Что же происходит с русским флотом? Куда делись традиции, заложенные ещё 250 лет назад при адмирале Ф.Ф.Ушакове? В СМИ написано много материалов на тему состояния ВМФ. Как правило, это статьи на тему о корабельном составе флотов, о соотношении сил и средств между флотами. Но давайте хотя бы вкратце рассмотрим сопутствующие обстоятельства.
1. Кадры. Вспоминается фильм-дилогия двадцатипятилетней давности «В зоне особого внимания» и «Ответный ход». Патриотическая составляющая этих фильмов была настолько велика, что ребята-призывники массово записывались в ВДВ и ВМФ. Вспоминается надпись, сделанная в одном из военных училищ на территории охраняемого объекта очередным часовым: «И спать хочется — И Родину жалко!». Вроде нехитрая надпись, однако, она говорит о многом. И ведь думали (!) о Родине.
• Нахимовцы с самого детства воспитывались в лучших традициях. Сколько нахимовцев стало блестящими офицерами, сколько из них стали кавалерами самых высших орденов. Ещё В.С.Пикуль в своих морских романах показывал необходимость передачи морских традиций путем достаточно длительного обучения. Невозможно за 2 года подготовить высококлассного моряка. А молодой лейтенант, отучившись 5 лет, получает лишь общие понятия о службе. Зачастую старослужащий матрос знает больше зелёного лейтенанта. Сложившаяся за долгие годы система обучения ВМФ от учебки до академии получила пробоину ниже ватерлинии и начала тонуть.
• Вопрос задает жена боевого офицера: «ПРОБЛЕМА!!!! Супруг должен идти в школу и разговаривать с 7-9 классами. Как Вы думаете, что он должен рассказать? Он принимал участие с 1988 г. Фергана до 2007 г. Чечня (во всех горячих точках СНГ), он переживает, что он может рассказать, чтобы власть не задеть и дети поняли, что такое защитник Родины. Ваше мнение?»
• Объективно понятно, что в жизни очень многое изменилось. Изменились взаимоотношения между странами, изменилась техника, появились новые материалы, новые технологии, изменились люди. У большинства молодежи уже нет былого душевного трепета при виде опрятного нахимовца. Значит, система обучения должна быть подстроена под изменённые условия, но не быть слепой копией западных систем.
Риторический вопрос: Есть ли будущее у ВМФ с имеющейся системой подготовки специалистов?
2. Лейтенанты. Удивительное волшебство начинается тогда, когда, оттопав по плацу в строю новоявленных лейтенантов, отгуляв на выпускном вечере, зелёный лейтенант получает документы и готовится к убытию в часть. В душе приятное ощущение – ожидание чуда. Однако все чудеса заканчиваются по прибытии к месту службы. На ум приходит картина Репина: «Не ждали». Как всегда кадровики что-то напутали и, место в экипаже ещё не освободилось. Приказано ждать. Общежитие не первой свежести. Вечерние прогулки по злачным местам. Так начинаются испытания на выживаемость. Не все это испытание выдерживают.
Риторический вопрос: Есть ли будущее у ВМФ при таком вхождении молодых специалистов в строй?
3. Дальнейшая служба. Предположим, всё сложилось, пролетело время и недавно молодой лейтенант уже тёртый капитан-лейтенант. Обзавёлся семьей. Но квартиры ещё нет. Ждём-с. Появился первый ребенок. Ребенок подрос. Уже пора в садик, а мест нет. Жене бы работу, чтобы хотя бы навыки по профессии не потерять. А где она, эта работа? Городок то маленький. Денежное довольствие приходит не всегда вовремя. Но энтузиазма много.
• Где служат? Самый укомплектованный флот – Северный. 15 августа. Аэропорт Мурманска. Самолет прилетает ночью. Температура +4. Срывается снег. Но у моряков полно оптимизма. Автодорога Мурманск – С.Петербург. В районе Медвежьегорска ремонт шоссе и съезд на объездную дорогу. Перед съездом громадный щит с надписью: «Товарищ! Поверь! Сквозного проезда нет!». Ну, вот места там для особо упертых людей. Полярный. Через губу от Североморска. Холодно. Но ведь живут. Радуются даже самым мелким событиям в жизни. Они любят море! Это их радость и печаль. Это их жизнь! Им бы немножко помочь! Но нет. Никто из «высших» не посетил Видяево на десятилетие «Курска». «Она утонула», и всё тут.
