Главная Аналитические статьи и мнения

Денежное неудовольствие военных

4
355

Отставные генералы требуют от власти принципиально улучшить социальное положение солдат и офицеров. На 1 июля 2011 года в Госдуме запланировано первое чтение законопроекта «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и второго законопроекта, предписывающего внесение поправок в ряд действующих законов в связи принятием первого. Окончательные варианты обоих документов, подготовленных Минфином, представило на рассмотрение в парламенте правительство РФ.

• И оба документа, наконец-то получив через СМИ широкую огласку, всерьез встревожили военнослужащих, особенно тех, кто уволился или увольняется в ближайшее время из Вооруженных сил. Они увидели в этих законопроектах попытку исполнительной власти сузить социальные гарантии военнослужащим и не восстанавливать их существенно подорванный за минувшее десятилетие социальный статус.

• Несмотря, казалось бы, на предусмотренное проектами повышение денежного довольствия (ДД) оставленным в строю военным с 1 января 2012 года. И все ж служивые не утратили последнюю надежду на депутатов, которые пока имеют реальную возможность принципиально изменить лукаво составленные законопроекты.

КРУГЛЫЙ СТОЛ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ

• Эта надежда и побудила Клуб военачальников Российской Федерации провести круглый стол, посвященный проблематике двух упомянутых законопроектов и связанных с ними еще двух близких к принятию законодательных актов, которые непосредственно относятся к изменению порядка начисления военных пенсий. Президент клуба экс-министр внутренних дел РФ генерал армии Анатолий Куликов пригласил на заседание заведующего лабораторией военного анализа Института экономической политики полковника в отставке Виталия Цымбала.

• Вместе со своим коллегой-экономистом, ведущим научным сотрудником Российской академии народного хозяйства и государственной службы подполковником запаса Андреем Приветкиным они подвергли самому тщательному анализу все параметры представленных правительством в Госдуму законопроектов и выявили множество «мин замедленного действия», которые в будущем неизбежно станут ухудшать социальное положение военнослужащих вопреки заметному повышению их ДД в начале следующего года. Выводы экономиста, мягко говоря, удручают.

• «Стратегия социального развития ВС РФ на период до 2020 года», которую провозгласил в апреле 2008 года министр обороны Анатолий Сердюков, не выполнялась с момента утверждения и не будет выполняться после повышения денежного довольствия. Заявленного ввода военнослужащих в состав среднего класса не произойдет. Замыслы комплектования должностей рядового и младшего командного состава (РМКС) на добровольной основе не подкреплены привлекательным денежным довольствием, поскольку законопроект сразу устанавливает его уровень на 25% ниже средней зарплаты по стране. И это делает военную профессию неконкурентоспособной на рынке труда.

• Предлагаемое дополнительное премирование военнослужащих сверх традиционных надбавок к денежному довольствию необоснованно с точки зрения поощрения за добросовестную службу. Институция всевозможных стимулирующих надбавок неполна и неубедительна. Их фактическая цель – сохранить по возможности меньшей долю в ДД, которая будет использоваться как база для расчета военной пенсии (ВП). Сейчас соотношение базовой части и набора надбавок предлагают сделать: 50 на 50.

Новая система пенсионного обеспечения вообще выглядит наиболее противоречивым и слабым местом законопроектов. Они уже сейчас показывают, что недавние обещания руководителей страны довести в ближайшие годы отношение военной пенсии к денежному довольствию до 70%, нереализуемы в принципе.

• Цымбал и Приветкин посчитали на примерах целого ряда воинских должностей, что на момент введения новой системы денежного довольствия и пенсионного обеспечения 1 января 2012 года в среднем военная пенсия будет составлять всего 24% от соответствующего ДД с надбавками. А рассчитанный на 23 года постепенный рост прибавок к пенсии все равно никогда не выведет их на уровень 70%. Если, конечно, законопроект будет принят парламентом в том виде, в каком предложен правительством. Необходима очень основательная его корректировка.

