Как сообщает Flightglobal, стоимость истребителей F-35 Lightning II, которые должны быть выпущены в рамках первых трёх партий мелкосерийного производства (LRIP I-III), подорожали на 771 миллион долларов. Рост стоимости самолётов произошёл несмотря на то, что контракты на их поставку уже заключены между министерством обороны США и Lockheed Martin. Американские военные уже выразили недовольство сложившимся положением, однако будут вынуждены выплатить дополнительную сумму, поскольку это предусмотрено контрактом.
• Американская компания Lockheed Martin, занимающаяся разработкой истребителей, уведомила Пентагон о возможном росте стоимости самолётов ещё два месяца назад, однако конкретная сумма названа не была; возросшая стоимость стала известна только сейчас. По данным компании, рост стоимости произошел по нескольким причинам.
• Во-первых, Lockheed Martin ещё в 2004 году произвела ряд работ, позволивших значительно уменьшить массу пустого F-35. При этом поставщики запчастей не сумели подстроиться под ритм поставок деталей измененной конструкции, что привело к задержкам. Эти задержки вызвали необходимость сверхурочного использования рабочей силы, занятой в производстве самолетов первых партий, а дополнительные рабочие часы Lockheed Martin необходимо было оплатить. Благодаря этому производство F-35 из графика не выбилось.
• Во-вторых, конструкция F-35 мелкосерийных партий была изменена таким образом, чтобы самолёты можно было модифицировать, модернизировать и привести в полное соответствие истребителям серийного производства, которое начнётся в 2016 году. При этом американская компания добавила, что в перспективе стоимость истребителей F-35 LRIP I-III возможно уменьшится. В рамках LRIP I Пентагон приобрел два самолета F-35A, в LRIP II — 12 самолётов F-35, а в LRIP III — 17 истребителей.
• Первые контракты с Lockheed Martin были заключены на условиях неопределенной стоимости, предполагающей, что рост цен на самолёты будет компенсирован из военного бюджета Пентагона. Позже, когда программа разработки самолётов начала расти в цене и отставать от графика, дальнейшие соглашения были пересмотрены — они заключены на условиях фиксированной цены, а рост стоимости F-35 Lockheed Martin придётся компенсировать за свой счёт. Контракты на условиях фиксированной цены заключаются начиная с LRIP IV.
• К настоящему времени Lockheed Martin располагает заказами на пять партий истребителей мелкосерийного производства. В рамках LRIP IV компания должна поставить военным 31 истребитель (в контракте есть опцион на ещё один самолет), а в рамках LRIP V — 42 самолёта F-35.
/По материалам lenta.ru/