Баллистические ракеты - это вам не табуретки

Скандал, связанный с недавним заявлением конструктора баллистических ракет «Тополь-М» и РС-24 «Ярс» Юрия Соломонова по поводу возможного срыва гособоронзаказа-2011, далеко не исчерпан. После того как президент РФ Дмитрий Медведев дал поручение найти паникеров, министр обороны Анатолий Сердюков не исключил, что его ведомство будет добиваться увольнения замеченных в этом представителей ВПК.

• Напомним, что незадолго до этого Юрий Соломонов обвинил в возможном срыве гособоронзаказа-2011 Минобороны, которое отказывается заключать контракты на поставку вооруженным силам стратегических ракет. В свою очередь, глава Минобороны объяснил это тем, что ВПК завышает цены на свою продукцию.

• Этот случай можно было бы отнести на счет особых отношений между организациями, которые представляет Соломонов, и ведомством Сердюкова. Между тем похожие претензии в Минобороны выражали относительно роста расценок на продукцию Объединенной судостроительной компании (ОСК) и других. В связи с этим нельзя исключать повторения ситуации, связанной с производством беспилотных летательных аппаратов. Нет у нас? Купим в Израиле. При необходимости, как показывает практика, приобретаем французские корабли.

Почему Российская армия остаётся без оружия?

• Тем не менее, такого варианта не исключил президент России Дмитрий Медведев, который накануне посоветовал Минобороны в случае завышения цен со стороны российского ВПК заказывать продукцию военного назначения у других компаний или закупать вооружение за границей.

• «Вы должны приобретать только качественную технику, причем по прозрачным ценам, а не по тем ценам, которые нравятся отдельным компаниям», — заявил он 12 июля на встрече с вице-премьером Сергеем Ивановым и министром обороны Анатолием Сердюковым. По его словам, «Минобороны должно залезать внутрь каждого контракта, посмотреть на себестоимость, вам должно быть понятно, из чего все это состоит. Это большие деньги, поэтому барахло закупать не надо».

• Создается впечатление, что кто-то уверовал в то, что иностранщиной можно покрыть все наши потребности. Может, тогда сразу нанять и иностранную армию при таком подходе? Если перевести вышесказанное к последнему скандалу с заявлением Соломонова, то можно ли считать «Тополя-М» и «Ярсы» «барахлом» и если да, то чем их заменить? Правда, было бы смешно рассчитывать на восполнение потребностей с баллистическими ракетами за счёт иностранного производителя.

• В чем же суть разгоревшегося конфликта? Можно ли говорить о том, что представители ВПК завышают цены на свою продукцию и если да, то чем это объясняется и как исправить ситуацию? Своими мыслями в интервью «Правде.Ру» поделились эксперты Леонид Ивашов и Иван Родионов.

Иван Родионов, профессор Высшей школы экономики: «Я имею представление о работе ВПК не понаслышке и поэтому могу с уверенностью сказать, что главная проблема в том, что систему госзаказа вооружений перевели на рыночные рельсы. Дело в том, что в советское время, по сути, само государство занималось ценообразованием в этой сфере. Оно формировало заказ, оно выделяло ВПК деньги. В начале 1990-х годов от этого отказались. И что получилось?

Читайте также  МО готовит программу вооружений до 2025 года

В рыночных условиях эта система показала свою полную несостоятельность. Ведь заказы со стороны государства резко упали. По сути, ВПК во многих случаях перешел на выпуск продукции не серийного, а штучного характера. Как известно, экономически оправдан выпуск, скажем, 200 самолетов, а не пяти. Поэтому рост расценок во многом объясняется мизерностью заказов.

• Кроме того, раз упали объемы заказов, то перестали поступать и деньги в прежних объемах. В итоге персонал месяцами сидел без зарплаты и разбегался или вымирал физически. Причем в большинстве случаев речь шла о квалифицированном персонале. Преемственность в обучении кадров стала нарушаться. Практически не финансировались разработки военной науки, не создавалось новых образцов вооружений. Параллельно как результат шло ухудшение качества продукции. И теперь, после 20 лет такого подхода, мы вынуждены констатировать то, что по ряду направлений вооружение у нас действительно не соответствует стоимости.

Еще больше усугубляет ситуацию то, что система заключения контрактов в нашей стране зиждется на откатах и распилах. И это не только в сфере поставок вооружений. Возьмите строительство дорог. Как объяснить то, что, к примеру, в Западной Европе, где рабочая сила стоит куда дороже труда наших гастарбайтеров, стоимость одного метра дорожного полотна в разы ниже, чем в России? И это притом, что по качеству там работы гораздо лучше. Просто в подобного рода контракты изначально закладывается коррупционная схема. В итоге стоимость тех или иных видов продукции для государства очень существенно повышается.

