Главная Аналитические статьи и мнения

Кавказский балласт на российских плечах

0
344

Теперь, спустя несколько месяцев после событий на Манежной площади и митингов «Довольно кормить Кавказ!», в России наступает кульминация следующей предвыборной истории, которая, как и прежде завязана на Кавказе и «русском фашизме». По старинному обычаю, сезон начат отстрелом, так называемых «полковников изгоев» — на данный момент им оказался Юрий Буданов.

• Можно с уверенностью сказать, кто бы ни убил бывшего офицера Буданова, данный случай, очевидно, плеснёт еще бензину в слегка притушенный костер межнациональной «дружбы» в Российской Федерации. Вообще в нашем государстве редко по какому-либо вопросу существует социальный консенсус. Впрочем, отделение Кавказа от России давным-давно стало делом очевидным: как свидетельствуют бесчисленные популистские опросы на эту острую тему, безусловное множество проголосовавших однозначно высказывается «за».

• Скажем, соответствующий опрос издания «Новейший регион» за декабрь 2010 года. Результаты, мягко говоря, не блещут новизной, и какими бы то ни было, новшествами — 73% респондентов из примерно 11,5 тысяч проголосовавших приветствуют отделение всех без исключения северокавказских республик от России. Категорично нет всего 17%, остальные колеблются. Конечно, можно провести еще сотни или тысячи опросов, но итоги значительно не изменятся.

• Перечислять поводы, по которым множество обитателей государства именно так считает, безрезультатно. По мнению правозащитников, это рецидив российского фашизма, по мнению самих кавказцев — проявление имперского, великодержавного шовинизма, а в глазах обычных россиян и целого ряда других народов Российской Федерации Кавказ давным-давно и тесно ассоциируется с самой настоящей «черной дырой», куда невозвратно утекают миллиарды бюджетных долларов, и откуда в качестве экспорта поступает криминал.

• Но вместе с тем, если учесть, что даже в таком государстве как Россия, где социальное суждение равноценно нулю, многие годы существует сходственное представление, это свидетельствует о серьезности происходящего процесса. И рано либо поздно, этот процесс примет некое настоящее очертание. Опровергать это абсурдно, даже если хочется обратного.
Увлекательно посмотреть, что предлагает Кавказу, который уже очень давно стал самым проблемным регионом Российской Федерации, Кремль. Какие будущие планы он с ним объединяет, как он собирается решать все его вопросы? При внимательном анализе становится ясно, и это бесит, что никак.

• Скажем, начальство Северокавказского федерального округа и администрация президента РФ исходят из примитивного ни когда не с работающего постулата, что заманив в республики Кавказа частных инвесторов и добавив туда еще бюджетных средств, воинственный регион удастся превратить в результате если не в благоденствующую Швейцарию то, в какой-то степени, в подобие Словакии.

• Впрочем, инвестициям необходимы ручательства безопасности. В 3-х сценариях становления Кавказа до 2025 года, которые содержатся в правительственной программе, как будет решена эта загвоздка, нет ни слова. Другими словами, мечтатели из Москвы и Пятигорска, к сожалению даже не удосужились над этим особо заморачиваться.

В результате получается порочный круг — многомиллионные инвестиции могут решить задачи Кавказа, но инвесторы туда не стремятся, от того что это опасно, а навести порядок в кавказских республиках федеральный центр не может либо не хочет. Либо не знает, как. Следственно все задачи последних 10 лет незамысловато заливаются потоком бюджетных денег.

В 2010 году средний ярус дотационности субъектов федерации в республиках Кавказа составил 66 % (лидеры здесь — Ингушетия 89% и Чечня 87%), а в чистом виде Российская Федерация вложила туда непринужденно больше 6 млрд. долларов (179 млрд. рублей — не учитывая внебюджетных затрат). Это с учётом того, что доля СКФО в русском ВВП составляет лишь 2,1%, в общероссийском объеме всех налоговых поступлений — менее 1%, внешнеторговом цикле РФ — 0,4%.

• Комичным является также и тот факт, что из-за деградации государственного аппарата на Северном Кавказе Москва толком не обладает даже первичной узко статистической информацией о реальном состоянии экономики в регионе. Легальная и рентабельная экономика на Кавказе фактически мертва, в республиках существует громадная безработица, и при этом единовременно там процветает подпольная, теневая и вместе с тем высокорентабельная экономика, оценить ежегодный оборот которой практически немыслимо.