ДЕЛИТЕ ТО, ЧТО ВАМ ДАЮТ

• Инициатор проведения круглого стола вице-президент Клуба военачальников РФ генерал армии Андрей Николаев, выслушав доклад экономиста, предложил собравшимся хорошо подумать над тем, что именно нужно изменить в законопроектах. А затем «участвовать в качестве экспертов высшего уровня в рамках парламентских слушаний, когда проекты будут проходить чтения в Государственной Думе и Совете Федерации».

• Со своей стороны, генерал Николаев обратил внимание коллег на самый главный, по его мнению, недостаток законопроекта «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Тот вариант, что предложен на рассмотрение, не будет законом прямого действия. В нём слишком много «отсылочных» норм. То есть декларируется какое-то общее положение, и тут же правительство наделяется полномочиями решать: каким образом, в каком объеме и когда оно должно реализовываться. Собственно норму закона будет определять правительство, практически имея возможность еще и переложить это право на то или иное ведомство.

• «В чем была ценность Закона «О статусе военнослужащих»? – поставил вопрос Николаев. – Мы по нему жили достаточно длительный период времени. И он был законом прямого действия. И все вопросы, которые касались социального статуса военнослужащих, включая денежное довольствие, были прописаны в законе напрямую. И в этом законе было очень важное положение, которое потом всячески размывалось исполнительной властью – и президентом, и правительством Российской Федерации. Но сначала существовали такие нормы, что их изменения можно было сделать только внесением прямых поправок непосредственно в этот закон.

• В предлагаемом документе это отсутствует. Теперь в принципе в социальный статус военнослужащего, проходящего особый вид государственной службы, может быть внесено изменение министерствами, ведомствами, правительством РФ. Иными словами, пытаются установить, что если у нас не хватит ресурсов, то мы просто не будем исполнять закон, а сделаем так, как нам на данный момент удобнее».

• С Николаевым согласился приглашенный на круглый стол представитель верхней палаты парламента – помощник председателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Александр Воронин: да, отсылки к правительству встречаются очень во многих статьях законопроекта. В начале 1990-х Воронин был народным депутатом России. Он вспомнил, как, принимая в то время законы, обязательно делали к нему приложение, в котором определялось, какой и когда подзаконный акт должно принять правительство.

• «В нашем случае таких приложений нет, – констатировал бывший депутат. – Правительству дается право по собственному усмотрению решать эти вопросы. Как результат, после принятия федерального закона № 122-ФЗ (о монетизации льгот) и предстоящего принятия вот этих новых законов полностью потеряет свое значение Закон «О статусе военнослужащих». Он будет выхолощен до основания, и его надо будет полностью пересматривать заново».

• Участники круглого стола заметили, что выхолащивание отлично работавшего закона началось с того момента, как власть решила ликвидировать привязку ДД к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Поначалу в законе было четко прописано, что нижний уровень ДД военнослужащих по контракту должен равняться пяти МРОТ. И, повышая МРОТ, государство вынуждено было автоматически поднимать ДД. Этот порядок кого-то на самом верху перестал устраивать.

• Между тем если бы все последние годы следовали былому правилу и одновременно с индексацией МРОТ индексировали денежное довольствие военнослужащих, то у РМКС оно постоянно было бы на 20–25% выше средней зарплаты. В том числе и сейчас, потому что в соответствии с недавно проиндексированной МРОТ с 1 июня 2001 года работодатели обязаны платить своим сотрудникам зарплату не менее 4611 руб. Пять таких зарплат составят сумму 23 055 руб.

• «Ну, хорошо, пусть не нравится МРОТ, тогда давайте возьмем за основу саму среднюю зарплату по стране и установим: вот та планка, ниже которой не может быть денежное довольствие рядового контрактника первого года службы, – говорил Андрей Николаев. – Тогда у нас будет совсем другая логика удержания социального статуса военнослужащих на определенном уровне. Это должна быть норма прямого действия, вытекающая непосредственно из закона. Но нет, тут, видимо, руководствовались другой логикой».

