Главная Аналитические статьи и мнения

Перспективы танкостроения

0
841

После 1945 года не было ни одного десятилетия, в которое бы стройный хор армейских голосов не предрекал скорую гибель танковой техники как класса боевых машин. Первым их могильщиком нарекли ядерное оружие. Однако вскоре выяснилось, что в условиях его применения танк, напротив, показывает наивысшую, по сравнению со всей другой техникой, живучесть и боеспособность, после этого все скептики приутихли, но не надолго. В очередной раз переходящую «лопату» вручали противотанковым управляемым ракетам, боевым вертолётам и уже сейчас всему высокоточному оружию в целом. Но, не смотря на всё это, танки так и не удалось похоронить.

На сегодняшний день основные боевые танки (ОБТ) продолжают оставаться главной ударной силой сухопутных войск любого государства. И даже заметно сокращая танковые парки, отказываться от них никто не собирается. Анализируя опыт военных конфликтов недавнего будущего и сегодняшний уровень оснащения армий разных стран, а также тот уровень, которого им удастся достичь в обозримом будущем, можно с уверенностью говорит, что как минимум в течение ближайших 3-4 десятилетий ОБТ останутся главной ударной силой в сухопутных подразделениях всех армий. Являясь самыми живучими, защищенными и тяжеловооруженными боевыми машинами в боевых условиях, они, как и раньше будут в значительной мере определять устойчивость подразделений сухопутных войск.

• С большой долей уверенности можно говорить о том, что на ближайшие 25-30 лет значительную часть мирового танкового парка будут по-прежнему составлять машины, знакомые нам сегодня. Такие основные танки, как Т-64, Т-72, Т-80, Т-90, М-1 «Абрамс», «Челленджер-2», «Леопард-2», «Меркава» и прочие достижения конструкторской мысли 60-70-х годов прошлого века, которые были сначала усовершенствованы в 80-х годах, а затем в 90-х существенно модернизированы, и все ещё продолжают совершенствоваться главным образом за счет установки новой «начинки и обвеса».

• Очевидно, что со временем на поле боя выйдут новые образцы танковой техники, созданные, в том числе, и на уже имеющихся платформах, но их будет не так много. Среди них могут найти свое место и танки отечественной сборки, но что это будут за машины – отдельный вопрос.

• В начале 2000-х годов в прессе появились первые упоминания о разрабатываемом отечественном танке нового поколения. Машина уральского КБ была известна под индексом «объект 195», но получила свою известность как Т-95. Сведения о новом танке тогда были достаточно скупыми, и многие думали, что все закончится лишь чертежами. Однако в 2008-2009 годах в СМИ просочилась информация о том, что опытный образец построен и даже участвует в испытаниях. Данный танк соединяет в себе множество наработок по всем машинам этого класса, которые велись ещё в прошлом веке, когда М1 «Абрамс» и Т-72 считались вершиной технической мысли. Подробнее прочитать о возможностях и компоновке «объекта 195» вы можете в данной статье.

Есть что подешевле?

• Даже не смотря на свои выдающиеся ТТХ, танк Т-95 с большой вероятностью так и не пойдет в серийное производство. Большая стоимость танка вместе со сворачиванием аналогичных зарубежных программ делает переоснащение отечественных танковых частей на Т-95 малоосмысленным и, что главное, разорительным проектом. Наряду с этим новая универсальная платформа армии необходима. Такую платформу на гусеничном ходу можно было бы использовать и для танков, и для БМП «тяжелых бригад».

• Разработка такой платформы был начата ещё в СССР, но в 90-е годы прошлого века приостановилась ввиду отсутствия финансирования. В настоящее время, после отказа от Т-95 как основного танка, унифицированная платформа создается, исходя из требований реализуемости на существующем техническом уровне и промышленном потенциале. Соответственно были изменены и требования к ее боевым возможностям.

Эксперт в области бронетанковой техники Виктор Мураховский считает, что основными требованиями к ней являются – повышение защищённости экипажа машины, а также оснащение средствами и оборудованием, которые позволят танку взаимодействовать со всеми остальными силами бригады под управлением систем класса ЕСУ ТЗ. При создании новой техники требования к «дуэльным возможностям», определяющим способность противостоять ОБТ противника, будут несколько снижены.

• Орудия большей мощности, как, например, задуманная 152 мм пушка на «объекте 195», использоваться не будут. В качестве замены выступят усовершенствованные 125-мм орудия. У данного орудия все ещё остается высокий потенциал развития, в том числе в плане создания боеприпасов нового поколения, при этом совершенствование данной артиллерийской системы требует куда меньших затрат, чем переход танков на новый калибр основного вооружения.

• Повышенные требования к защите экипажа совместно с разработкой новой платформы, единой и для танка, и для тяжелой БМП, подразумевают размещение экипажа машины в отдельной бронированной капсуле, как и на Т-95, а также модульную компоновку. В зависимости от предназначения машины, она получит либо боевое отделение танка с соответствующим вооружением, либо боевое и десантное отделение для БМП.

А что за рубежом?

В большинстве развитых стран мира сегодня отдают предпочтение модернизации существующих боевых машин. По такому пути пошли в США после того, как экономический кризис заставил самую богатую страну отказаться от реализации своей амбициозной программы Future Combat System (FCS), в рамках которой должна была быть разработана разная боевая техника, в том числе и ОБТ.

