Процесс комплектования армии и флота сопровождается скандалами и спекуляциями. Совсем недавно, 1 апреля, в День смеха, в нашей стране началась новая весенняя призывная кампания. По указу президента № 378 от 31 марта 2010 года в боевой строй до 15 июля должны быть поставлены 218 720 молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющих права на отсрочки и освобождение от призыва.
• Одновременно из Вооруженных сил должны быть уволены в запас все солдаты, матросы, сержанты и старшины, отслужившие положенные им по закону 12 месяцев. И, как это почему-то принято в последние годы, очередное подобное мероприятие никак не может обойтись без скандалов и спекуляций.
• Некоторые СМИ уже обратились к президенту и Верховному главнокомандующему с призывом «отменить варварский призыв», якобы одним этим он оправдает свое президентство. Намекая на то, что избраться на второй срок Дмитрий Медведев сможет, как и Борис Ельцин в 1996 году, только при условии объявления о переходе на комплектование армии и флота контрактниками. Правда, авторы этого обращения почему-то не вспоминают, что после избрания на второй срок первый президент России быстренько забыл о том указе и все осталось, как и раньше.
• Сам Дмитрий Медведев, выступая в конце марта перед студентами, пообещал подумать об отсрочке от призыва для тех из выпускников техникумов, кто поступает в университет. Тем, кто хочет учиться в институте или в академии, такая привилегия, видимо, будет недоступна. В то же время администрация президента, как сообщается в печати, не поддержала широко анонсированные поправки в закон о продлении весенней призывной кампании с 15 июля до 31 августа, инициатором которых было Министерство обороны, стремясь восполнить за счет несостоявшихся студентов и аспирантов нехватку призывников.
• Внес свою лепту и главный военный прокурор, который сообщил накануне 1 апреля, что в армии и на флоте резко возросло количество преступлений и происшествий на основе неуставных отношений, или, другими словами, на почве дедовщины. О том, растет ли такое количество происшествий и преступлений в рядах контрактников, мы почему-то не услышали.
• Зато услышали на волнах «Эха Москвы» «инновационное предложение» заместителя начальника Генерального штаба – начальника Главного организационно-мобилизационного управления генерал-полковника Василия Смирнова перестать употреблять термин «дедовщина». Мол, сейчас все солдаты и сержанты практически одного возраста и одного года призыва – разница в пару месяцев не существенна, старослужащими при этом они стать не успевают – и всяческие конфликты между ними надо именовать не иначе, как «казарменное хулиганство», предпосылки которого приходят с улицы.
• Вот и начальник Генерального штаба генерал Макаров, который недавно говорил, что в армии необходимо сократить контрактников и набрать побольше призывников, заявил на заседании Академии военных наук, что «эти (российские) Вооруженные силы созданы для военнослужащих-контрактников. Только с их подготовкой мы можем иметь профессиональную армию».
• И ещё «количество солдат срочной службы по призыву в перспективе сократится до 10–15%». Загонять в контракт прослуживших полгода призывников, как это уже бывало в нашей истории, генералы категорически не согласны. Макаров напомнил, какие громадные расходы несло государство от такой практики. Бойца содержали как профессионала, ежемесячно платили ему по 7–13 тыс. руб., но по истечении первого контракта он, как правило, уходил на гражданку. Снова наступать на эти грабли в Минобороны не собираются.
• С будущего года контрактники станут получать около 25 тыс. руб. в месяц. И военные надеются, что за такими деньгами народ потянется в армию и у командиров наконец-то появится реальная возможность отбирать подчиненных.
• А среди родителей призывников и самих кандидатов в солдаты упорно ходят слухи, что нынешний весенний призыв будет последним, когда юноши продолжат служить 12 месяцев. Мол, генералы утверждают (а выступление Главкома Сухопутных войск генерал-полковника Александра Постникова в Комитете по обороне и безопасности Совета Федерации подтверждают это опасение), что за год невозможно подготовить хорошего военного специалиста. И после выборов нового-старого президента в 2012 году сроки срочной службы могут быть увеличены – сейчас это делать политически невыгодно…
• Примеры подобных официальных и неофициальных спекуляций на призывной кампании можно продолжать. Вопрос о том, как долго это будет длиться, представляется нам риторическим. Ответ на него известен – пока служба в Вооруженных силах, защита Отечества не станет, как это сказано в статье 59 Конституции, реальным «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Конечно, если он не болен и не инвалид. Равноправие граждан перед законом предусматривает и равенство перед службой в армии.
• Но почему-то в стране созданы такие условия, что сыновья высокопоставленных чиновников и богатых бизнесменов под тем или иным предлогом избавлены от подобного долга. А это, в свою очередь, создает не только социальное напряжение в обществе, но и те проблемы, о которых сказано выше.
• Представителям государственной власти – как гражданской, так и военной – пора раз и навсегда определиться, какая армия нам нужна. И могут ли занимать высокие государственные посты, а также избираться в законодательные органы, как это сделано, к примеру, в Израиле, Белоруссии и Казахстане, те лица, кто никогда не стоял в боевом строю. Может быть, тогда очередная призывная кампания или добровольный набор в Вооруженные силы перестанет притягивать различные скандалы и спекуляции. И не придется выдумывать инновации, которые даже по формальным признакам на них не тянут.
/По материалам nvo.ng.ru/