Сделка по «Мистралю»: плюсы и минусы контракта

Мужик сказал — мужик сделал: если Президент России на саммите G8 пообещал своему французскому коллеге, что сделка по вертолётоносцам «Мистраль» будет подписана в течение 15 дней, значит, она подписана будет! Во что бы то ни стало. А к слову сказать, стало это нам в 1,2 млрд. евро. И ведь поначалу российские переговорщики больше 980 млн. евро давать не хотели и собирались еще поторговаться. Не вышло — пролетели фанерой над Парижем: мужик сказал — мужик сделал!

Сделка по «Мистралю»: плюсы и минусы контракта

• А ведь всего месяц назад гендиректор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин говорил: «Такие контракты — когда речь идет о сотнях миллионов евро — это годы и годы переговоров. Здесь ожидать, что за несколько месяцев мы заключим такой контракт, просто смешно». Что же, давайте теперь посмеемся вместе…

В том, что нас с этим контрактом поимели, сомнений никаких. Иначе зачем бы французы так гнали: ваш президент обещал, давайте подписывайте! Отсюда ВЫВОД: сделка заключена на французских условиях и выгодна больше им, чем нам. Но, как говорится, если видишь, что изнасилование неизбежно, то попытайся хотя бы расслабиться и получить удовольствие. Так и тут: хочешь, не хочешь, а положительные моменты искать придётся. И они, надо сказать, есть.

• К примеру, один из основных вопросов переговоров всё же решился в нашу пользу. Французы долго отказывались продавать нам «электронную начинку» вертолётоносцев типа системы SENIT-9, обеспечивающей взаимодействие с кораблями, авиацией и наземными силами на театре военных действий. А она была для нас самым желанным товаром. И вот, наконец, — о чудо! — «контракт предусматривает передачу России технологии по боевым информационным управляющим системам». Несколько миллионов евро за это, конечно, пришлось добавить.

• Кроме того, покупка «Мистраля» фактически меняет статус России в мировом раскладе стран. Так, к примеру, царская Россия являлась членом европейской семьи, у СССР имелась своя семья — соцлагерь, а нынешняя Россия оказалась в стратегическом одиночестве (этот термин ввел директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов). Мы никому не враги, но и не друзья, так как даже с ближайшими союзниками сумели рассориться.

• Но при этом мы всё же не Северная Корея или Судан. Пока. Хотя всё чаще ведём себя как некое большое государство — пария. С этой точки зрения нам вполне могли бы отказать в продаже такого корабля, как «Мистраль», просто по принципу: с пид…сами не танцую. И то, что нам его продали, показывает: крест в Европе на нас пока не поставили.

Читайте также  Инновационные технологии в военном кораблестроении – ч.1

• Далее: многие российские политики спят и видят, как бы внести раскол в уже и без того не слишком стройные ряды Североатлантического альянса. Покупка Россией «Мистралей» как раз вбивает огромный клин между странами НАТО. Особенно старыми и новыми его членами.

• Глава комитета Палаты представителей Конгресса США по международным делам Илеана Рос-Лехтинен уже заявила, что приобретение Москвой кораблей такого типа «угрожает региональной безопасности и представляет угрозу союзникам Вашингтона». Фактически еще даже не поступив на вооружение, «Мистраль» уже воюет против прибалтов, грузин, японцев и всех тех, кто нас сильно недолюбливает.

• К тому же всякий раз, когда мы сотрудничали с Западом в области военных технологий, всегда могли чему-нибудь дополнительно научиться. А проще говоря, украсть «знаний» сверх контрактов и договоренностей. Это традиция. Когда мы сотрудничаем с Китаем или Индией, они тоже имеют от нас чуть больше оплаченного. Наши военачальники, безусловно, озвучат ещё немало и других положительных моментов. Точнее, лишь положительные они и озвучат.

Поэтому вспомним про то, что в этой сделке для нас плохого:

— во-первых, её слишком высокая цена.

во-вторых, эти корабли не являются приоритетными для нашего флота. Это видно хотя бы по тому, как путаются в показаниях генералы и адмиралы, отвечая на вопрос: для решения каких задач вам нужны вертолетоносцы? Серьезных военных обоснований для них им так и не удалось придумать.

— кроме того, на мировом рынке сегодня существует большое предложение таких кораблей. А покупают их мало. Поэтому если бы нам так срочно не потребовалось спасать от разорения чьи-то верфи в Сен-Назере на атлантическом побережье Франции, то по поводу такой покупки можно было бы поговорить и с корейцами, и с испанцами, и с немцами, которые сейчас собираются строить такой корабль. Во всех этих случаях цена контракта была бы ниже. Правда, пришлось бы исключить некую коррупционную составляющую, которая, по мнению многих экспертов, заложена в российско-французский контракт (но эту тему лучше оставить прокуратуре).

Читайте также  Стремительный взлёт «Стрижа»

— конечно, весомый козырь — передача технологий по системе SENIT-9. Только осваивать их с сегодняшними нашими возможностями придется еще лет 5–7 —9. К тому времени мир уйдет далеко вперед. Это обычное дело. Если приобретаешь у кого-то технологии, чтобы освоить их с нуля, всегда должен помнить: в любом случае ты получишь старые технологии.

Результаты опроса

• Но и это ещё не всё. Если б не было такой спешки, контракт с «Мистралями» можно было провернуть в разы умнее. К примеру, на протяжении многих лет французы морочили нам голову по поводу снарядов «Краснополь». Они говорили: мы их купим, только хотим знать, не используется ли в них токсичный порох? Нам нужен только экологически чистый. Потом они заговорили о покупке наших вертолетов «Ми-26», так как у них нет аналогичных тяжелых машин, затем о самолёте-амфибии «Бе-200». Но все разговоры ушли в песок.

• А если б в связи с покупкой «Мистралей» им, к примеру, сказали: раз вам так хочется получить наш миллиард, тогда закупите чего-нибудь и у нас хоть на сотню миллионов. Нам ведь тоже свои предприятия ВПК надо загрузить, не только спасать ваши верфи. А если кто-то вроде американцев начал бы возмущаться, можно было бы сказать: ребят, это пакетная сделка, иначе никак нельзя.

• Но, выходит, у нас можно… Теперь остается лишь надеяться, что у чиновников хватит ума, воли и лоббистского потенциала, чтобы не затащить на палубу новых «Мистралей» ещё и европейские вертолёты «Еврокоптер», а закупить свои камовские машины. Пока говорят, что именно так и будет, но кто знает…

К тому же «Мистрали» не слишком хорошо вооружены, а в море почти беззащитны. Им нужны дополнительные эскортные суда. Потому, если всё будет сделано по уму — не только в интересах стран НАТО, но и в интересах отечественного ВПК, покупка «Мистралей» потянет за собой и другие заказы, которые, хочется верить, разместят уже на наших, российских верфях.

• Ну а если этого не произойдет, то нам ничего другого не останется, как научиться расслабляться и имитировать оргазм, каждый раз делая вид, что получаем большое удовольствие от подобного рода сделок.

/Ольга Божьева, mk.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя