Проблема создания в Российской армии единой системы управления войсками и оружием (ЕСУ ТЗ) выходит на правительственный уровень. По сведениям «НГ», 28 июля в подмосковном Алабино на базе 5-й отдельной мотострелковой бригады пройдет заседание Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве, на котором будут подведены промежуточные итоги госиспытаний этой системы. Разговор на заседании, которое проведет первый зампред ВПК Юрий Борисов, ожидается серьезный.
• По сообщению источников «НГ», «мероприятия по созданию и внедрению единой системы управления в войска уже значительно отстают от графика. Очень вяло идет подготовка к намеченному на октябрь 2011 года важному бригадному тактическому учению».
• «На этих маневрах разносторонне должны быть испытаны сетецентрические методы организации и ведения общевойскового боя (то есть с использованием ЭВМ, цифровых технологий, систем навигации и авиационной и космической разведки). Именно по итогам этого учения ВПК должно быть принято решение о принятии ЕСУ ТЗ на вооружение и поставки его в войска», – сообщает источник «НГ».
• Обращает на себя внимание тот факт, что в прошлом году элементы единой системы управления показывали президенту Дмитрию Медведеву, и не исключено, что и в октябре нынешнего года он посетит «сетецентрические учения» 5-й бригады, поскольку создание новых видов вооружений находится на личном контроле Верховного главнокомандующего. Минобороны попыталось показать представителям СМИ на прошлой неделе мероприятия по апробации ЕСУ ТЗ в 5-й бригаде.
• Но, как сообщают офицеры, участвовавшие в мероприятии, журналистам были показаны элементы боя, которые уже отрабатывались на полигоне в Мулино осенью прошлого года. Ничего принципиально нового не было. При этом использовались довольно старые беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Груша». Хотя на учениях в Мулино в прошлом году хорошо зарекомендовали себя беспилотники типа «Элерон-3» и «Стрекоза-М». Но эти отечественные БПЛА, которые есть в других силовых структурах, Минобороны не закупает.
• В Военно-промышленной комиссии озабочены также тем, что Минобороны до сих пор не может определиться с алгоритмами цифровой постановки задач различным категориям командиров при организации боя. «Разработка каждого такого алгоритма требует времени и средств. Но промышленность не может начать работу, поскольку нет конкретной постановки задачи», – рассказал «НГ» один из инженеров, участвующий в разработке единой системы управления войсками. В связи с этим тормозится разработка программ боевой подготовки войск, которые будут перевооружены на новые системы, не организована подготовка должностных лиц по внедрению ЕСУ ТЗ в образовательных учреждениях Сухопутных войск, нет соответствующих тренажерных систем и т.п.
• По мнению представителей ВПК, проблема ещё и в том, что руководство Минобороны отказалось от идеи создания в рамках Общевойсковой академии ВС РФ научно-исследовательского подразделения (института, центра), которое бы занималось разработкой и внедрением в войска элементов ЕСУ ТЗ. Предполагается, что такой орган будет создан вне военного ведомства и его работу будет курировать Военно-промышленная комиссия.
• «Отсутствие системной теоретической базы для создания ЕСУ ТЗ – это может быть один из самых больших недостатков для нашей нынешней российской военной науки. Элементы единой системы управления войсками уже созданы, а соответствующей методологии, теории под нее до сих пор нет. Это тормозит внедрение новых видов боевой техники в войска», – рассуждает член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков.
• Он вспоминает, что в свое время разработкой отечественной теории сетецентрических методов ведения боевых действий занимались в Военной академии Генерального штаба кандидат военных наук полковник Муса Хамзатов и доктор военных наук полковник Андрей Демидюк. Но руководство Минобороны почему-то их разработки не заинтересовали. Демидюк уволился в запас. Та же участь ждет в ближайшее время и полковника Хамзатова.
• «Если вспомнить, ЕСУ ТЗ создается в России в соответствии с решением президента еще с 2000 года. Но прошло уже более 10 лет, а система так и не вступила в полномасштабную эксплуатацию, хотя все передовые армии мира уже давно воюют по-новому, используя сетецентрические методы боевых действий. Чтобы решить данную проблему, думается, необходимы совместные усилия Минобороны, Военно-промышленной комиссии и представителей ОПК. Здесь должны присутствовать серьезная научная база, необходимые ресурсы и, конечно же, желание специалистов сделать современную систему управления войсками и оружием. Всё это в России есть, и все эти проблемы при наличии политической воли решить можно…» – считает директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.
/Владимир Мухин, ng.ru/nvo/