Главная Аналитические статьи и мнения

Почему индусы «сбили» российский МиГ-35

0
1562

Россия потерпела очередное чувствительное поражение в области экспорта вооружений и военной техники. Наш новейший многоцелевой истребитель МиГ-35 выбыл из тендера на поставку в Индию 126 боевых машин такого класса на общую сумму свыше 10 миллиардов долларов. Произошло это всего через месяц после того, как стало известно и о решении Таиланда впредь закупать украинские танки Т-84 «Оплот» вместо отечественных Т-90С.

• Решение индийской стороны никак нельзя назвать скоропалительным. Конкурс на поставку многофункциональных истребителей был объявлен ещё в 2007 году. По условиям тендера, победитель должен будет инвестировать 50% от суммы контракта в военное производство и локализацию на территории Индии. Первые 18 самолетов предлагается поставить в собранном виде из-за рубежа, остальные 108 должны быть изготовлены индийской самолетостроительной компанией Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL).

На тендер были выставлены шесть самолетов: российский МиГ-35, шведский Gripen, американские F-16 Fighting Falcon и F/A-18 Super Hornet, а также Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Самолеты испытывались в базах, расположенных в самых разных климатических зонах Индии (Бангалор — тропики, Джайлсаймер — пустыни, Лех – горы Тибета).

Все эти годы Москва излучала полную уверенность, что МиГ-35 — безусловный фаворит в борьбе за многомиллиардный куш. Судя по мнению специалистов, эта машина и в самом деле выглядит очень сильно. По словам Николая Бунтина, директора программы МиГ-35, главного конструктора Инженерного центра «ОКБ им. А.И. Микояна», «этот самолет поколения «4++» спроектирован для требовательных заказчиков — таких, как ВВС России и Индии. Приступая к разработке МиГ-35, мы исходили из фундаментального требования: он должен превосходить по боевым и эксплуатационным качествам истребители четвертого поколения и успешно противостоять в воздушных боях самолетам пятого поколения».

• Хотя внешне МиГ-35 похож на МиГ-29, на самом деле это качественно новый самолет Как написано в рекламных проспектах, этот истребитель предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям, не входя в зону ПВО противника. Кабина летчиков оснащена жидкокристаллическими дисплеями и системой индикации на лобовом стекле и полностью адаптирована для работы ночью.

Ранее МиГ-35 был известен как МиГ-29ОВТ. ОВТ – это отклоняемый вектор тяги. Двигатель с такой функцией дает возможность истребителю круто менять направление движения в воздухе. По мнению разработчиков, это важное преимущество в ближнем бою. Кроме того, самолет может нести оружие на девяти внешних узлах подвески и даже выполнять роль топливозаправщика. Правда, чтобы придать новому истребителю ещё и эти качества, пришлось его вес увеличить на треть по сравнению с прародителем – МиГ-29.

• Однако даже не перечисленные достоинства являются главной гордостью создателей МиГ-35. Главное — электронная начинка, которой, как утверждает Бунтин, нет ни у одного современного европейского истребителя. Во-первых, она дает возможность истребителю вести бой как днем, так и ночью в любых погодных условиях. Во-вторых, резко повышает выживаемость в воздушном бою за счет развитых радиоэлектронных и оптико-электронных систем предупреждения и противодействия.

• В принципе, приблизительно то же самое умеют Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Но у МиГ-35 есть ещё и «в-третьих». А именно, радиолокационная станция «Жук-АЭ» с активной фазированной антенной решеткой. Она разработана корпорацией «Фазотрон-НИИР» на базе серийного радара «Жук-МЭ», который устанавливается на предыдущих моделях подобных истребителей МиГ-29К/КУБ и МиГ-29СМТ. Станция обеспечивает сопровождение 30 воздушных целей, одновременную атаку до 6 воздушных и наземных целей на дальностях до 130 километров. Кроме того, РЛС способна работать в режиме картографирования.

МиГ-35 оснащен и развитым комплексом обороны, который заранее предупредит пилота об атаке. Значит, у летчика будет достаточно времени чтобы уклониться или применить бортовые средства противодействия. В частности, самолет оснащен станцией обнаружения атакующих ракет СОАР, включающей модуль обзора верхней и нижней полусферы. Дальность обнаружения ракет «воздух-воздух» составляет 30 километров, зенитных управляемых ракет – 50 километров, ракет переносных зенитно-ракетных комплексов – 10 километров.

