Юбилейный МАКС-2011 припас посетителям новую разработку российских конструкторов – первую беспилотную модель летательного аппарата. Этот самолет имеет название «Луч» и разработан отечественным концерном «Вега». Разработчики уже сейчас говорят о том, что представленная модель является уникальной и должна вызвать интерес у ВВС России и других государств.
В чём же заключаются преимущества российского «Луча»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить параметрические характеристики модели и степень его оснащенности новейшими средствами обнаружения и передачи сигналов различных типов.
• Итак, беспилотный самолет «Луч» рассчитан на среднюю дальность полетов. При максимальной скорости в 270 км/ч он может находиться в воздухе около 18 часов. Если перенести эти данные на географическую карту, то можно получить следующий вывод: 8 часов «Луч» движется в сторону объекта разведки, 2 часа ведет процесс разведки и 8 часов возвращается на аэродром дисклокации. За 8 ч полёта он может преодолеть расстояние более чем в 2000 км!
• При этом максимальная высота полета «Луча» составляет около 7 км. А значит, его с успехом можно применять для патрулирования труднодоступным участков границы, а также для изучения боевых позиций противника, расположенных на больших расстояниях от командных пунктов российских войск.
• Беспилотник «Луч» можно называть универсальным летательным аппаратом. Это обусловлено его расширенной функциональной базой. «Луч» может не только вести разведывательную съемку и передавать сигналы на диспетчерские пункты. В его обязанности может входить и нанесение ударов по позициям противника. Самолет может нести боезапас массой около полутора центнеров. В зависимости от расположения боезапаса масса может быть увеличена до 170 кг. Это притом, что сам летательный аппарат весит 800 кг в полном снаряжении. К бесспорным плюсам «Луча» можно отнести и то, что он в течение нескольких минут может быть полностью сложен одним человеком.
• Одним из главных преимуществ беспилотника концерта «Вега» является то, что он выполняет весь спектр поставленных задач, перемещаясь по воздуху на обычном автомобильном топливе. Его поршневой двигатель Rotax-914 с четырехтактной схемой работы функционирует на обычном бензине и развивает мощность в 115 л.с. Это позволит существенно экономить средства на его эксплуатации.
• Как говорят представители концерна «Вега», беспилотный аппарат их производства благодаря своей топливной экономичности окупится в течение пары лет интенсивной эксплуатации. Полный же срок его службы определен в 15 лет, но конструкторы заявляют, что эта цифра, скорее всего, будет увеличена, исходя их неприхотливости «Луча» к климатическим условиям.
• Нужно заметить, что никаких принципиальных инноваций разработчики, по сути дела, не использовали. Так, конструктивный принцип очень напоминает вариант израильского беспилотного летательного аппарата — Searcher MK II. Частотный диапазон взят за основу таким, каким он используется беспилотниками Соединенных Штатов. Однако российская модель, как водится, будет реализовываться дешевле иностранных аналогов.
• Ну, и, если опять же верить разработчикам, уникальная система бортового регистрирования входящих данных позволит «Лучу» проводить сбор информации с территории радиусом около 500 км. Телеметрические системы «Луча» будут транслировать собранные сведения в режиме реального времени на 250 км.
• Пока на авиасалоне МАКС-2011 был представлен единственный экземпляр БПЛА «Луч», но, если программа будет профинансирована и найдутся иностранные инвесторы, то концерн «Вега» будет выпускать около 20 таких самолетов в течение года. В планах конструкторов уже сейчас есть вариант по увеличению продолжительности полета БПЛА до 30 ч.
• В качестве повышения оснащенности вооружением на «Луч» планируется устанавливать гранатометные установки новых моделей. БПЛА «Луч» не нуждается в специальных аэродромах и может взлетать с грунтовых дорожек длиной не менее 130 м. Это делает его использование оправданным в условиях сокращения количества эксплуатируемых военных аэродромов в России.
/По материалам arms-expo.ru/