Предлагаем вашему вниманию продолжение статьи Александра Самсонова «Мифы о «Зимней войне», начало статьи было опубликовано несколько ранее.
Соотношение сил на начальном этапе войны
• Ещё одним серьёзным просчётом советского командования стало соотношение сил на начальный период войны. По военной науке, чтобы удачно сломить сопротивление противника, который держит оборону на укреплённой позиции, необходимо соотношение 1:3, то есть на одну обороняющуюся дивизию приходится три штурмующих.
• На Карельском перешейке в декабре 1939 года было всего 5 советских стрелковых дивизий против пяти пехотных финских, затем соотношение стало 6:9. Всего у финских войск было 80 расчётных батальонов, у Красной Армии – 84. Численность войск на Карельском перешейке: финская армия – 130 тысяч человек, советская армия – 169 тысяч человек.
• СССР имел подавляющее преимущество в танках и артиллерии, но большинство танков были лёгкими и без поддержки пехоты не могли развить наступление, пехоту же отсекал огонь дотов. Танки, которые без пехоты прорывались через финские линии обороны, были обречены, их расстреливали из противотанковых пушек, закидывали бутылками с горючей смесью.
• На второстепенном направлении, между Ладожским и Онежским озерами, у финнов было 2 дивизии и 7 отдельных батальонов, всего 25 расчётных батальонов; у советских войск – 5 стрелковых дивизий, то есть 43 расчётных батальона. Всего на начальном этапе у вооружённых сил Финляндии было 170 расчётных батальонов, у РККА 185 расчётных батальонов.
Штурм по всем правилам
• После того, как стало ясно, что с ходу укрепления не прорвать, что финны создали новые доты, о которых не знала советская разведка, и Хельсинки поставили под ружьё всех, кого смогли, было решено всё сделать по правилам.
• Была создана новая 13-я армия, в помощь 7-й. Советских сил на Карельском перешейке было: 26 стрелковых дивизий, 1 пулеметно-стрелковая, 7 танковых бригад — всего 239 батальонов. У финнов – 7 пехотных дивизий, 1 пехотная бригада, 1 кавалерийская бригада, 10 отдельных полков — всего 80 батальонов. То есть было создано нормальное соотношение сил для прорыва укреплённой полосы. Численность советских войск нарастили до 450 тыс. человек, в финской армии было 150 тысяч.
• Преимущество в артиллерии калибром 122 мм и более создали в 10 раз, на две армии, вместо 2-х дивизионов артиллерии большой мощности, было четыре. Разведка боем выявила местонахождения дотов. В феврале 1940 года, несмотря на глубокий снег, оборонительные линии Финляндии были взломаны, доты уничтожались 152, 203, 280-мм артиллерией. Осколочно-фугасными снарядами «обнажали» бетон, уничтожая подушку дотов, затем бетонобойными снарядами завершали дело.
• 203-мм гаубицы образца 1931 года «Б-4» финны прозвали «сталинской кувалдой», а красноармейцы назвали «карельский скульптор». Орудие со своими 100 кг снарядами превращало доты в «карельский монумент» — сооружение из перекрученной арматуры и кусков бетона, на дот тратилось от 8 до 140 снарядов.
• Там, где не было мощных орудий, сапёры в ход пускали взрывчатку: так, дот № 0011 (или Sj5) взорвали, уложив сверху гору взрывчатки. Противотанковые надолбы где-то подрывали сапёры, в других местах сдвигали Т-28. В 13-й легкотанковой бригаде надолбы били 45-мм бронебойными снарядами. Проходы в минных полях и проволочных заграждениях пробивались артиллерией и миномётным огнём.
• Таким образом, финские укрепления были взломаны – артиллерией, взрывчаткой, тяжёлыми авиабомбами. Расположение дотов выявили и затем уничтожили. К тому же финская армия не могла противодействовать ответным огнем артиллерии и с помощью ВВС.
• В 1941 году финны повторили ошибки советского командования (в декабре 1939 года у нас не было мощной артиллерии), пытаясь взломать советский Карельский УР, и понесли большие потери при его штурме 29 октября 1941 года.
• Красная Армия, как и вермахт, применяла и штурмовые группы, глухая фронтальная стена позволяла прорваться через фланговый огонь соседних дотов и выйти к цели с зарядами взрывчатки.