• В общем, многим представлялось, что индусы выберут именно российский истребитель. Но проиграли и мы, и американцы, и шведы. Основными претендентами на столь выгодный контракт остались только французский многоцелевой истребитель четвертого поколения Dassault Rafale и многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon.

• Почему? Организаторы конкурса могут сколько угодно убеждать общественность, что руководствовались лишь тактико-техническими характеристиками представленных машин. Но торговля оружием слишком политизированная сфера, чтобы в это поверить. Нет сомнения, что индусы руководствовались и мотивами, от техники далекими.

• Скажем, такими. Парк боевых машин российского производства в этой стране действительно составляет основу мощи ее ВВС. Военно-техническое сотрудничество наших стран продолжается не одно десятилетие и его объем уже давно превысил 40 миллиардов долларов. Но именно это обстоятельство в 90-е годы едва не погубило индусских летчиков. Развал российской «оборонки» надолго оставил их без запчастей и сервисного обслуживания. Нужны ли другие аргументы для того, чтобы больше не складывать дорогостоящие яйца в одну корзину? И, по мнению специалистов, ничего не меняет приобретение Индией в 2010 году очередной партии в составе 40 российских истребителей Су-30МКИ. Решение об этой покупке в Дели приняли, скорее всего, как определенную плату нашей стране за отказ от МиГ-35. Все-таки рвать давние и добрые военно-технические связи неразумно.

Кстати, не исключено, что по политическим мотивам мимо индийских миллиардов «пролетели» и американцы. В Дели не забыли, как США вводили санкции против них в 1998 году, когда Индия произвела испытания ядерного оружия. Ещё один такой шаг в случае нового обострения отношений легко приковал бы к аэродромам американские F-16 Fighting Falcon и F/A-18 Super Hornet, если бы, конечно, купили именно их.

И все же нет худа без добра. В проигранном конкурсе для России, очевидно, кроются и определенные выгоды. Дело в том, что в российских Военно-Воздушных силах пока ни одного МиГ-35. Они могли бы стать хорошей заменой стареющему парку МиГ-29 различных модификаций. Собственно, это зафиксировано в госпрограмме вооружений, рассчитанной до 2020 года. Закупки МиГ-35 в ней предусмотрены. По некоторым данным — в количестве 30 единиц. Как утверждают, соответствующий заказ Минобороны РФ намерено разместить на 2015 год. Но у авиационных специалистов были большие сомнения, что наши одряхлевшие заводы сумели бы обеспечивать этими самолетами одновременно и нас, и индусов. Теперь остались только мы. Шансы ВВС РФ выросли.

Комментарий директора Института политического и военного анализа Александра Шаравина.

— Означает ли проигрыш МиГ-35 в Индии, что наш самолет хуже западных конкурентов?

Абсолютно не обязательно. В подобных тендерах всегда присутствует большая совокупность факторов. И соотношение «цена-качество» не всегда основной критерий. Учитывается все, от политики до условий сервисного обслуживания.

— Наши давние военно-технические контакты с индусами позволяют предположить, что как раз с политикой все должно было быть нормально.

Нормально и есть. Просто с недавних пор в Дели решили диверсифицировать поставщиков оружия для своей армии. Видимо, наш самолет оказался первой жертвой такого подхода.

— Но неожиданный для многих отказ от российских истребителей не означает, что мы начинаем терять прежде основной для российских оборонщиков индийский рынок?

Думаю, о потере рынка говорить не приходится. То, что будет сложнее работать в этой стране, — это наверняка.

Комментарий заслуженного летчика-испытателя РФ, Героя России Магомеда Толбоева.

— Магомед, вам приходилось подниматься в воздух на МиГ-35?

Летал. И не раз. Мы же его испытывали.

— Каковы ваши впечатления?

Замечательная машина. Простая и надежная, как его предшественник МиГ-29. Только намного совершенней.

— В чём главные отличия с точки зрения пилота?

Главное авионика. На МиГ-29 на приборной доске обыкновенные циферблаты.А здесь за тебя многое делает компьютер. Например, выбирает цели и очередность применения оружия. Электронная карта перед глазами, а на МиГ-29 мы маршрут прокладывали, как говорится, на коленке. Естественно, точнее выход на цель. В общем, это все равно, что сравнивать приборную панель старых «Жигулей» и последней моделью «Мицубиси».

