Главная Армия России

БМД-4М потерялась во времени

0
366

В Минобороны и ОПК отсутствует ясное представление о том, чем нужно перевооружать ВДВ. Командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов сделал ряд важных сообщений о перспективах развития и техническом переоснащении «крылатой пехоты». Как оказалось, с поставками техники дела обстоят далеко не лучшим образом.

• Пару недель назад Шаманов заявил, что опасается срыва «Курганмашзаводом» гособоронзаказа на 2011 год. Речь шла о 10 БМД-4М и 10 унифицированных БТР «Ракушка», созданных на базе БМД-4М. Под большим вопросом оказался и их выпуск. По утверждению командующего, предприятие упорно не дает гарантий, что произведет заказанную бронетехнику. Причем основной причиной срыва, как водится, называется задержка с финансированием проекта. Между тем Шаманов заметил: «Нет гарантий, что если все деньги поступят, то заказ будет выполнен».

• Спустя неделю начальник штаба ВДВ генерал-лейтенант Николай Игнатов констатировал, что ситуация с поставкой новой техники не меняется. Хотя и обозначил некую обнадеживающую перспективу: «На совещании у председателя правительства, которое проводилось позавчера, рассматривался вопрос о выполнении гособоронзаказа. Я думаю, что после проработки определенных вопросов нас, руководство Вооруженных сил, еще раз соберут, и станет известно, что будет дальше с нашей техникой». Одновременно появилась информация об активных переговорах, которые ВДВ ведут с руководством «Курганмашзавода». Предполагается, мол, скорое разрешение проблемы – в течение максимум двух недель.

• И вот 2 августа, в День ВДВ, генерал Шаманов вынужден был признать: «Ситуация непростая: если они (БМД-4М и БТР «Ракушка») и будут получены, то в единичных образцах из тех заделов, которые изготовлены заводом». А каковы эти заделы? Оказывается, всего несколько корпусов боевых машин.

• Из них «в случае успешного завершения процесса испытаний, на которые завязаны Генштаб, Военно-промышленная комиссия при правительстве и 3-й НИИ Минобороны», будут изготовлены по два-три экземпляра техники, которую можно будет направить на опытную эксплуатацию к концу текущего года. То есть вместо намеченных 10 БМД и 10 БТР. Словом, теперь уже абсолютно ясно, что гособоронзаказ для ВДВ в 2011 году выполнен не будет.

• Столь ущербный итог можно, конечно, всецело списать на продолжающуюся ценовую войну между Минобороны и ОПК. По сведениям «НВО», она в полной мере проявила себя и в производстве десантной техники. И всё же намного больший вред наносит, на наш взгляд, отсутствие чёткого понимания: что же, собственно, нужно ВДВ, чем их необходимо оснащать? Нет такого понимания ни у производителей, ни у заказчика – военного ведомства.

Сегодня в Воздушно-десантных войсках 92% всей бронетехники составляют машины БМД-2, которые являются модернизированной версией БМД-1. По общему признанию специалистов, потенциал модернизации «единички» полностью исчерпан и в дальнейшем ее доработка или создание на ее базе новых вестись не будет. Очевидна необходимость заменить, по сути, весь парк бронетехники. Шаманов уверенно заявляет, что в ближайшем будущем основными боевыми машинами ВДВ станут БМД-4М, а также модернизированные десантируемые орудия «Спрут». Но сам же утверждает, что БМД-4М, разработанная отечественной промышленностью, не отвечает предъявляемым к ней требованиям.

• «На сегодняшний день та продукция, которая нам предлагается, не прошла полный комплекс проверок на требования, которые были утверждены Генштабом», – говорит генерал. Может, именно поэтому он теряется в догадках относительно времени поставок даже сильно усеченной первой партии машин: «Чёткого понимания по срокам нет».

• Есть и еще один вызывающий недоумение момент. Накануне Шаманов сообщил журналистам, что Минобороны ведёт разработку нового поколения боевых машин для ВДВ. «В настоящее время активно продвигается работа с Генштабом и Военно-промышленной комиссией при правительстве по завершению выработки идеологии новой пяти-семикатковой боевой машины», – сообщил командующий. И больше пока никаких подробностей. Но позвольте, нужно ли тогда вообще возиться с БМД-4М, видимо, устаревшей морально еще до поставок в войска?

• Если все-таки появилось понимание того, какой должна быть современная десантная техника, то не лучше ли бросить все силы и средства на ее форсированную разработку и запуск в производство. Чтобы производители ясно поняли, чего от них хотят. Или «выработка идеологии» подразумевает выпуск таких машин не у нас в стране?

• Экспертов «НВО» одолевает недоброе предчувствие. В День ВДВ появилось весьма примечательное сообщение. Заместитель директора НИИ парашютостроения Юрий Назаренко объявил о проведении испытаний нового парашюта «Листик», заказанного военным ведомством для ВДВ. Однако Минобороны неожиданно прервало финансирование проекта и решило закупить иностранные парашюты. «Но зарубежные парашюты по своим характеристикам уступают российским, что признают даже иностранные специалисты, – сказал Назаренко. – Итальянцы уже несколько лет просят нас продать им стоящий на вооружении парашют Д-10, что уж тут говорить про новый «Листик».

• А еще замдиректора рассказал, что у нас парашюты разработаны под наши самолеты, они взаимоувязаны, поэтому любой зарубежный десантный парашют не подойдет для использования на наших самолетах. «Если будут закупать иностранные парашюты, надо будет закупать и иностранные самолеты», – отметил он.
Двусмысленным стал выглядеть призыв к десантникам, провозглашенный президентом Дмитрием Медведевым в День ВДВ: «Активно осваивайте новое, высокотехнологичное вооружение и технику». Приобретенные за рубежом?

/По материалам nvo.ng.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