Главная Аналитические статьи и мнения

ФРГ продаст Саудовской Аравии более 200 танков

0
452

Федеральный совет безопасности Германии в конце июня на закрытом заседании одобрил продажу Саудовской Аравии более 200 танков «Леопард 2 A7+». Это решение вызвало острую критику, причем не только со стороны оппозиции в лице СДПГ и «Зеленых», но также среди членов правящих партий ХДС/ХСС и СвДП. Будущее многомиллиардной сделки остается туманным, однако, как стало известно из источников в правительственных кругах Саудовской Аравии, по меньшей мере 44 танка уже куплены. Со своей стороны немецкое правительство крайне скупо комментирует происходящее.

• О том, что Германия согласилась продать саудитам новейшие танки «Леопард» 2A7+, сообщил журнал Spiegel. Издание подчеркнуло, что, одобрив сделку, немецкое правительство отказалось от политики, которой придерживалось на протяжении последних десятилетий, а именно: не поставлять в находящуюся под авторитарным королевским правлением Саудовскую Аравию тяжелых вооружений.

• Эр-Рияд заинтересовался «Леопардами» еще в начале 80-х годов прошлого века. Тем не менее, тогдашнее правительство канцлера Гельмута Шмидта ответило отказом, в немалой степени из-за опасений за судьбу Израиля: в то время Саудовская Аравия была одним из лидеров антиизраильской коалиции арабских государств. С тех пор внешнеполитическая ситуация на Ближнем Востоке сильно изменилась.

После исламской революции в Иране США стали искать себе нового надежного союзника в регионе Персидского залива. Выбор со всей очевидностью пал на Саудовскую Аравию, которую еще с 30-х годов, после предоставления нефтяных концессий американским Standard Oil и Texas Oil, с Америкой связывали тесные экономические и политические отношения. Королевская семья Саудитов также была заинтересована в союзе, не без оснований опасаясь, что исламские революционные настроения из Ирана перекинутся на шиитское меньшинство в Саудовской Аравии, которое компактно проживало в восточных областях, где велась основная нефтедобыча.

• В итоге, уже к 1980 году в Саудовской Аравии находилось около 30 тысяч американских военных специалистов. Саудовская армия подверглась коренной модернизации, была создана современная военная инфраструктура. В 1981 году США одобрили продажу Саудовской Аравии за 5,5 миллиарда долларов пяти самолетов AWACS. Впрочем, последующие события показали, что США «накрывали стол» для самих себя. Во время первой Войны в Заливе в 1990 году в Саудовскую Аравию, разумеется, по просьбе короля Фахда, были введены 200 тысяч американских военнослужащих, которые пришли уже на все готовое. Один из проповедников в Мекке описал сложившуюся ситуацию следующим образом: «Если Ирак захватил Кувейт, то США — Саудовскую Аравию».

• Даже теракты 11 сентября и последующая операция НАТО в Афганистане против талибов, вскормленных и обученных на саудовские деньги, не смогли поколебать привилегированного партнерства Вашингтона и Эр-Рияда. В этих условиях полагать, что Саудовская Аравия рискнет пойти против Израиля (читай: США), было бы нелепо. Напротив, у Саудовской Аравии и Израиля есть общий враг в лице Ирана, и общая угроза в виде так называемого шиитского пояса: Иран, Ирак и ливанская «Хизбалла».

• Ситуация может еще более обостриться после окончательного вывода американский войск из Ирака: страна, которая после свержения Саддама Хусейна перешла под контроль шиитского большинства, может в итоге попасть под доминирующее влияние Ирана. Именно в таком ключе высказываются многие немецкие наблюдатели, отмечая, что новые «Леопарды» нужны Саудовской Аравии не против Израиля, а как защита от потенциальной иранской угрозы.

• Если учесть международную изоляцию Ирана и санкции, наложенные на Тегеран с целью помешать развитию иранской ядерной программы, действия Германии по продаже Саудовской Аравии более 200 новейших танков могут рассматриваться Западом как вполне оправданные и легитимные. Возражения же могут объясняться конкурентной борьбой между оборонными концернами за рынки сбыта. И, тем не менее, многие немецкие политики убеждены, что их правительство поступает неверно.

• Генеральный секретарь оппозиционной социал-демократической партии (СДПГ) Андреа Налес заявила, что сделка по поставке «Леопардов» «не имеет ничего общего с внешней политикой, базирующейся на демократических ценностях». По ее словам, Саудовская Аравия находится в самом центре взрывоопасного региона, «и совсем необязательно подносить к этой пороховой бочке спичку».

• Эксперт по вопросам внешней политики фракции СДПГ в бундестаге Рольф Мютцених заявил, что ФРГ не должна продавать оружие, и уж тем более танки, диктаторским режимам, которые могут использовать боевые машины для подавления народных выступлений». Сопредседатель «Зеленых» Клаудиа Рот назвала сделку «катастрофой для внешней политики» ФРГ. В итоге, «Зеленые» и СДПГ потребовали провести парламентские слушания по этому вопросу.

• В правительстве Ангелы Меркель между тем защищаются от обвинений или отмалчиваются. Глава немецкого МИДа Гидо Вестервелле заявил, что Федеральный совет безопасности (в состав которого, напомним, входят канцлер и вице-канцлер, главы профильных министерств и руководитель Ведомства федерального канцлера) подошел к рассмотрению сделки с Саудовской Аравией со всей серьезностью и учел вопросы «не только экономической выгоды, но и гражданской ответственности».