— У конкурентов разве не то же самое?

У них тоже авионика выглядит прилично. Но западные машины в целом сложнее в обслуживании и капризней. Но все в Индии решила политика.

— Упущенные деньги не скажутся самым фатальным образом на перспективах и возможностях конструкторов знаменитого МиГа?

Если бы корпорация «МиГ» существовала отдельно – могли бы сказаться. Но она же вместе с фирмой «Сухой» входит в Объединенную авиастроительную корпорацию. Ее возглавляет Миша Погосян. Не думаю, что он даст загнуться одному из лучших КБ страны. Он в этих вещах дока.

КРАТКАЯ СПРАВКА

Технические характеристики МиГ-35:

Экипаж – 1…2 чел.
Длина самолета со штангой ПВД — 17,32 м.
Высота самолета — 4,73 м.
Площадь крыла — 38 кв.м.
Масса пустого снаряженного самолета — 10900 кг.
Максимальный запас топлива во внутренних баках — 4200 л.
Взлётная масса, кг: — нормальная 15100.
Боевая нагрузка, кг: 4500.
Максимальная скорость, км/ч: 2300.
Посадочная скорость — 235 км/ч.
Практический потолок — 17000 м.
Практическая дальность, км:
— без ПТБ -1500;
— с одним ПТБ — 2100;
— с тремя ПТБ — 3200.
Длина разбега, м: — без форсажа — 600-700; — с форсажем — 260.
Длина пробега с тормозным парашютом — 600 м.
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9.

Вооружение:
— одноствольная пушка ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов, скорострельность 1500 выстр./ мин);
— ракетное вооружение — до шести УР класса «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27, до четырех УР малой дальности Р-73 с ТГС;
— бомбы калибром до 500 кг и общей массой до 6000 кг на четырёх пилонах;
— НУРС, КМГУ, выливные баки и прочее неуправляемое оружие класса «воздух-поверхность».

Соперники МиГ-35 в индийском тендере:

Lockheed Martin F-16IN Super Viper
Истребитель F-16IN (F-16 Block 60) оснащен РЛС с активной ФАР Northrop Grumman APG-80 и двигателем General Electric F110-132A. Самолет совершил более 100 тысяч боевых вылетов, счет воздушных боев с самолетами противника составляет 72-0 (ни один не был потерян). Построено более 4000 самолетов этого типа, из них 928 произведены иностранными компаниями по американской лицензии, таким образом, наращивание выпуска этих машин не составит проблемы.

Dassault Rafale
Истребитель хорошо зарекомендовал себя в ходе боевой эксплуатации в Афганистане. Его предшественник Mirage-2000 в 1999 году успешно участвовал в высокогорном конфликте в Каргиле с Пакистаном.

Eurofighter Typhoon
Консорциум предлагает Индии статус полноправного партнера программы, гарантирует «амбициозную» передачу технологий и рекламирует свой истребитель как боевого самолета, способного одновременно и одинаково эффективно выполнять задачи «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Индия будет иметь долю от последующих продаж истребителя.

Boeing F/A-18E/F Super Hornet
Компания Boeing в конце октября 2010 года заявила, что ее самолет имеет наибольшие шансы на победу в тендере. Одним из его потенциальных преимуществ является двигатель General Electric F414, который будет использоваться на новой модификации индийского легкого истребителя Tejas MkII. Кроме того, компания предложила Индии включиться в создание варианта Super Hornet с конформными топливными баками, внутренними отсеками оружия и оснащенного другими передовыми системами.

SAAB Gripen IN

Базовый вариант истребителя находится на вооружении ВВС Швеции, Венгрии и ЮАР. Как и Super Hornet, шведский истребитель оснащен двигателем General Electric F414, который будет использоваться на Tejas MkII. Первоначально Gripen был создан с возможностью использования с автострад, когда напавший на страну «большой сосед» лишит ВВС Швеции аэродромов базирования. Сильными сторонами также являются дешевизна однодвигательного самолета, полная открытость Швеции по передаче технологий и надежность конструкции истребителя.

/Сергей Ищенко, svpressa.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