• Если же кто-то желает заменить отечественное вооружение иностранным, то напомню, в какую историю попала Россия во время Первой мировой войны. До этого она была привязана к поставкам авиационных двигателей из Франции. Но когда война затянулась и у французов дела пошли не так хорошо, они ограничили экспорт этой продукции и у нас начались большие проблемы.

• Чтобы устранить сложившуюся порочную практику, нужно полностью поменять систему работы. Иного способа, кроме как отказаться от рыночной системы в пользу командного ручного управления при госзаказе вооружений я не вижу. Да, он обладает серьезными изъянами, он неэффективен с чисто экономической точки зрения. Но в условиях рыночной экономики и при таких своеобразных российских особенностях, о которых я говорил выше, отдельные предприятия ВПК просто не выживут».

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем: «Можно назвать целый ряд причин, почему мы наблюдаем такое положение. Меня просто поражает, что президенту, Верховному главнокомандующему, чисто военные вещи докладывает не представитель вооруженных сил, а Дворкович. Ну что он понимает в этом? О чем при таком раскладе можно говорить? Разумеется, все это сказывается на взаимоотношениях Минобороны и ВПК.

Да и вообще, кто у нас вообще руководит Министерством обороны? Происходящее лишний раз заставляет задуматься о сути проведенных «реформ», в том числе и ситуации с закупками вооружений.
В связи с этим следует упомянуть о многочисленных дочерних предприятиях, которые являются посредниками и служат механизмами для обогащения посторонних людей. По сути, армия и ВПК не работают самостоятельно.

Читайте также  Минобороны решило не закупать БТР-90

• А все это свидетельство того бардака в стране, который мы наблюдаем практически во всех сферах. Достаточно посмотреть на статистику техногенных катастроф. Как известно, в настоящее время выполняется лишь 4% указов президента.

Главная же причина конфликта между Минобороны и представителями ВПК — это переход на рыночные отношения. Нет государственного стандарта цен. Если сам президент признает то, что у нас нет сфер, которые бы не затронула коррупция, то почему этого явления должна избежать эта сфера, где проходят огромные суммы денег. И в тех сферах, где это происходит, система взаимоотношений строится на «откатах». И довольно серьезных. Создается впечатление, что система управления как таковая не существует, что страна пошла вразнос и что курс диктуют олигархи».

Баллистические ракеты - это вам не табуретки• В связи с этим стоит заметить, что ВПК сам зависит от многих факторов, таких как колебания цен на сырье, включая металлы и инфляцию. Достаточно сравнить расценки на те или иные товары в этом и прошлом году. Впрочем, судя по реакции Анатолия Сердюкова, об этом он даже не подозревает. Колебания мировых цен на сырье — другой важнейший регулятор стоимости военной продукции.

• Как известно, при производстве электроники, высокоточного оружия, ракет используются среди прочего золото и платиноиды, стоимость на которые в моменты кризиса достигла астрономических высот. Причем нередко колебания цен объясняются спекулятивной игрой на международном рынке. Мы же оказываемся заложниками этой чужой игры.

• А раз так, то в ситуацию должно вмешаться государство, которое просто обязано минимизировать риски и обеспечить себе дальнейшее существование. Вплоть до выкупа за государственный счет стратегических важных материалов и введения ограничений на их экспорт. Ведь если систему не изменить, то срыв оборонного госзаказа может войти в практику. На печальном примере Ливии мы видим, как сегодня строятся отношения между государствами.

• По сути, со времен античности и Средневековья кроме чисто технических вопросов мало что изменилось. Слабых рвут на части более сильные. А замена в современных условиях отечественного оружия зарубежным является бомбой замедленного действия. Это было очевидно на примере Ирака. Тогда противники С.Хусейна командой со спутников вывели из строя средства ПВО, купленные им на Западе.

• Применительно же к нашей ситуации нужно отдавать отчёт в том, что баллистические ракеты и АПЛ — это не мебельные гарнитуры и не табуретки. И потому нужно сделать схему гособоронзаказа прозрачной для общества, лишив представителей Минобороны и разных дельцов даже малейшей возможности греть на этом руки. В противном случае мы и дальше будем повторять прежние ошибки, чреватые самыми пагубными последствиями для страны.

/Сергей Балмасов, www.pravda.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя