В водах Атлантики, омывающих самую западную часть Бретани, можно увидеть необычное судно. Выглядит оно неуклюже, более того – смахивает больше на гроб, чем на средство передвижения по морю. Этот небольшой корабль – новейший опытовый тральщик Sterenn Du («Чёрная звезда» – на бретонском диалекте), который проходит испытания в районе французской военно-морской базы Брест.
• По правому борту корабля в носовой части возвышается небольшая рубка. Из нее можно управлять судном. Но вообще-то Sterenn Du в наличии командира и экипажа не нуждается. Тральщик – телеуправляемый. «Чёрная звезда» – катамаран с интегрированным корпусом-надстройкой, которая и напоминает гроб. Однако это не плод мрачной фантазии конструкторов.
• Такая форма делает корабль малозаметным и повышает его мореходные качества. Что согласитесь немаловажно для алюминиевого суденышка, не имеющего вооружения, водоизмещением 25 т, длиной 17 м и шириной 7,5 м. Скоро Sterenn Du получит гидроакустическую станцию с буксируемой антенной решеткой и будет оснащен подводными роботами-обнаружителями и уничтожителями мин. В этом-то и есть изюминка небольшого противоминного корабля.
• Сейчас необитаемыми подводными аппаратами, ищущими мины впереди по курсу корабля и подрывающими их, никого не удивишь. Но эффективно действуют они лишь на дистанции до 200-300 метров, что нередко подвергает тральщики опасности стать жертвами мощного подводного взрыва. Другой способ уничтожения мин с помощью водолазов-подрывников – не менее рискованный.
• Вот почему в ВМС Франции была разработана новая перспективная концепция борьбы с минной угрозой SLAMF (Systeme de Lutte Anti-Mines Futur) с помощью дистанционно-управляемых или действующих по заранее составленной программе в автономном режиме небольших тральщиков, которые в свою очередь оснащены подводными роботами-искателями и уничтожителями мин.
• «Чёрная звезда», построенная на верфи PechAlu International в Хеннебонте (департамент Морбиан), призвана стать стендом для отработки новой концепции. К реализации программы привлечены такие ведущие французские предприятия военно-морского профиля, как DCNS, Thales и ECA.
• Тральщик Sterenn Du должен стать прототипом перспективных телеуправляемых тральщиков типа Espadon («Меч-рыба»). Разумеется, эти небольшие кораблики не могут преодолевать большие расстояния. Вот почему их будут транспортировать к месту боевой работы корабли-базы, с которых предполагается осуществлять управление безэкипажными тральщиками.
• Каждый транспортер-управленец длиной до 100 м и водоизмещением порядка 2000-3000 т сможет принимать два «меча-рыбы» и координировать их действия на расстоянии двух-трех миль. Впрочем, дистанция может быть существенно увеличена за счет привлечения имеющегося на борту судна-матки вертолета или беспилотного летательного аппарата. Корабль-база может использоваться и по прямо противоположному назначению: вместо мини-тральщиков брать мины для постановки на коммуникациях противника. Другими словами, создается универсальный минно-тральный комплекс.
• Концепция SLAMF, безусловно, заслуживает внимания, поскольку заложенные в ней идеи при реализации дадут возможность качественно повысить эффективность противоминной борьбы, сведя вероятные потери в людях на нет. А сегодня минная угроза также актуальна, как и сто лет назад. В мирное время о ней обычно забывают, но за эту амнезию приходится дорого расплачиваться на войне. В наши дни морские мины могут появиться в арсеналах террористов. Дальновидные французы, очевидно, предусмотрели и эту опасность.
• Но вот что интересно: на выставке военно-морских вооружений Euronaval 2010, состоявшейся в Париже в октябре минувшего года, об этой новаторской французской разработке не было никакой информации, хотя строительство «Чёрной звезды» уже завершалось. Зато на стендах DCNS хватало псевдоинновационных моделей вроде «ныряющего фрегата» SMX-25, которым пудрили мозги публике. А вот действительно полезную концепцию спрятали от чужих глаз.
/Александр Фёдоров, «Национальная оборона»/