• В конечном результате тактика Москвы последних 10 лет всего лишь усугубила существующие проблемы Кавказа, превратив его в паразитирующий, иждивенческий регион, элиты которого борются за разделение трансфертов из федерального бюджета. Зачастую используя подмогу боевиков и терактов, что впрочем, уже никого не поражает.
Тревожным звонком для Кремля и тех, кто уверен, что сходственную политику необходимо проводить и дальше, является тот факт, что Россия просто физически не «вытянет» Кавказ в его текущем виде.

• В 2009-2010 г. президент Медведев и министерство финансов неоднократно давали понять, что северокавказским республикам необходимо повышать свою самодостаточность. И на 2011 год намечено некоторое снижение трансфертов из федерального бюджета в нерентабельные республики региона. Повод заключается в том, что Россия — невзирая на второе место в мире по численности миллиардеров, страна довольно бедная, целиком зависящая от конъюнктуры цен на углеводородное сырье.

• Помимо того, ведь у Москвы помимо Северного Кавказа, есть множество других «планов», требующих значительных инвестиций. Помимо проведения зимней Олимпиады в жарком Сочи, бессмысленного и совершенно не нужного саммита АТЭС во Владивостоке и так далее, огромные дотации федеральный центр планирует выделять целому ряду сибирских регионов, а также всецело содержит «самостоятельные» Абхазию и Южную Осетию. К примеру, только в 2011 году Москва запланировала вложить в Южную Осетию более 200 млн. долларов (при населении республики в 35 тыс. человек). Еще необходимо не забывать о Пенсионном фонде, недобор бюджета которого уже второй год подряд составляет 1 триллион рублей…

Исходя из этого сокращение бюджетных выплат северокавказским республикам, неминуемо. Но если оно произойдет, то это приведет к очередному витку общественного коллапса, росту терроризма и напряженности в регионе. Можно предположить, что даже к новой войне. В итоге вновь получается замкнутый круг.

Кавказ выигрышен многим нечестным представителям правительственной элиты, для которых постоянно пропадающие словно в «черной дыре» огромные финансовые потоки приносят сумасшедшие барыши. Россия без колебания отдает Китаю острова расположенные на Амуре, огромная часть акватории моря Баренцева соседней Норвегии либо устами Дмитрия Медведева предлагает заселить пустующие территории Дальнего Востока и Сибири — японцами.

• Но когда речь касается Северного Кавказа, то здесь ради пары ни кому не нужных клочков земли Москва готова плюнуть даже на одобренный в 1991-1992 г. странами СНГ тезис о неделимости и нерушимости границ прежних республик СССР. Получается, что Кремль готов держать северокавказские республики под своим крылом до последнего бюджетного рубля, до последнего ни в чем не повинного солдата и дееспособного еще чекиста (не поспевшего перебраться в уютный и спокойный Лондон). До тех пор, проще говоря, пока не упадет сама Российская Федерация.

• С учетом подобного подхода можно сказать с уверенностью, что надежды на какое-нибудь конструктивное и оправданное решение задач Кавказа на данный момент у России нет. Исключительным методом, тот, который был бы теоретически способен как-то развязать завязавшийся гордиев узел является постепенная деколонизация Кавказа по примеру поведения Франции в Западной Африке.

• Здесь необходимо исходить из того, что каждая из республик Северного Кавказа уже достигла некоей приемлемой стадии в становлении своей государственности, и они вполне готовы перейти к ассоциированным отношениям с Москвой. А после этого — к формальной, а позже фактической автономности. Подобный путь выглядит вполне логичным, учитывая, что значительная часть населения Северного Кавказа не является сторонниками решительного отделения от России.

• Предлагаемый путь развития отношений на Кавказе предусматривает передачу полномочий местным органам власти, некоторую децентрализацию руководства и, наконец, применение современных способов контроля и управления, нежели архаические взаимоотношения в морально устаревшем формате «вертикали», которые сегодня существуют. Но в этом вопросе есть и другая сторона медали. Сегодня некоторая часть населения Кавказа стремится к отделению от России, но что произойдет с их желанием быть самостоятельными, когда перекроется финансовый поток из карманов россиян, когда они будут вынуждены выживать самостоятельно без надежды на крепкое плечо?

• Да, сегодня западные страны вкладывают миллиарды долларов в дестабилизацию обстановки на Северном Кавказе. Та же Грузия получает оружие из США как гуманитарную помощь. Но это пока, когда всё же заокеанские друзья добьются своего, то есть большие сомнение в том, что их денежный источник не иссякнет. А от того, что сегодняшние друзья завтра построят на Кавказе свои военные базы — простым кавказцам проще жить не станет.

/Сергей Вознесенский, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