Главная Аналитические статьи и мнения

Минфин противится укреплению обороны РФ

0
216

Правительство РФ начало разработку бюджета страны на 2012–2014 годы. Как стало известно, Минфин предложил отказаться от увеличения численности офицеров и контрактников Минобороны (экономия 160 млрд. руб.). Более того, предложено не только не увеличивать армию, но и сократить её на 15% за три года (еще 50 млрд.). Также в ближайшие три года Минфин хочет урезать гособоронзаказ (на 100 млрд. руб. ежегодно). Предлагается отказаться и от увеличения финансового обеспечения накопительно-ипотечной системы для военных (78 млрд. экономии).

• Последнее из этих предложений даже не хочется обсуждать, только есть желание предложить руководству Минфина, да и вообще всего правительства пожить в тех же условиях, что большинство российских офицеров (и на их денежное довольствие). Обсудить хочется проблему сокращения численности Вооруженных сил и гособоронзаказа, то есть дальнейшее урезание военного потенциала страны.

• В представлении большей части людей с либеральными взглядами (именно они в основном «рулят» Минфином) вооружённые силы являются гигантским паразитом, от которого нет никакой пользы и который поэтому желательно уничтожить вообще. А поскольку разнообразные тупые ретрограды этого сделать пока не дают, надо хотя бы максимально этого паразита урезать. Подкреплением этого взгляда на жизнь должна являться судьба СССР, который якобы рухнул под бременем непосильных военных расходов.

ДЕШЕВИЗНА АРМИИ ОБМАНЧИВА

• Безусловно, излишние военные расходы наносят ущерб экономике страны. Впрочем, применительно к СССР еще никто точно не смог определить, какую роль в его крахе сыграли именно военные расходы, а какую – общая неэффективность экономической модели и завышенные социальные и внешнеполитические обязательства. Но почему-то совсем забывается, что у вооружённых сил есть совершенно конкретная экономическая роль.

Во-первых, Вооружённые силы защищают страну от внешней агрессии, ущерб от которой заведомо на много порядков превысит военные расходы (вплоть до варианта полного уничтожения страны и, соответственно, ее экономики).

Во-вторых, Вооружённые силы обеспечивают интересы страны на мировой арене, своим потенциалом, в частности, подкрепляя продвижение ее экономических интересов. Соответственно, армия ни в коем случае не является эдаким паразитом. К сожалению, в России категорически не принято учиться даже на своем опыте, не говоря уже о чужом. Хотя прямо сегодня окружающий мир демонстрирует нам очень интересные примеры того, сколько и для чего нужно тратить на ВС.

• Так, мы наблюдаем европейский опыт. Все европейские страны с момента окончания холодной войны непрерывно сокращают свои вооружённые силы и расходы на них. Правда, расходы сокращаются медленнее, чем фактические ресурсы вооружённых сил, поскольку почти все европейские страны перешли от призывного принципа комплектования к наемному, что резко увеличило расходы на содержание личного состава, несмотря на значительное сокращение его численности.

• Да и оружие сейчас стало очень дорогим, даже если его закупать мало, все равно получается дорого. Нынешний экономический кризис, который очень сильно ударил по странам еврозоны, привел к очередному витку сокращений, который еще только разворачивается. Кое-где дело доходит уже до обнуления. Например, Голландия отказалась от танков, без которых, вообще-то, нормальную войну вести нельзя.

В итоге происходит полная утрата европейскими вооружёнными силами боеспособности. Оставим сейчас в стороне психологическую сторону вопроса (поразивший европейцев пацифизм), возьмем чисто военную. Само по себе сокращение вооружений после некоего определенного уровня приводит к полной потере возможности воевать. Оружия слишком мало, поэтому оно просто будет очень быстро выбито.

• Кроме того, поскольку его очень мало и оно при этом очень дорогое, его теперь просто страшно отправить в бой. Подобное имело место с линкорами в годы Второй мировой. Теперь такими «линкорами» становится то, что всегда было «расходным материалом» – танки, БМП, истребители.

• Якобы дешевая, предельно сокращенная армия на самом деле из-за своей военной неэффективности оказывается крайне дорогой. Сейчас мы можем наблюдать это в Ливии, тем более что американцы, самоустранившись от операции, обеспечили нам чистоту эксперимента в смысле демонстрации возможностей европейцев. Которым, как выясняется, воевать практически нечем. Война продолжается уже почти три месяца, причем в чисто полигонных условиях, без сопротивления со стороны противника. Однако достигнутые результаты очень близки к нулю.

• При этом затраты на войну уже очень высокие. Полностью истрачены (непонятно на что) многие типы современных и крайне дорогостоящих боеприпасов. А конца-то войне не видно. Имей европейцы нормальные вооружённые силы – всё было бы давно закончено заведомо гораздо меньшей ценой, чем получается сейчас. В итоге экономия оказывается иллюзией, точнее – самообманом.

Именно «дешёвая» сокращенная армия и становится настоящим паразитом, поскольку деньги на нее все равно тратятся, причем немалые, а выполнять свои задачи она не может. То есть, если перейти на либеральную терминологию, налогоплательщики оплачивают услугу, которая на самом деле им не оказывается. Соответственно экономия на вооружённых силах не только является самообманом, но еще и аморальна. К счастью для европейцев, на них некому нападать, к тому же за ними пока стоят США, иначе они бы в гораздо более трагическом варианте убедились в том, как дорого обходится «дешевая» армия.

САМОУБИЙСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЯ НА БЕЗОПАСНОСТИ

• Противоположный пример представляет Китай. Еще в конце 1970-х эта страна имела гигантскую армию, которая представляла собой гору металлолома в техническом смысле и огромную толпу одетых в военную форму людей с нулевым уровнем боевой и командной подготовки. Война с Вьетнамом в начале 1979 года покрыла НОАК неувядаемым позором. Единственное, что у китайских «воинов» получалось хорошо, – зверства в отношении мирного населения страны, которую всего 10 годами раньше в Китае называли братской.

• На старте реформ НОАК сразу же была значительно сокращена. В начале 1990-х военные расходы КНР составляли жалкие 4,5 млрд. долл. С тех пор ситуация изменилась разительно, за два десятилетия военные расходы КНР выросли в 20 раз, причем руководство страны не скрывает, что они будут расти и дальше. При этом китайская экономика во многом либеральнее российской. И главное – руководство КНР отличается исключительным прагматизмом, оно никогда не будет бесполезно выбрасывать деньги на ветер. Любые их расходы – это вложения в будущее.

• Таковыми вложениями в будущее являются и военные расходы, которые растут почти вдвое быстрее, чем ВВП Китая. НОАК, почти не сокращаясь (а кое в чем и увеличиваясь) количественно, проходит радикальное качественное обновление, уверенно и по всем параметрам входя теперь как минимум в тройку сильнейших армий мира, а по каким-то позициям выходя даже в лидеры. Армия Китая уже давно избыточна для обороны, поэтому, казалось бы, пора остановиться, но китайцы останавливаться не собираются. Ведь ясно, что без внешней экспансии, без захвата территорий и ресурсов Китаю не выжить. Поэтому НОАК становится важнейшим экономическим фактором, двигателем этой экспансии.

• Причём наличие огромной военной мощи в большинстве случаев сделает прямую агрессию необязательной. Просто китайцы, обращаясь к руководству других стран, теперь могут сказать: «Отдайте нам это (территории и ресурсы) по-хорошему – или мы возьмём это по-плохому». Желающих выбрать второй вариант найдется немного. В итоге дорогая огромная НОАК окажется экономически очень эффективной, поскольку принесет больше денег, чем на нее было потрачено.

Вооружённые силы России сейчас доведены до такого состояния, когда необходимо их полное тотальное перевооружение, причем по-настоящему новой техникой, а не советской, коей являются, например, Т-90, БМП-3 или Ми-28. Соответственно даже нынешний гособоронзаказ, пожалуй, маловат. Урезание гособоронзаказа – это уже прямое преступление, даже не подрыв, а, по сути, уничтожение обороноспособности страны.

• Дело усугубляется тем, что вышеупомянутый Китай именно нас в первую очередь попросит отдать ему всё «по-хорошему». И не могут быть Вооружённые силы России «небольшими, компактными» из-за размеров страны, разноплановости и разнонаправленности угроз.

• Про денежное довольствие и жилищные условия военнослужащих не хочется даже говорить, чтобы не переходить на ненормативную лексику.

• Безусловно, экономия бюджетных средств – вещь замечательная. Тем более что резервы для неё у нас на самом деле огромные. В первую очередь, разумеется, это коррупция, суммарные объёмы которой, видимо, в разы, если не на порядки превосходят наши военные расходы. Есть еще «официальное» содержание госаппарата (включая тот же Минфин), эффективность которого в расчёте на человека, мягко говоря, невелика. Есть разные замечательные мегапроекты типа зимней Олимпиады в субтропиках.

• Есть еще такая статья расходов, как содержание многочисленных банд хунвейбинов (молодежных патриотических движений). Есть закупаемые на деньги, заработанные в России (точнее, за счёт России), яйца Фаберже, крупнейшие в мире яхты и «подвальные» клубы НБА. Впрочем, в Минфине, видимо, скажут, что всё это – не в их компетенции…

/А.Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа, nvo.ng.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