• «Для вас, наверное, не секрет, что сейчас законопроект разрабатывается не под идею, а под выделенную сумму. Под неё изыскиваются и реализуются определенные схемы выплат», – пояснил представлявший военное ведомство полковник запаса Михаил Коновалов, и.о. начальника управления социального обеспечения Департамента социальных гарантий Минобороны. Его информация подтвердила, что вся идеология реформирования систем денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих сведена к ЦИНИЧНОЙ ФОРМУЛЕ: мы (Минфин) даём вам столько-то денег, а вы (МО, МВД и т.д.) уж там сами придумайте, как их раскидать на всех.

• Отнюдь не достойное материальное вознаграждение за воинский труд, не высокий социальный статус военнослужащих и военных пенсионеров, не конкурентоспособность на рынке труда профессии защитника страны имели в виду финансисты, выделяя какие-то средства силовым структурам. Поэтому в последнем варианте законопроектов и снижены на четверть размеры будущего денежного довольствия по сравнению с объявлявшимися полгода назад. А для военных пенсий вообще придумали крайне странную схему расчёта. Иначе не получалось распределить то, что дали.

ПЕНСИЯ ЗАСЛУЖЕНА СЛУЖБОЙ В ВОЙСКАХ

• Но не только бросающиеся в глаза недостатки в предлагаемой системе пенсионного обеспечения обнаружили участники круглого стола. Обратили внимание и на скрытые ограничения размеров пенсий. Причем бывшие военачальники, беспокоясь, разумеется, о своих нуждах, все же больше вели речь о явном ущемлении интересов людей, не дослужившихся до генеральских погон.

• Экс-главком ВВС генерал армии Петр Дейнекин заметил, что в армии за последние годы периодически понижали категории соответствия воинским званиям на многих штатных должностях. И офицерам, которые увольнялись с «полковничьей» должности и получили такое звание, теперь рассчитывают и намерены дальше рассчитывать пенсию так, будто они закончили службу на «подполковничьей», а то и «майорской» должности. Огромному количеству офицеров фактически отказано в признании той карьеры, что они сделали в Вооруженных силах.

• Особенно это касается тех, чьи должности в ходе реформирования были не без умысла переименованы, «распогонены» и замещены гражданскими служащими или совсем упразднены. А те, что были когда-то, сейчас включены в список так называемых нетиповых воинских должностей. По ним для расчета пенсий определены соответствия каким-то ныне действующим должностям. И вот тут-то многим офицерам уготованы неприятные сюрпризы. Иной подполковник, некогда возглавлявший серьезную службу в войсковой части или преподававший в военном училище, может вдруг обнаружить, что сегодня он уравнен, скажем, с командиром взвода – старшим лейтенантом или в лучшем случае с капитаном. Всё так устроено опять же ради максимально возможного снижения начисляемой пенсии.

• «Надо закрепить в законе норму прямого действия, по которой будет сохраняться должностная номенклатура, существовавшая на момент увольнения военнослужащего в запас, – предложил генерал Дейнекин. – Чтобы людям рассчитывали пенсию, исходя из того должностного уровня, которого они достигли за 25–30 лет добросовестной службы».

• Ну а формула расчёта военной пенсии, предлагающая отказаться от действующей президентской надбавки в 1000 рублей и растянуть постепенное увеличение военной пенсии по 2% в течение 23 лет, несколько раз вызывала всплеск эмоций среди участников круглого стола. Кроме желания финансистов еще сэкономить на военных пенсионерах, иной логики в подобном решении эксперты не увидели. Ведь в законопроекте нет также ясных указаний на обязательность ежегодной индексации ВП, компенсирующей инфляцию.

