованной графитовой смесью для вывода из строя систем электроснабжения.

6. Возможность создания в США и НАТО на рубеже 2015 г. «Перспективной интегрированной системы применения ВТО». Предусматривается, что в состав данной системы будут интегрированы ударные средства, оснащенные ВТО (авиация, надводные корабли и подводные лодки, наземные комплексы, ударные БЛА), и информационно-управляющая инфраструктура, единая для всех видов ВТО (система глобального наблюдения и разведки, система связи и передачи данных, система контроля и управления). Данной системе отводится решающая роль в разрабатываемой в США концепции сетецентрической войны.

Подготовка к боевому вылету стратегического бомбардировщика В-1В «Лансер»

• Под влиянием массового принятия на вооружение новых типов ВТО формы и способы боевого применения СВКН приобретут иной характер и существенно пополнят свое содержание. Это проявится прежде всего в том, что все боевые действия приобретут явно выраженный воздушно-космический характер и будут вестись в единой воздушно-космической сфере. Появится ряд новых особенностей, обусловленных качественным совершенствованием ВТО.

Во-первых, значительно возрастут пространственные параметры боевых действий и увеличится объем решаемых задач оперативно-стратегического и стратегического масштаба. Эта тенденция связана с увеличением дальности применения ВТО и возможностью эффективного его использования для нанесения ударов по объектам, находящимся в глубоком тылу противостоящей стороны.

Во-вторых, в результате повышения избирательности применения ВТО появляется возможность комплексного и одновременного решения главных задач операций (боевых действий) уже на начальном этапе военного конфликта.

Читайте также  Война в космосе как предчувствие

В-третьих, существенно возрастут динамичность и интенсивность боевых действий и, следовательно, сократятся сроки выполнения основных боевых задач.

В-четвертых, появляется реальная возможность для достижения тактической внезапности, особенно при нанесении первого ракетно-авиационного удара воздушной наступательной операции. Эта тенденция обусловлена, с одной стороны, значительным ростом боевого потенциала группировок СВКН, что позволяет начать боевые действия существующими группировками без предварительного их усиления, с другой – возможностью применения ВТО с рубежей, находящихся за пределами зон контроля информационных средств противостоящей стороны, а также с неожиданных направлений.

Бомбы с лазерным наведением типа GBU на пути к самолёту-носителю

В-пятых, при нанесении массированных ударов произойдут изменения в оперативно-тактическом построении СВКН, связанные с увеличением количества сил, действующих в эшелоне беспилотных средств поражения. Эта тенденция обусловлена количественным увеличением такого типа ВТО, как крылатые ракеты воздушного и морского базирования, которые будут способны самостоятельно решать практически весь спектр боевых задач.

• Кроме того, произойдут изменения в тактическом построении боевых порядков пилотируемой авиации, действующей в эшелоне подавления ПВО и в ударных эшелонах. Это найдет свое выражение в переходе к одновременным действиям большого количества небольших по составу ударных групп и даже одиночных самолетов, решающих конкретные задачи по поражению объектов. Эта тенденция обусловлена высокими точностными характеристиками средств поражения, что позволяет решать боевые задачи меньшим составом сил.

• Количество самолётовылетов, необходимое для поражения одних и тех же малоразмерных объектов с помощью ВТО, значительно сократится по сравнению с применением неуправляемых средств поражения. Поэтому такое понятие, как «массированный авиационно-ракетный удар», приобретет совсем иной смысл, а именно – будет рассматриваться не с точки зрения массированных налетов авиации в плотных боевых порядках, а с точки зрения одновременных действий большого количества небольших по составу авиационных групп.

• Переход к таким действиям уже явно обозначился в военных конфликтах последних лет, где авиация США и НАТО одновременно наносила удары по большому количеству объектов, используя при этом небольшие по составу ударные группы и даже одиночные самолеты.

• Необходимо также отметить неординарное влияние, которое перспективное авиационное ВТО может оказать на тактику действий самолетов-носителей. Эта тактика существенно упростится, поскольку главными задачами самолетов-носителей останутся выход на установленные рубежи применения ВТО, расположенные вне зон действия активных средств ПВО противостоящей стороны (а в некоторых случаях и вне зон информационных средств ПВО), и проведение согласованных по времени пусков ВТО.

Подвеска авиационных средств поражения требует внимательности и точного соблюдения норм техники безопасности

• Учитывая это обстоятельство, а также возможность создания вышеупомянутого «интеллектуального ВТО» при прогнозировании действий СВКН в будущих военных конфликтах целесообразно рассматривать не столько тактику действий самолетов-носителей ВТО, сколько тактику действий самого ВТО. Эта тактика будет определяться прежде всего типом системы наведения, установленной на конкретном образце ВТО, характером объекта поражения, а также степенью его защищенности активными и пассивными средствами ПВО.

• Таким образом, доминирующее влияние на формирование характера вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере в военных конфликтах начала XXI века будет оказывать высокоточное оружие, которое станет главным средством огневого воздействия практически на все объекты, независимо от степени их защищенности и мобильности. Можно с уверенностью утверждать, что войны будущего – это войны высокоточных технологий.

/С.ЯГОЛЬНИКОВ, начальник НИЦ ПВО ФГУ «4 ЦНИИ МО», д.т.н, профессор;
А.ХРАМИЧЕВ, начальник управления НИЦ ПВО ФГУ «4 ЦНИИ МО», к.т.н;
В.ПАНИН, ст.научный сотрудник НИЦ ПВО ФГУ «4 ЦНИИ МО», к.в.н, www.vko.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя