Министр обороны Анатолий Сердюков в закрытом режиме отчитался перед Госдумой о ходе реформы армии. Присутствовавшие на заседании депутаты рассказали, что именно глава военного ведомства думает о причинах недавних взрывов на военных складах и как он отреагировал на призывы подать в отставку.
• После выступления министр сообщил журналистам, что российская армия не планирует закупать танки ни отечественного, ни иностранного производства. Более того, Россия не собирается вводить стандарты НАТО для военной техники и вооружения. «Леопарды» мы не покупаем, как и наши танки», – сказал министр, отметив, что они «не соответствуют» предъявляемым военным ведомством требованиям.
• Отвечая на вопросы о том, какими средствами в случае войны будет вести боевые действия российская армия, учитывая, что Минобороны не закупает новые танки, Сердюков сказал: «Тем, что имеем в наличии». Напомним, планы России закупить у страны – члена НАТО Франции вертолетоносцы типа «Мистраль» вызвали предположения, что российские Вооруженные силы могут в будущем перейти на натовские стандарты.
• Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко пояснил газете «ВЗГЛЯД», что в данном случае министр имел в виду достаточность потенциала российских войск именно для сдерживания внутренних конфликтов в стране.
«Конфликты могут быть разного типа. Это необязательно агрессия против России. Наиболее вероятны сепаратистские мятежи либо локальные конфликты по типу войны с Грузией в 2008 году. Для сдерживания такого рода конфликтов военно-техническое оснащение российских Вооруженных сил вполне удовлетворительно».
• Комментируя отказ российской армии переходить на так называемые стандарты НАТО, эксперт подчеркнул, что такого понятия не существует. «Это понятие тиражируется в прессе, но никаких конкретных требований за ним не скрывается. Тем не менее, подражание и копирование стратегии вооружения, принятой в НАТО, невыгодно России по политическим мотивам. Покупка «Мистралей» не свидетельствует о таком переходе», – считает он.
«Дело не безнадежное»
• Первый зампред думского комитета по обороне Юрий Савенко сообщил газете «ВЗГЛЯД», что на заседании обсуждались закупки конкретных видов оружия и связанные с этим проблемы. «Сердюков говорил о том, что ОПК по-прежнему испытывает большие трудности. Предприятия ВПК стараются исправить существующие положение и в плане инженерно-конструкторской мысли, и в плане технического исполнения. Они работают над ошибками, но отставание еще слишком велико. Однако думаю, дело это не безнадежное, люди работают», – сказал он.
• Председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин также заявил, что основной акцент в своем выступлении министр сделал на теме выполнения гособоронзаказа. «Мы понимаем, что сейчас на смену концепции массовой армии ведущие страны мира переходят к подготовке ведения так называемых сетецентрических войн, а это означает принципиально новое качество ведения боевых действий», – отметил Заварзин. Именно поэтому, пояснил депутат, было принято решение по переводу Вооруженных сил к новому содержанию службы, для чего и была принята программа вооружения до 2020 года.
• «Для «войн будущего» нужно качественно новое оружие, обеспечивающее постоянное превосходство и упреждение противника в нанесении высокоточных ударов. А это, безусловно, ставит принципиально новые задачи перед ОПК», – сказал депутат. В связи с этим, по его мнению, необходимо ужесточить требования к оборонной промышленности по серийной закупке современных образцов вооружения и военной техники.
• В продолжение этой темы начальник Генштаба Николай Макаров сообщил, что новейший центр боевой подготовки военнослужащих, который Россия закупает в Германии, должен окупиться через два–три года. «Это произойдёт за счёт того, что войска будут меньше эксплуатировать боевую технику, тратить моторесурсы, горючее и боеприпасы», – сказал он.
• «Это огромная тренажерная база с современным программным обеспечением, которая позволяет оперировать любыми видами действий в каждом тренажере и в группе тренажеров в целом. Это поможет обучить военнослужащих более современным способам ведения боевых действий», – добавил Макаров, напомнив, что соглашение о начале проектирования центра боевой подготовки было подписано в начале февраля. Стоимость тренажера не называется. Объект может появиться на базе полигона «Мулино» в Нижегородской области уже в 2012 году.
• По словам зампреда думского комитета по обороне Игоря Баринова, на заседании также решили до конца месяца принять законопроекты о предоставлении отсрочки от призыва в армию школьникам, аспирантам и ученикам средних технических учебных заведений.
• «Будет три отдельных законопроекта. Первый – по школьникам. До 1 октября всем будет предоставлена отсрочка, все получат возможность поступить. Второй законопроект уладит шероховатости в предоставлении отсрочек аспирантам, а третий – решит вопрос с отсрочками для учеников средних специальных учебных заведений», – сказал он.
