28 июня встречался с заместителем командующего ВВС генерал-лейтенантом Садофьевым. Конструктивного разговора, как и ожидалось, не получилось, хотя, встреча проходила в довольно спокойной форме. Вопросов было поднято много, а вот ответов получено совсем мало. Надо сказать, с моей стороны аргументы и факты подкреплялись легкими оттенками эмоциональности, но сути разговора не меняли.
• Смысла встречи я так и не понял, но поднимался вопрос, уже стандартный для ежедневного употребления: «Зачем вы раздули такой скандал?» Что тут ответить… Разве нам всячески не помогали сами высшие офицеры ВВС? Совсем не странно то, что все сейчас начинают открещиваться и от телеграммы Бондарева, и от аттестационной комиссии, и от угроз заместителя ГК ВВС, от всего… «Ну, того не было, ну, тут переборщили, ну, а это совсем не факт». Мы — молодцы, мы стараемся для вас, а вы… вы «перегибаете палку».
• О коррупции надо молчать и решать вопросы тихо, чтоб виновных наградить, а потерпевших наказать. Общественность о коррупции знать не должна, потому что есть корпоративная этика, да и тем более… как так можно, это ведь аморально старшему лейтенанту критиковать заслуженных генералов. Генерал это большее чем гражданин, это властелин. «Что хочу, то и творю, трактую устав, законы так, как удобно мне». Разговора с юридической точки зрения не получается, с человеческой — тоже… Остаётся одно: Я — НАЧАЛЬНИК, ТЫ — ДУРАК. Поневоле возникает вопрос, почему так сильно разделяются понятия ОФИЦЕР и ГРАЖДАНИН.
• Если гражданин имеет право отстаивать свои права хоть перед Президентом, то офицер должен делать всё по команде, должен умалчивать и ничего не разглашать, чтоб никто не знал. Разница в том, что если гражданский человек имеет начальников, пусть 5-10 человек, то офицером командуют все, кому не лень.
Перечислю своих командиров:
командир звена,
штурман звена,
зам. командира эскадрильи,
штурман эскадрильи,
начальник штаба эскадрильи,
зам. командира базы по летной подготовке,
зам. командира базы,
начальник СБП базы,
помощник командира по правовой работе,
начальник штаба базы,
помощник начальника штаба базы,
старший инженер базы,
командир базы,
зам. командира центра,
зам. командира центра по воспитательной работе,
зам. командира центра по летной подготовке,
зам. командира центра по научной работе,
начальник центра,
заместитель ГК ВВС по авиации,
заместитель ГК ВВС,
ГК ВВС,
министр обороны.
• Но это не о личностях, это о ситуации. Порочна сама система, основанная не на пользе и инновациях, а на понятии «одобрямс» и согласии со всем ради сохранения на должности и карьерного роста. Так и получается, что прослужив 20 лет и ничего не делая по сути, можно успешно ходить и кичиться погонами, заставляя всех их уважать.
• Что же касается лётной подготовки… Асы, гении полёта… а вы дайте среднему лётчику налёт 100-150 часов, так он за десять лет не хуже будет летать, по сути-то навык механический, влётанность своё дело делает. И медведи летают, но уходят из ВВС… писанина надоедает.
• Что касается отстранения от полётов. Оказывается, что командир может просто так отстранить, ссылаясь на плохое морально-психологическое состояние. В нано-обществе военный командир — он и психолог, и врач, и юрист, и даже альпинист, лицензированный во всём самим господом богом. Контракт и диплом не в счёт. Хочу — допущу, хочу — не допущу. Потом сам будешь оправдываться перед ревизионной комиссией, почему лишние деньги получаешь, не выполняя полёты.
• Думается, что и диплом это ересь, и образование, и аттестации, и мед. комиссии… Как хочу, так и верчу. Захочу — на тракторе будешь летать целину вскапывать. А раньше я думал, что состояние здоровья, в том числе и психического, оценивается квалифицированными врачами… Ошибался. Десятки преподавателей, несколько инструкторов, восемь лет учебы, шесть лет полётов… Адекватно пройдены, а тут… неадекватность на лицо. Заключается она в том, что ничего раздувать не надо.
• КОРРУПЦИИ НЕТ!!!! В АРМИИ, В ВВС. В стране тоже её нет, Президент России придумал проблему, видимо… Коррупция есть только в Липецке, но это еще надо выяснить. Вдруг несколько десятков офицеров с ума сошли, обиделись, что летать не дают… Негодяи. Еще надо доказать, а вдруг это все PR? Вопрос только в том, почему ничтожно мало коррупционных скандалов вскрывается с помощью начальников высокого ранга… На моей памяти всё с низов начинается и в большинстве случаев плачевно заканчивается. Посмотрим, что будет у нас, но БОРОТЬСЯ БУДЕМ и НЕ СДАДИМСЯ!
• Записи разговоров на диктофон — подлость. Надо предупредить, что записываешь, а еще лучше сразу дать листок вопросов, за день до встречи, чтоб все было по уставу, чтоб в неудобное положение начальника не ставить. По моему мнению, писать на диктофон и на видео надо всех. Поголовно. Подлости в этом нет, законодательство не запрещает. Опять же… «это аморально, это этика»… Об этике и морали надо было вспоминать, когда ВВС разрушали, когда 400-й приказ делили и были уверены, я так думаю, к чему это приведёт.
• Есть одна определяющая составляющая в таких процессах, которые у нас происходят: законно или нет. Если законно — буду писать, фиксировать, регистрировать, обжаловать и т.д. Права свои нужно защищать. На авторитет того или иного лица надеяться всецело нельзя, можно доверять, но быть аккуратным, а чтоб себя обезопасить, нужно регистрировать. Вопрос как? Слово Офицера нынче понятие устаревшее. Дуэли, к сожалению, отменены.
• Общение со СМИ… Общаться НАДО! Мы живем в мире информационных технологий, всем доступны и новости, и слухи… Так вот, чтоб слухами и абсурдными недо-фактами нас не угнетали, поэтому с прессой и поддерживаем контакт. Не в негативе дело, дело в позитиве, меня радует, что общественность реагирует и поддерживает, наконец у нас проявляться начала принципиальная гражданская позиция. За общение со СМИ ругали очень сильно.
• В общем, поговорили и разошлись. ОТСТУПАТЬ Я НЕ СОБИРАЮСЬ, ПОЗИЦИЮ МЕНЯТЬ НЕ БУДУ. Верим, конечно, в победу… и если она будет, а я уверен, что так оно и есть, будем ждать новых комментариев. Уже, думаю, геройских и оправдательных. «Разобрались, спасли, наказали».
/Игорь Сулим, lipflyer.livejournal.com/