• Более того, ни один из проектов танка FCS не демонстрировал радикального боевого превосходства над модернизированными вариантами М1 «Абрамс», что не оправдывало его высокой цены. Используя платформу от танка М1, можно проводить модернизацию, которая фактически позволит создать новую боевую машину. Именно по такому пути танкостроения пошли на Западе.

В 2009 году в США объявили о том, что в ближайшее десятилетие основным боевым танком в стране останется «Абрамс» М1А3. Ожидается, что новая модернизация танка получит меньший вес – около 55 тонн, против сегодняшних 62 тонн. Данного снижения удастся добиться за счет использования новой башни, которая получит автомат заряжения, созданный по образцу французского танка «Леклерк».

• Предполагается поставить на «Абрамс» М1А3 новый дизель, обновить систему управления огнем и, возможно, установить новое орудие (по некоторым данным калибром в 140 мм.). Эти машины планируется создавать на базе находящихся на хранении танков М1 и М1А1, они вполне могут остаться на вооружении страны до 40-х годов наряду с имеющимися танками М1А2.

• В Германии так же замедляется (если не останавливается полностью) разработка программы Neue Gepanzerte Platforme (NGP), где также, как и на Т-95, планировали разместить основное вооружение в необитаемой башне. Танк должен был получить в качестве основного оружия 140-мм пушку. В настоящее время не ясно, сможет ли министерство обороны ФРГ найти деньги на новую машину, скорее всего на 10-15 лет основным танком Германии будет оставаться «Леопард-2».

• В прошлом году на выставке Eurosatory немецкие танкостроители продемонстрировали новую модификацию танка Leopard-2A7, наряду с ним на выставке показали футуристичный MBT Revolution, который также создан на кардинально модернизированной платформе Леопарда-2. От Leopard-2A7 он отличается ещё большим вниманием к защищенности танка, а также использованием технологии «цифровой брони», которая должна обеспечить экипажу практически круговой обзор изнутри машины.

• В настоящее время одним из самых современных ОБТ обладает Франция, разработка танка «Леклерк» шла в 80-90х годах прошлого века. В ближайшие десятилетия Франция будет обходиться модернизациями данной машины. Предполагается установка на танк новейших систем управления огнем и нового более мощного орудия. Возможно, будет проведена работа по улучшению силовой установки, к которой сейчас имеется ряд вопросов. Остальные узлы и агрегаты будут заимствованы у базовых танков.

• Свои соображения по разработке перспективного танка есть и в Англии. Они вполне укладываются в русло общих тенденций развития бронетехники – уменьшение численности экипажа, более мощная пушка, совершенная система управления огнем и т.д. Правда, существует информация о том, что преемник «Челленджера-2», разрабатываемый в рамках программы Mobile Direct Fire Equipment Requirement (требования по стрельбе прямой наводкой в движении), планируется оснащать новой пушкой с электромагнитным ускорением снаряда. Есть вероятность, что в данной области англичане станут новаторами, сумев первыми установить подобное орудие на серийный танк. Однако время для реализации этой системы отодвигает срок разработки танка минимум на 20 лет.

Итоги и тенденции

На сегодняшний день можно выделить следующие основные тенденции развития основных боевых танков:

1. Масса танков прекратила расти. Все перспективные проекты, за исключением модернизированных танков «Меркава» (созданных для специальных театров военных действий), имеют полную массу в пределах 60 тонн.

2. Замедлился рост огневой мощи танков. Переход России на орудие калибром 152 мм неизменно запустил бы новый виток гонки за самым мощным танковым орудием, но этого, скорее всего, не произойдет. Пределом на ближайшие 20 лет станет калибр в 140 мм, а основная масса танков будет по-прежнему комплектоваться 120-125-мм орудиями.

3. Все без исключения перспективные танки получат автомат заряжения, что свидетельствует в пользу того пути развития, который в России был выбран ещё 30 лет назад.

4. Основную роль в повышении боевых возможностей техники будут играть новые, более совершенные системы управления огнем, системы целеуказания и связи, а также комплексы активной защиты и другое оборудование, при помощи которого боевые возможности существующей техники 2-3-го поколения удастся существенно увеличить.
_____________________________________________
Интересная информация:

Многое из того, что производится в настоящее время в результате человеческой деятельности, делается на специальных станках по металлу или с помощью машин, изготовленных с применением таких станков. Спектр станков очень широк – от строгальных станков по металлу с ручным управлением до компьютеризованных систем. Более 500 разных типов существующих станков по металлу могут быть подразделены не менее чем на десять групп по характеру выполняемых работ и применяемому режущему инструменту: разрезные станки, токарные станки по металлу, сверлильные и фрезерные станки, шлифовальные, строгальные и зубообрабатывающие, протяжные и автоматические многопозиционные станки.

Компания ПКФ «Аллес» предлагает токарные станки по металлу, которые зарекомендовали себя во всем мире отличным уровнем качества, прецизионностью, высоким запасом прочности. Это токарные станки по металлу производителей JET и Optimum Maschinen GmbH, цены на которые оптимально соответствуют качеству. Долговечность, широкие возможности этого оборудования удачно соотносятся с приемлемым бюджетом. Большинство токарных станков оснащено бесступенчатым приводом шпинделя, а также широким набором фирменных дополнительных принадлежностей и технологической оснастки.

/Сергей Юферев, topwar.ru/