Немногим более месяца назад вышел в свет доклад Института социального развития (ИНСОР) «Обретение будущего. Стратегия 2012». В этом труде не только определены направления и намечены ориентиры модернизации России в ближайшие годы. Одно из основных мест в нем занимают вопросы обеспечения военной безопасности государства.
Авторы доклада проанализировали нынешнее состояние военного строительства в нашей стране и на данной основе сформулировали две стратегические концепции развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
• Одна концепция, негативная, заключается в дальнейшем следовании курсом «консервативного генералитета», сохранении призывного способа комплектования армии и флота. Реализация этой стратегии, по мнению ИНСОРа, приведет к потере ими в перспективе боеготовности и боеспособности.
• Другая стратегия, позитивная, заключается в радикальном реформировании Вооруженных Сил. Воплощение ее в жизнь позволит, по мнению авторов доклада, в кратчайшие сроки решить насущные проблемы военной организации РФ, вывести армию и флот на качественный уровень, соответствующий требованиям XXI века.
• Разумеется, будущему президенту России ИНСОР предлагает выбрать в качестве руководства к действию именно эту позитивную стратегическую концепцию. Вот почему ее основные положения и намерен рассмотреть автор настоящей статьи.
Забегая вперед без оглядки
В докладе перечисляются основные факторы, оказывающие влияние на военное строительство.
Первый фактор — это обострение демографической ситуации в Российской Федерации. По оценкам экспертов, в ближайшие десять лет призывной контингент будет только сокращаться. Потребности Вооруженных Сил в молодых людях не смогут быть удовлетворены.
Второй фактор –- происходящая революция в военном деле, внедрение информационных технологий в управление войсками и оружием, создание новых и совершенствование имеющихся роботизированных средств вооруженной борьбы. В этой связи армии и флоту необходимы высококлассные специалисты, способные освоить такую технику и эффективно применять ее в бою. Подготовить такого специалиста за один год воинской службы не представляется возможным.
Третий фактор заключается в том, что ракетно-ядерный потенциал остается надежной гарантией того, что ни одно из государств не рискнет совершить агрессию против нашей страны.
• По мнению разработчиков доклада ИНСОРа, в комплексе все три приведенных выше фактора, и заставляют, и позволяют в рамках модернизации России осуществить два радикальных преобразования в российских Вооруженных Силах:
— во-первых, сократить их состав мирного времени в два раза (до 400–500 тысяч человек);
— во-вторых, отказаться от способа комплектования армии и флота военнослужащими по призыву и перейти к формированию контрактных (добровольческих) ВС.
• Позволю себе начать со второго и третьего факторов. Итак, информатизация и роботизация. Действительно, это ключевые направления развития средств вооруженной борьбы. Но что касается наших Вооруженных Сил – всего лишь пока направления, тенденции, а не реально существующее положение дел, к сожалению.
• Объективная картина, увы, не дает поводов для радужных прогнозов. Успехи роботизации ограничиваются установленными в конце 60-х годов прошлого столетия механизмами заряжания на танках Т-64, Т-72, Т-80, что позволило сократить численность экипажей на этих бронированных машинах с четырех до трех человек. На сегодня в Вооруженных Силах РФ нет ни одной роты военных роботов. Правда, есть две эскадрильи беспилотных самолетов-разведчиков выпуска 70-х годов. Но массовая роботизация в войска пока не пришла. И оснований для уменьшения призыва нет.
• Не лучше обстоит дело с информатизацией. Опытно-конструкторские работы ведутся интенсивно, проводятся полевые испытания, но массового внедрения автоматизированных средств управления войсками и оружием, даже в тактическом звене, пока не произошло. Мы по-прежнему не ликвидировали отставание в этой сфере.
• Надо признать, что в ходе проводимых в последние годы преобразований доля технологичных видов и родов войск Вооруженных Сил (ВВС, ВМФ, Космические войска) несколько возросла, но на снижение потребности армии и флота в призывниках это практически не повлияло.
• Таким образом, результаты революции в военном деле пока не нашли у нас материального воплощения в средствах вооруженной борьбы. Массового высвобождения личного состава не наблюдается, потребности страны в защитниках не уменьшились. Реформировать армию и флот только на основе оптимистичных взглядов на будущее не вполне благоразумно.
• А теперь немного поговорим о сдерживающей роли ядерного оружия. Оно отнюдь не панацея от всех гипотетических военных угроз в связи с тем, что изменились сами военные угрозы. Прямое вооруженное вторжение с четко обозначенным передним краем отошло в прошлое. На смену ему приходит ползучая экспансия: дестабилизация внутриполитической обстановки в стране, инициирование в ней разнообразных конфликтов, перерастающих в кровавые междоусобицы, введение затем миротворческих сил, последующая эскалация напряженности и переход к полномасштабной агрессии под видом операции по принуждению к миру.
• Это не очередная страшилка, а вполне вероятные сценарии, которые постепенно апробируются в различных регионах мира. Применение в подобной ситуации ядерного оружия проблематично. Следовательно, необоснованное упование на него, а также сокращение возможностей сил общего назначения ведут к провоцированию потенциальных противников, понижают уровень военной безопасности государства.
Хорошенько подумали?
• Да и вообще, что изменилось в мире, чтобы нам одномоментно в одностороннем порядке уменьшить численность своих Вооруженных Сил в два раза, как предлагается в докладе ИНСОРа?
• Да, можно было бы пойти на такой шаг, если бы наши танки и танки НАТО заправлялись из одного нефтяного терминала, принадлежащего компании «ВР-Роснефть». Если бы имелись совместные планы, которые предусматривали прикрытие Иркутского направления чехословацким корпусом, Читинского – итальянским, Благовещенского – французским, Хабаровского – немецким, Владивостокского – польским. Или, наоборот, на прикрытие Северо-Западного стратегического направления выдвигались дивизии Шеньянского военного округа, а Северо-Западного стратегического направления – объединения Пекинского военного округа.
• Но пока подобных планов нет, значит, и нет основания для столь радикального уменьшения численности ВС РФ и само это предложение абсолютно непродуманно и не просчитано. Кроме того, Вооруженные Силы России исчерпали лимит сокращения на ближайшее десятилетие.
• Разделите 400 тысяч человек между Сухопутными войсками, Военно-воздушными силами, Военно-морским флотом, Ракетными войсками стратегического назначения, Космическими войсками, Воздушно-десантными войсками, Тылом. И что получите? Убежден: дальнейшее уменьшение ВС приведет к негативным и необратимым качественным и структурным изменениям, потере функциональности отдельных видов и родов войск.
• В докладе ИНСОРа заявлено, что оборона страны обеспечивается не численностью войск, а их способностью к перегруппировке на другие стратегические направления. Абсолютно голословное утверждение. Первый расчет, который делает командир при принятии решения, – это расчет соотношения сил и средств.
• Сегодня в составе Сухопутных войск насчитывается около 70 бригад. После радикального сокращения армии должно остаться вдвое меньше соединений – 35. Из них 25–28 мотострелковые (танковые), а остальные артиллерийские, противовоздушной обороны, инженерно-саперные, материально-технического обеспечения. Разделите 28 бригад на четыре военных округа. Что можно прикрыть (не оборонять, а просто прикрыть) семью бригадами на фронте от Заполярья до Украины или от Байкала до Владивостока?
• Хватит этих войск только на основные железнодорожные магистрали и главные автомобильные дороги, ведущие в глубину страны. Впрочем, может быть, вероятные противники придумают новый способ вторжения в Россию – передвигаясь в эшелонах по стальным магистралям и следуя колоннами по автотрассам.
• Кроме того, при таком боевом составе (35 общевойсковых бригад) на угрожаемом направлении (на ТВД) удастся создать группировку только для решения тактических, максимум оперативно-тактических, но никак не стратегических задач. Ведь в случае возникновения военной угрозы на каком-либо одном стратегическом направлении нельзя будет снять 100 процентов воинских формирований с других. Потому что их тоже надо прикрывать. Вспомним: поздней осенью – в начале зимы 1941 года, в самый критический период Великой Отечественной, когда немцы вплотную приблизились к Москве, на Дальнем Востоке оставалась развёрнутая боеспособная группировка РККА.