• Пресс-секретарь Меркель Штефан Зайберт вообще отказался разглашать какие-либо детали касательно поставок «Леопардов», сославшись на секретность. При этом он поспешил отметить, что правительство ФРГ «учло интересы Израиля», и пообещал, что если сделка действительно состоится, об этом будет сообщено в годовом правительственном отчете по экспорту вооружений.

• Правительство и его критики спорят о разном. Оппозицию в первую очередь беспокоит даже не судьба Израиля, а тот факт, что танки поставляются авторитарному правительству Саудовской Аравии, которое еще недавно успешно подавило «арабскую весну» в Бахрейне, введя туда войска и разогнав участников народных выступлений, требовавших демократических перемен. Об этом же говорят представители правящих партий, недовольные решением своего руководства. Иными словами, в ФРГ сложился довольно обширный фронт недовольных сделкой с Саудовской Аравией, и не исключено, что правительству придется столкнуться с серьезным противодействием и недовольством общественного мнения.

• С другой стороны, позиция критиков, которую можно суммировать словами «хорошо быть хорошим», по сути не конструктивна. Просто потому, что если танки продаст не Германия, то их все равно продадут, но другие, благо желающих хоть отбавляй. Саудовская Аравия еще в 2010 году прощупывала возможность приобрести «Леопарды» у принадлежащей американскому концерну General Dynamics испанской фирмы Santa Barbara, которая производит их по немецкой лицензии. Соглашения, однако, достичь не удалось, во многом из-за противодействия немецких оборонных концернов, но ведь можно все начать сначала. А в 2007 году Эр-Рияд уже купил 180 танков Т-90 у России.

• Между тем на кону стоит многомиллиардный контракт, поскольку Саудовская Аравия планирует купить не подержанные, а абсолютно новые боевые машины. Немецкий оборонный сектор — концерны Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall, а также многочисленные поставщики комплектующих — ждут его с нетерпением.

• Стоит вспомнить, что правительство ФРГ в этом году инициировало масштабную реформу бундесвера, которая, помимо перехода от призывной к профессиональной армии, также подразумевает сокращение вооруженных сил с 230 до 185 тысяч человек. Основные сокращения коснутся сухопутных войск, численность которых уменьшится почти вдвое. По словам министра обороны Томаса де Мезьера, бундесвер станет меньше, компактней, мобильнее и, в соответствии с новыми внешнеполитическими задачами, будет переориентирован прежде всего на проведение операций за рубежом.

• Концепция времен «холодной войны», предусматривавшая массивное использование тяжелой бронетехники на направлении предполагаемого советского удара, устарела, а с ней отпала нужда в большом количестве танков. Между тем, заключенные ранее долгосрочные контракты на закупку и поставку новых вооружений бундесверу все еще действуют. Некоторые из них правительство скрепя сердце готово даже аннулировать.

• Таким образом, если вдруг, как в случае с Саудовской Аравией, представится возможность заключить новые контракты на поставку тяжелой техники, немецкие власти постараются ею воспользоваться, чтобы минимизировать убытки своего оборонного сектора.

• В принципе, СДПГ, «Зеленые» и «Левые» с возмущением воспринявшие известие о поставке танков в Саудовскую Аравию, должны, по словам писателя, сами лупить себя по затылку, потому что в последнее время вне зависимости от того, кто находится у власти в Берлине, экспорт вооружений из Германии продолжает стремительно расти. За 11 лет, прошедших после введения красно-зеленым правительством Герхарда Шредера новых правил, регулирующих поставки немецкого оружия, он возрос почти вдвое. И прежде всего это касается танков и подводных лодок. Доля немецкого оружия на мировом рынке достигла 11 процентов. Таким образом, Германия, по оценкам Международного института мира в Стокгольме (Sipri), заняла третье место по экспорту вооружений после США (доля рынка — 30 процентов) и России (23 процента).

Саудовская Аравия при этом входит в первую десятку импортеров немецкого оружия, занимая 6 место. Только в 2009 году правительство ФРГ одобрило сделки на поставки вооружений Эр-Рияду на общую сумму в 168 миллионов евро. На критические заявления, что немецкие «Леопарды» будут использоваться для подавления народных выступлений, есть свои контраргументы. Как отмечает Welt, «Леопард II» в принципе малоэффективен для борьбы с разрозненными повстанцами, «если только, по примеру Муаммара Каддафи, не обращать в пепел целые города».

• Куда более вероятно, что танки будут использоваться в приграничных районах с Йеменом, где активно действуют шиитские повстанцы из племени хути, борющиеся против йеменского правительства. Саудовская Аравия также вовлечена в конфликт, ее ВВС неоднократно наносили авиаудары по лагерям хути.

• Наконец, по мнению обозревателя «Welt» Клеменса Вергина, поставки танков Саудовской Аравии могут если не остановить, то по крайней мере замедлить ядерную гонку в Персидском заливе. В конце июня принц Турки аль-Фейсал намекнул, что Саудовская Аравия не может себе позволить оставаться без средств сдерживания в том случае, если Иран обретет ядерное оружие. Помощник принца высказался в интервью британской The Guardian еще определеннее: «Мы не допустим ситуации, когда у Ирана будет бомба, а у нас — нет. Проще не бывает». «Подобной гонки вооружений можно избежать, если помочь Саудовской Аравии проводить политику устрашения за счёт подавляющего перевеса в конвенционном оружии», — отмечает Вергин.

• С другой стороны, сам факт вооружения Саудовской Аравии в преддверии вероятного военного конфликта с Ираном не может не вызывать опасений. Снятию напряженности в регионе продажа немецких «Леопардов» уж точно способствовать не будет.

/Алексей Демьянов, lenta.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