• Бывший начальник правового управления главного командования Внутренних войск генерал-лейтенант запаса Виктор Тонконогов так обрисовал ситуацию: «Предлагаемый стартовый размер пенсии в 54% от суммы окладов по должности и званию и надбавки за выслугу лет, может, будет приемлем для военнослужащих, увольняющихся сегодня в возрасте 45–50 лет. Они, думаю, сумеют еще найти себе заработки. И как-нибудь переживут мизерные прибавки к пенсии. А вот пенсионерам старше 60 лет нужно обеспечить получение 100% установленной пенсии гораздо раньше, а не при достижении 80 лет».

• Очень разумным назвал это предложение генерал Николаев: «Если офицер достиг того возраста, когда ему пересчитывают дополнительную пенсию за трудовую деятельность после службы, то с этого момента военнослужащий, формально выходя теперь в отставку, должен уже иметь полное обеспечение и военной пенсией». Не секрет же, что после 60 лет военнослужащим трудно реализоваться в гражданской жизни. Во многих местах работодатели просто увольняют их, как и других граждан, даже если они вполне устраивали как работники.

• Николаев в принципе против установления 23-летнего периода постепенного увеличения пенсии: «Человек либо выслужил ее, либо не выслужил. Как можно потом на пенсии добирать? Раньше как было? Я зарабатывал начальный размер пенсии, а потом, подчеркиваю, продолжая служить, добирал до 85% максимально. Это на службе я делал. А теперь что: никакой логической связи между продолжительностью военной службы и ростом пенсии. Вам её повышают просто за то, что вы дольше живете…»

• «Это против здравого смысла!» – дружно зашумели участники круглого стола. И только представитель Минобороны Коновалов молча потупил взор. Понятно почему: несколькими минутами раньше он сообщил военачальникам, что в начале обсуждения законопроекта рассматривался вопрос о разделении пенсионеров на тех, кто уволился до января 2012 года, и тех, кто будет увольняться после. И рассчитывать им пенсии хотели по разным схемам. Но поскольку в том варианте вообще не предусматривалась какая-либо индексация ни тем, ни другим, Минобороны добилось от Минфина согласия хотя бы на 2% ежегодного повышения пенсий. Считают это большим успехом. Сейчас все пенсионеры при всех одинаковых условиях – должность, звание, выслуга – пенсию будут получать одинаковую, не важно, кто и когда уволился.

• «А ведь можно было сделать так, чтобы военнослужащим, которые находятся на пенсии 10 и более лет, сразу засчитали годы, прошедшие после увольнения в запас, – предложил Анатолий Куликов. – Чтобы начисляли проценты по этой прибавке не с 1 января 2012 года, будто они уволились только-только, а за весь период фактического нахождения на пенсии».

Собравшиеся эксперты это предложение поддержали и решили вместе с другими наработками клуба военачальников направить во все высшие органы исполнительной и законодательной власти. Правда, Михаил Коновалов выразил большое сомнение, что это как-либо поможет увеличить объем бюджетных средств, уже выделенных Министерством финансов на денежное довольствие и пенсионное обеспечение военнослужащих. На что Андрей Николаев ответил:

«Я не первый раз слышу, что фактически Минфин определяет статус военнослужащих. Но его должны определять президент страны как Верховный главнокомандующий, премьер-министр, поскольку он возглавляет систему исполнительной власти, и законодатели. Минфин – лишь кошелек государства. Получит указание – найдет необходимые суммы. Средства у государства есть, поверьте».

/Олег Владыкин, nvo.ng.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. krok66

    Из всего вышеописанного можно сделать неутешительный вывод , Медведев и Путин марионетки Кудрина…… печально.

  2. Андрей

    Единая Россия и Народный Фронт, России не нужны!!!!!

  3. военный пенсионер

    военные пенсионеры, мы служили не в РОССИИ. РОДИНА нас забыла. ВЫ БУДЕТЕ БОГАТЫ ОБЯЗАНЫ ПРОЖИТЬ 100 лет ЧТОБ ПОЛУЧИТЬ ЗАСЛУЖЕННУЮ ПЕНСИЮ.

Comments are closed.