• С января на СФ пошли увольнения по ОШМ. Об этом пишут в Интернете. А куда этим офицерам ехать? Они пишут обращение к руководителям государства и размещают в Интернете. А некий полковник Воронков, 36-ти лет, к тому же профессор, доктор наук, офицер Арбатского округа, там же в Одноклассниках даёт таким офицерам характеристику – отработанный материал. В связи с таким положением, с флота ушла масса высококвалифицированных офицеров от 40-ка до 50-ти лет. Можно констатировать нарушение преемственности флотских традиций.
Риторический вопрос: Есть ли будущее у ВМФ с таким отношением высшей власти к костяку флота, к самым преданным службе, морю офицерам?
4. Смена задач на театрах военных действий. Глубоким анализом задач, стоящих на разных ТВД занимаются ведущие аналитики в Главкомате ВМФ и Генеральном Штабе. Хотя нет, занимались. В настоящее время этих самых аналитиков практически не осталось. Посмотрим коротко.
ЧФ. Нет смысла обсуждать то, что старыми структурами невозможно решать новые задачи. Придумали новые структуры и переподчинили ЧФ СКВО! Теперь депешами из Ростова-на-Дону управляют оперативной деятельностью ЧФ?! По данным всех аналитиков ЧФ проигрывает Турецкому флоту. Причем кратно. Корабельный состав старый и абсолютно разнородный. Просто дослуживает. И постоянные переговоры с Украинской стороной по Севастополю. Потеря Севастополя равносильна на сегодня потере флота.
БФ. Часть баз утрачена в связи с отделением прибалтийских республик. Вместе с этим утрачена налаженная система управления. К сожалению и БФ значительно проигрывает группировке НАТО в Балтийском море.
Фактически и ЧФ и БФ в настоящее время могут выполнять боевые функции лишь номинально. Основная задача у них чисто представительская – демонстрация флага.
СФ. Здесь самая боеспособная часть ВМФ. Корабли СФ при необходимости в состоянии прийти на помощь ЧФ и БФ. Однако возникла проблема планового ремонта кораблей. ВМФ не способен обеспечит такой ремонт. И, в связи с этим обстоятельством, возможно выбывание из состава флота целого ряда кораблей, что неминуемо приведёт к преобразованию СФ во флотилию.
ТОФ. Вот выдержка из высказываний моряков: «В 2007 году отдыхал в Приморском крае, заехал на «Новый пирс» в бухту Абрек… и ужаснулся! Оказывается, надводного флота НЕТ! Стоит груда металлолома. Дивизию ракетных кораблей местные жители называют «Дивизия железный капут». На учения в состоянии выйти только 1 единица — ракетно-бомбовый катер. Но соединением командует адмирал, со всей причитающейся штабной свитой!».
• И ТОФ фактически уже нет. Образована какая-то непонятная структура с непонятным назначением — Камчатская и Приморская группировки. И, если ЧФ, СФ, БФ могут хоть как-то взаимодействовать, то ТОФу просто некому будет помочь!
В океанской зоне преобладают американские ВМС. Поскольку в США нет внутренних морей, почти 95% ВМС предназначены для океанской зоны. А что же ВМФ России? Из надводных кораблей только «Петр Великий» и «Адмирал Кузнецов» бороздят просторы мирового океана. И даже без должного охранения и сопровождения! Почему? Да потому, что продано!
• Где было «высшее» командование, когда часть кораблей была продана за шапку сухарей. Выдержка из интернета:
Сторожевой корабль «Зоркий» — 227,5 тыс. долларов.
Сторожевой корабль «Строгий» — 316,5 тыс. долларов.
И этот список можно продолжить! Хорошо известно, как продавали ТАКР «Минск» и «Новороссийск»! Вот показательные истории! Даже секретное вооружение не сняли.
Риторический вопрос: Есть ли будущее у ВМФ, если состояние флотов не будет подстраиваться под современные задачи всех ТВД?