• Причем у нас география такая, что в случае начала боевых действий против России на ее западных границах то же самое может произойти в Северо-Кавказском и Дальневосточном регионах. Поэтому максимум, что удастся перебросить на Западный ТВД, 3–4 бригады из Центрального военного округа, а это позволит создать группировку в составе 10 общевойсковых бригад. Таких сил недостаточно даже для конфликта, аналогичного по масштабу войне с Финляндией.
• И ещё один аспект. Вооруженные Силы неспособны находиться в состоянии перманентного реформирования. Ещё не завершены нынешние преобразования: не апробированы до конца новые оргштатные структуры, не определены досконально способы ведения операций межвидовыми объединениями, не готовы новые уставы и наставления, не отработаны в ходе учений новые оперативные задачи, вопросы взаимодействия, формируется новое Командование воздушно-космической обороны. А доклад ИНСОРа ратует за очередное грандиозное сокращение армии и флота России.
• Несомненно, предлагаемое радикальное (на 50 процентов) уменьшение численности Вооруженных Сил РФ не имеет абсолютно никаких оснований и не может приниматься всерьез. Его практическая реализация губительна для военной безопасности государства.
• И ещё один аспект. Написавшие доклад ИНСОРа люди, помимо сокращения ВС, настаивают на обеспечении максимальной гласности и открытости в вопросах проведения военной политики и военного строительства. С этой целью необходимо осуществлять открытую публикацию протоколов заседаний Государственной думы и слушаний в парламенте, посвященных вопросам обороны. Максимально открыть военный бюджет и военные расходы. Причем отчет России о военных расходах планируется отправлять в ООН, минуя Государственную думу.
• В целом от посылов ИНСОРа, посвященных радикальному сокращению Вооруженных Сил, обеспечению максимальной гласности и открытости, повеяло эпохой Горбачева, когда общечеловеческие ценности ставились выше государственных интересов и на этой основе формировалась внешняя и внутренняя политика Советского Союза, приведшая его к гибели. Так стоит ли возвращаться в недавнее печальное прошлое?
• Хотел бы здесь обратить внимание читателей ещё на одно предложение доклада: в целях сокращения сроков стратегического развертывания группировок на угрожаемых направлениях организовать заблаговременное развертывание складов тяжелого вооружения на потенциально угрожаемых направлениях. Новая, яркая и красивая идея. Ее воплощение должно позволить, с одной стороны, снизить расходы за счет содержания одного соединения двойного базирования вместо двух, с другой – оперативно наращивать группировки войск (сил) в случае возникновения угрозы.
• Но имеется ряд проблем с практической реализацией сего замысла.
Во-первых, где найти средства на два комплекта вооружения и военной техники, если мы испытываем трудности с оснащением армии и флота одним комплектом современного ВВТ.
Во-вторых, заскладированное вооружение необходимо сберегать, охранять, обслуживать. То есть придется оборудовать парки, построить боксы и хранилища. Причем боксы со специальной техникой (связи, ракетной и т. д.) нужно обогревать. Запасы боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продовольствия требуется держать на разных складах.
• Ко всем объектам следует, как говаривали в старину, приставить крепкий караул. С вооружением и военной техникой предписывается проводить регламентные работы, смазывать их и красить, иначе они заржавеют, заклинят, двигатели не заведутся. Запасы необходимо освежать, заменять с истекшими сроками хранения на новые. И на все это потребуются громадные ресурсы: людские, материальные, финансовые и другие.
В-третьих, современные образцы ВВТ – весьма сложные технические устройства. Самые массовые из них – танки, боевые машины пехоты оснащены баллистическими вычислителями, лазерными дальномерами, оптико-электронными устройствами (тепловизорами, приборами ночного видения). Что значит хранение вооружения и военной техники: танк упакуют в целлофан и поставят в неотапливаемый бокс.
• Попробуйте завернуть в целлофан старый телевизор, сотовый телефон, DVD-проигрыватель, пусть они полежат лет пять где-нибудь на даче в сарае для инструмента. А потом достаньте и поэксплуатируйте. Будут ли они работать надежно и безотказно? Поэтому практически все страны давно отказались от идеи двойного базирования, даже богатые американцы. Дешевле перебрасывать соединения вместе с техникой. Как известно, у любой великой идеи есть недостаток, превышающий величие этой идеи.
/Василий Трушин, независимый военный эксперт, vpk-news.ru/