Почему не обошли «линию Маннергейма»?
• Самые сильные укрепления финнов были на Карельском перешейке, севернее сильных укреплений не было. Проблемой было минимальное число дорог, Красная Армия была уже довольно сильно механизирована – штатный автотранспорт, тракторы, артиллерия, танки — армия была привязана к дорогам.
• Самое известное окружение – случай с 44-й стрелковой дивизией. Это самый типичный случай полного провала командования дивизии, его не соответствия занимаемым должностям – комдив А.И.Виноградов (расстрелян) и начштаба дивизии О.Н.Волков. Дивизия не вела разведку, не охраняла фланги, полная пассивность при окружении, оборонительных блокгаузов не строили (уже только в окружении), завалы не расчищали. Как итог — полный разгром и потеря техники, только части дивизии удалось вырваться. С 1 по 7 января 1940 года потеряли: 1001 человек убитыми, 1430 ранеными, 2243 без вести пропавших, 37 танков, 87 пушек, 350 пулемётов.
• Именно такие провалы послужили основой для мифа о явленной всему миру «слабости Красной армии». 20 января 1940 года У.Черчилль заявил по радио, что Финляндия «открыла всему миру слабость Красной Армии».
Ещё один пример провала командования дивизионного уровня – окружение финнами 26-28 декабря 18-й стрелковой дивизии и 34-й легкотанковой бригады. У командиров окружённых частей был выбор между пассивным ожиданием помощи или самостоятельным прорывом на восток, к основным силам 8-й армии. Выбрали пассивное ожидание.
• Причём даже оборону толком не организовали: господствующие высоты не заняли (или заняли недостаточными силами), занимаемую площадь не расширили – вдоль дороги около 2 км, ширина всего 400-800 метров, что позволяло финнам простреливать всё пространство, в некоторых частях (гарнизон Леметти-южный) даже не вырыли окопы полного профиля, там же не было единоначалия. Танки не зарыли, как огневые точки, большая их часть стояла на дороге.
• Но даже такие дезорганизованные части Красной Армии стали для финнов головной болью, им хотелось быстрее их уничтожить, чтобы перебросить силы на Карельский перешеек, но окруженцы дрались до конца февраля – 2 месяца. Солдаты, несмотря на голод, холод, массу обмороженных, проявили русскую стойкость и упорство. К тому же у финнов не было достаточно артиллерии, чтобы подавить сопротивление, для них окруженные части стали сложной задачей.
• Атаки шли постоянно, окруженные части дробили на куски и уничтожали. Из примерно 18 тысяч человек 18-й стрелковой дивизии и 34-й танковой бригады вне окружения оказалось примерно 2,5 тысячи, прорвалось к своим около 1300 человек, остальные погибли или попали в плен. В целом, несмотря на страшные потери части 8-й, 15-й, 9-й армий, в том числе и окружённые, свою задачу – не допустить переброски финских сил на Карельский перешеек, сковав боями, — выполнили.
Подведём итоги
— Война выявила безынициативность командиров и солдат, этот факт подметил и противник. Карал Маннергейм (командующий финскими вооруженными силами) писал: «Русский пехотинец храбр и упорен и довольствуется малым, но безынициативен». … « Русские строили своё военное искусство на использовании техники, и управление войсками было негибким, бесцеремонным и расточительным.» При хорошем командире дивизия действовала успешно. Плохой командир приводил часть к поражению.
— Преувеличивать слабость Красной Армии также неверно, это показал пример окружённых, плохо снабжаемых по воздуху 168-й, 18-й стрелковых дивизий и 14-й танковой бригады, которые дрались два месяца. В мороз, осыпаемые листовками: «Где политрук – там смерть!», голодные бойцы не сдавались и дрались до последнего.
— Остановка на «линии Маннергейма» была связана не с мощью укреплений, а с недостатком разведданных и сил для её взлома. Укрепления недооценили и хотели пройти в нескольких местах, в итоге поплатились за это, и только после нормального накопления сил и средств – взломали в хорошем темпе.
• РККА для 1940 года была вполне современной армией, оснащённой массой артиллерии, танков, авиацией, способной преодолевать укреплённые полосы противника, развивать наступления ударами танков и пехоты, но с ещё довольно слабой подготовкой командного состава.
/А.Самсонов, «Военное обозрение»/