5. О современном состоянии корабельного состава. Здесь следует обратить внимание на один спорный момент. Это развитие в направлении повышения значимости МСЯС (морских стратегических ядерных сил). Показателен 2007 год, когда около 70% средств, выделенных для постройки всех новых кораблей, были отправлены на закладку трёх АПЛ серий 955 и 955А. Причем подводные крейсеры серии 955 считаются одними из самых дорогих кораблей. Но, внимание! Основная проблема в том, что развитие МСЯС совершенно не поддерживается развитием системы обеспечения. Силы, которые необходимы для прикрытия крейсеров в море, устаревают ускоренными темпами, а новых на стапелях не видно.
• При разработке тактики и стратегии использования МСЯС совершенно не учитывается необходимость системного рассмотрения всех вопросов, в том числе и обеспечения. Уроки Фолклендского кризиса 1982 года убедительно показали возможности наступательных сил, когда они используются в комплексе. Но ощущение такое, что эти уроки и не рассматривались. А вот до 90-х годов на всех читках приказов в частях обязательно зачитывались приказы, рассматривающие те или иные ситуации и в приказной части обязательно ставились задачи обучения, вытекающие из полученного опыта.
• Есть и ещё одна серьёзная проблема – низкий коэффициент оперативного напряжения. В результате весьма дорогостоящий крейсер становится уязвимой мишенью для противника, находясь на стоянке в базе. Ну не может ВМФ в нынешнем состоянии обеспечить более длительное нахождение на БД. К слову, коэффициент оперативного напряжения и во времена СССР был не слишком высок.
• Вкладывая огромные средства в развитие МСЯС, разработчики военной доктрины фактически рассматривают лишь один, причем наименее вероятный сценарий военного конфликта – всеобщая ядерная война. Между тем, огромное количество задач мирного и военного времени, должно решаться неядерными силами общего назначения. Что стоит только задача обеспечения международной безопасности в Аденском заливе. А охрана территориальных вод, берегов России, участие в антитеррористических операциях. Здесь нужны совершенно другие силы и средства.
• К сожалению, руководство Минобороны осуществляет совершенно необъяснимые с точки зрения логики, действия. Сколько лет муссировался вопрос о переводе Главкомата ВМФ в С.Петербург. Группа заслуженных адмиралов вынуждена была писать открытое письмо с вопросом о целесообразности такого перевода. Стоимость перевода была оценена в 40 – 50 млрд. рублей. Причем стоимость корабля серьезной серии составляет около 2 млрд. рублей. В условиях корабельного дефицита встает вопрос: «А кто-то вообще просчитывал программу перевода?». Следующей новостью стала возможность переименования Главкомата в Департамент! Может Департаментом будет управлять эффективный менеджер?
Риторический вопрос: Есть ли будущее у ВМФ, если не будет разработана общая концепция применения сил и средств ВМФ, с последующим размещением заказов на постройку кораблей соответствующих классов?
6. Состояние кораблестроительной промышленности. К большому сожалению, при развале СССР около 40% кораблестроительной промышленности осталось в странах СНГ. Были нарушены кооперационные связи и, очень многое пришлось создавать заново. Это наложило очень серьезный негативный отпечаток на всю промышленность. По сведениям очевидцев сильно поредели ряды ведущих конструкторов в ПКБ «Рубин». Много площадей просто сдано в аренду. Недофинансирование не позволяет ритмично работать на верфях заводов. В результате на стапелях застряли на долгие годы запущенные проекты.
• Особенно большие вопросы вызывает отсутствие возможности передачи традиций рабочих специальностей. Существует колоссальная нехватка молодежи. Особенно это касается рабочих-станочников. На высокоточных металлообрабатывающих станках работают возрастные рабочие. И кто придет им на смену — совершенно неясно.
Риторический вопрос: Есть ли будущее у ВМФ, если кораблестроительная промышленность будет продолжать оставаться в текущем состоянии?
ВЫВОД: будущее у ВМФ России, при всех сложившихся трудностях, вполне может быть. В истории уже были примеры возрождения флота. Нужно лишь желание власти и политическая воля разрешить все риторические вопросы. А люди, любящие море, отчаянно преданные морской профессии в России были, есть и будут!
/Пикуль В.Е., подполковник запаса, «Военное обозрение»/