«Не проще ли подать в отставку»
• Горячей темой заседания стали недавние взрывы оружейных арсеналов в Башкирии и Удмуртии. По словам Баринова, причиной недавних взрывов на военных арсеналах в Башкирии и Удмуртии стало ненадлежащее хранение и человеческий фактор. «По складам практически все депутаты говорили. Сердюков ответил, что это пережитки советской эпохи», – информировал парламентарий.
• Касаясь происшествия в Удмуртии, Баринов отметил, что все боеприпасы, находившиеся на 102-м арсенале Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны, попали туда в начале 90-х годов прошлого века после упразднения Организации Варшавского договора. Они были вывезены из Германии и Венгрии.
• «Все это хранилось открытым способом, в поле. Поэтому есть вопросы о том, замерялись ли там вообще какие-либо показатели, например давление или температура. Однако это проблема не только Удмуртии. На складах столько боеприпасов, что надо десятилетиями уничтожать», – считает Баринов. Комментируя сообщения некоторых СМИ о том, что эти ЧП были якобы организованы для того, чтобы скрыть факты хищения, Баринов высказал сомнения в достоверности такой версии.
• «Это вряд ли. Это было актуально в 90-х годах, может быть, в начале 2000-х. Тогда горели склады, а потом образцы вооружений, которые вроде бы были уничтожены пожаром, мы обнаруживали у боевиков на Северном Кавказе», – напомнил депутат, в свое время возглавлявший региональное подразделение группы «Альфа».
• Баринов также привел объяснения Сердюкова о том, что «таких складов слишком много, готовились саперные подразделения для утилизации, но, как всегда, у нас не все доводится до конца в том виде, в котором планируется, поэтому там к утилизации привлекаются военнослужащие срочной службы».
• В свою очередь депутаты-коммунисты предложили главе Минобороны подумать в связи с этим о своей отставке. «Не проще ли вам подать в отставку?» – передал слова представителя фракции КПРФ справедросс Олег Шеин. «По-моему, об этом спросил министра Анатолий Локоть. Сердюков на это предложение никак не ответил и его не комментировал», – уточнил парламентарий.
• Напомним, в последние недели в России случилось сразу два крупных происшествия на арсеналах: сначала пожар и взрывы на военной базе в Башкирии, а затем возгорание и опять же взрывы боеприпасов на удмуртском складе. В результате ЧП пострадали мирные жители, есть жертвы.
«Ничего секретного»
• В рамках утреннего обсуждения порядка работы фракция КПРФ попыталась добиться открытого «правительственного часа» с Сердюковым. Первый замруководителя фракции КПРФ Сергей Решульский поинтересовался, «что секретного здесь министр обороны собирается докладывать».
• «За все предыдущие закрытые заседания я ни разу не слышал, и никто мне не подтвердит, что мы здесь обсуждаем что-то секретное», – утверждал он. «Что он скажет нам? Что «Мистраль» поставляют не в полной комплектации? Это не секрет», – заявил депутат.
• «То, что развалена подготовка офицерских кадров, – тоже не секрет, – продолжил он. – То, что военнослужащие, ушедшие в отставку, не получают жилье, – тоже не секрет». В этом контексте Решульский предложил «снять гриф секретности» с данной части пленарного заседания.
• Его коллега Валентин Романов также потребовал, чтобы Сердюков дал ясное открытое объяснение, почему Россия тратит 1,2 млрд. евро на покупку двух «Мистралей» без электронного оборудования. Резкую отповедь этим выступающим дал вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский. «Мы тоже все 40 человек можем выступать, требовать открыть «правительственный час» и минуту тратить на обоснование», – заверил он. «Полдня мы будем требовать открытости заседания? Если от фракции поступило одно предложение, больше не должно быть», – подчеркнул депутат. На его взгляд, обязательно должен быть закрытый режим, особенно в условиях обострения международной обстановки».
• Подводя итоги дискуссии, спикер Борис Грызлов напомнил, что на совете Думы было принято решение, что «режим работы будет закрытый». После того как он поставил на голосование данный вопрос, за то, чтобы сохранить одобренный ранее формат работы, высказались 317 народных избранников, 90 были против.
• Напомним, практика проведения закрытых «правительственных часов» с участием главы оборонного ведомства появилась с назначением Сердюкова на этот пост в феврале 2007 года. Предыдущий глава Минобороны Сергей Иванов отвечал на вопросы депутатов в открытом для прессы режиме.
/Мария Сусликова, «Взгляд»/